СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

В статье анализируется использование современной игрушки, как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrushka.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье анализируется использование современной игрушки, как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательное развитие дошкольников, современная игрушка.

В настоящее время проблема познавательного развития детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Устойчивый познавательный интерес является основой учебно-воспитательной работы с детьми.

Дошкольный возраст является периодом становления и развития наиболее важных способностей, которые по мере взросления ребенка совершенствуются. К таким способностям относится способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные задачи познавательного развития детей дошкольного возраста: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т.д.

Современные игрушки играют огромную роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Использование игрушек способствует формированию наблюдательности, любознательности, помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность,

поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение.

Значение игрушек для формирования личности ребенка часто недооцениваются родителями и даже педагогами. В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игрушек и игра в них с ребенком определяют очень многое. Игрушка является неизменным спутником ребенка, игрушка это не только радость и забава, призванная увлекать, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его познавательного развития.

На протяжении всего дошкольного возраста внимание детей привлекают сюжетные или образные игрушки. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название ¾ сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла ¾ источник эмоциональных переживаний ребенка.

Играя с куклой, ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит, укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры ребенок оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества. Образные игрушки помогают усвоению половой роли, так, на третьем году жизни мальчишкам становятся интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам ¾ куклы.

Следующий вид современных игрушек ¾ технические игрушки, которые

вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, самолеты, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, ребенок обретает представление о деятельности взрослых [Матвеева, с.48].

Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

Также одним из важных видов современных игрушек, влияющих на познавательное развитие, являются строительные и конструктивные игрушки. Такие игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования ¾ из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Современной игрушкой является конструктор «LEGO», с его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.

Элементы конструктора «LEGO» имеют разные размеры, разнообразны

по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления «LEGO»-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

«LEGO» ¾ конструктор широко используется в образовательной деятельности и режимных моментах и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой теме (например «Город», «Мебель», «Животные», «Транспорт», «Гараж» и т.д.). Ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте, по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляя творчество.

В познавательном развитии ребенка особое место занимают развивающие игры. Развивающие игры помогают проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные игрушки многофункциональны. В статье мы рассмотрели виды современных игрушек, способствующие познавательному развитию детей дошкольного возраста. К ним относят такие игрушки, как:

  • технические, поскольку способствуют развитию мышления;
  • сюжетные, поскольку они развивают творчество, расширяют кругозор ребенка;
  • конструктор «LEGO», который способствует интеллектуальному развитию, развитию мыслительных процессов и воображения;
  • дидактические игры, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста"

Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодахРоль игрушки в личностном развитии дошкольников...

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...