Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.
материал (старшая группа)

Осипова Эльмира Радиковна

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы, формы и средства работы 18.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Мной широко используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная        форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

 

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

 

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

 

 При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности Гигиенические требования:

·        непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

·        ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, ·        ­не допускать переутомления детей на занятиях.

·         предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

 

Дидактические требования

·        ­точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

·        ­творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;

·        ­определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

·        ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;

·        ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

·        использовать в целях обучения дидактические игры (настольнопечатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игрыинсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

·        ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

·        иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

·        четко определить цель и дидактические задачи НОД;

·        грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

·        поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.

·        не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения. ·        НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;

·        НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

·         организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

 

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

 

Классификация занятий в ДОУ  

Дидактическая задача

  1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
  2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
  3. Занятия творческого применения знаний и умений;
  4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Содержание знаний (раздел обучения)  

  1. Классические занятия по разделам обучения;
  2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

 Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

·        прогулка, которая состоит из:

  • наблюдений за природой, окружающей жизнью;
  • подвижных игр;
  • труда в природе и на участке;
  • самостоятельной игровой деятельности;

· экскурсии;

 ·  игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • дидактические игры;
  • игры-драматизации;
  • спортивные игры;

· дежурство детей по столовой, на занятиях

·  труд:

  • коллективный;
  • хозяйственно-бытовой;
  • труд в уголке природы;
  • художественный труд;

· развлечения, праздники;

· экспериментирование;

· проектная деятельность;

· чтение художественной литературы;

· беседы;

· показ кукольного театра;

· вечера-досуги;

В ДОУ –  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

·        предметно-игровая,

·        трудовая,

·        спортивная,

·        продуктивная,

·        общение,

·        сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

 

Методы и приемы организации обучения

   В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Методы формирования сознания: словесные методы рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

 

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

  1. Цель воспитания.
  2. Содержание и направленности воспитательных задач.
  3. Возраст детей
  4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
  5. Особенности детского коллектива и его традиций.
  6. Особенности и традиции региона.
  7. Технические и материальные возможности ДОУ.
  8. Уровень профессионализма воспитателя.

 

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: - знаковые символы;

  • материальные средства;
  • способы коммуникации;
  • мир жизнедеятельности воспитанника;
  • коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
  • технические средства;
  • культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
  • природа (живая и неживая).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Формы реализации образовательной программыИгра - ведущий вид деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации двигательной, познавательно-исследовательской, ком...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является испол...

методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

конспект занятия по лепке на тему "Зайчонок"...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью с...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

laquo;Key to Learning» предлагает уникальный и особый подход к развитию когнитивных способностей. Он фокусируется равно на развитии каждого из этих трех общих учебных способностей – комму...

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства.

Методы, формы организации деятельности воспитанников детского сада, средства....

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства...