Консультация для воспитателей «Место книжной иллюстрации в жизни детей дошкольного возраста»
консультация

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Место книжной иллюстрации в жизни детей дошкольного возраста»

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает знакомство детей с книжной иллюстрацией. И это не случайно.

Спросите любого ребенка, какая книжка интересней с картинками или без них. Ответ будет однозначным: «Конечно с картинками». Любой текст в такой книжке воспринимается детьми живо, с интересом.

Кроме того, знакомство детей с книжной иллюстрацией является подготовительным этапом для ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

Рисунки в детских книгах, кажущиеся на первый взгляд очень простыми, а порой даже примитивными, на самом деле передают очень сложный, интересный внутренний мир изображаемых персонажей.

Иллюстрацией детской книги занимались многие художники, считая это очень простым делом, но войти в классику детской литературы удалось войти далеко не всем. Это стало доступно только тем, кто изображаемые ими объекты сумел увидеть глазами ребенка, прочувствовать так, как это может только ребенок.

«Программой...» рекомендовано знакомство с иллюстрациями Е.Рачева и Ю.Васнецова, Ю.Коровина и А.Пахомова, В.Лебедева, Е.Чарушина, В.Конашевича.

На некоторых из них я остановлюсь немного подробнее, так как сказанное о рисунках одних в равной степени относится и к другим.

Ю.А. Васнецов один из первых художников иллюстраторов с творчеством которого знакомятся дети в детском саду. Им создан удивительный идеальный мир, где каждый цветок, каждый зверь, любая живность - это идеальные существа. Нравственный мир его персонажей полон гармонии. Художник изображает своих героев обобщенно, без лишних деталей. Действуют они в декоративно-сказочной среде.

Васнецов часто использует цветной фон, причем чаще очень яркий, украшает нарядными бусинками деревья, кусты, траву. Его рисунки очень близки к народному творчеству. Близость эта не случайна. Ведь родился и вырос художник в г. Вятке, родине Дымки. С детства видел на ярмарках яркую народную игрушку, играл свистульками, любовался барышнями. Он восхищался их яркостью и простотой. Это и наложило свой отпечаток на его творчество.

Вот откуда в васнецовских картинках русский дух с его весельем, озорством, с его трудолюбием. Об этом нужно рассказывать детям старших групп при ознакомлении с творчеством Ю.А. Васнецова, а пока они маленькие, необходимо вызвать у детей интерес к рисункам, воспитывать эмоциональную восприимчивость, обращать внимание на яркость, привлекательность иллюстраций.

Художник   Васнецов   занимался   иллюстрированием   народных  песенок, потешек, сказок. И самое удивительное то, что самые лучшие рисунки, созданы им в зрелые и преклонные годы.

Вся работа по ознакомлению с иллюстрацией должна осуществляться в системе занятий по развитию речи, по познавательной деятельности, аппликации, рисованию, лепке, а также должна иметь выход в самостоятельную художественную деятельность.

Иллюстрация к потешке «Петушок...» является одной из первых, с которой мы знакомим детей. Она интересна тем, что как раз её можно использовать на различных занятиях: на музыкальном, рисовании, развитии речи. Дети всегда воспринимают ее с улыбкой. Здесь уместно задать вопросы: Кто живет за лесом, изображенным вдалеке? Можно ли догадаться, что петушок поет? А почему он поет? Увидел красивое солнышко и хочет всем рассказать. Можно вместе с детьми придумать новую сказку о петушке.

Интересные рисунки с изображением коней к потешкам «Ходит конь..» и «Иванушка..».

Первую из них можно рассматривать в комплексе с дымковской игрушкой (лошадкой), сравнить их наряд: они украшены большими кругами точками, у них похожи гривы. Ко второй подобрать вопросы о времени года, погоде, огороде, одежде Иванушки и может получиться целое занятие по развитию речи.

Вообще рисунки Ю.Васнецова интересны не только детям, но и взрослым. И это, вероятно, потому что есть в его иллюстрациях довольно простодушная подробность: если волк, лиса, медведь по сюжету враждебны его любимым героям, то он рисует их с очевидной неприглядностью, подчеркивая оскал пасти (медведи, волки) и хищные повадки. Он даже одежды «лишает» и уж ни за что не нарядит их в красивый костюм. Пусть себе голыми бегают, раз не хотят жить «по-человечески». Зато добрым отдана вся любовь, вся изобретательская фантазия художника. Но большей частью в рисунках Васнецова не ссорятся, все заняты делом полезным и красивым. Идут в гости обязательно с букетом, гостеприимно угощают, весело играют. Одеты в нарядные костюмы. Его рисунки не только радуют детей, но и имеют воспитательное значение, они рассказывают о трудолюбии. Все это необходимо донести до детей в ходе знакомства с иллюстрацией.

Вот к примеру обложка к книге «Сорока...». На рисунке гости сороки: сова, белка, лесная птичка. Все они дожидаются зайку из его домика-норки. Он появляется с грибом - нельзя идти в гости с пустыми руками. Вежливый заяц. Воспитанный. У Васнецова все звери такие, если, конечно, это не коварная лиса или злой волк. Очень важно показать детям какие у него трудолюбивые герои, как, например, в потешке «Собака на кухне пироги печет...». Кот толчет пироги так старательно, что от усердия высунул язык. Мыши вокруг ждут угощения -ведь кот очень добрый. Его коты интересны для рассматривания в сравнении. Они все разные, но все они добрые, красивые и деловые.

Чего стоит нарядная в бантах и лентах колыбель, в которой спит котик-малыш. А вот эта нарядная Кисонька-мурысонька с бантом на шее. Вот она встретила зайчиху. Предложите детям ответить на вопросы: какая зайчиха молодая или старая? Как догадались?

Эти вопросы помогут детям более внимательно всматриваться в рисунок. Постепенно они увидят и такие мелочи, как мышата, разводящие лапками на пожаре у кошки (потешка «Тили-бом..»). Они тоже прибежали тушить кошкин дом, да вот забыли захватить ведра. А вот и еще один кот («Пошел котик на торжок»). Черный, усатый. Несет румяную булку - купил саму большую, чтобы на всех хватило. Усы - торчком, хвост - крючком. Ни на кого не смотрит -деловой, хозяйственный. Ему (художнику) кот так понравился, что он нарисовал ему валенки, такие же, как сам он носил в детстве. Почему художник нарисовал такую красоту? Для чего у кота в руках палка? А какие красивые дома! Сразу видно, что живет здесь неплохой народец - мастер на все руки. Значит он и одет должен быть под стать.

Обычно при рассматривании рисунков в книгах мы обращаем внимание на персонажей, их одежду, настроение. А ведь художник Васнецов рисовал замечательные избы, такие разные, неповторимые. Их можно рассмотреть и сравнить друг с другом. Вот, например, домики Сороки, Козы, трех медведей и домик к потешке «Ладушки».

Это очень богатый материал для развития наблюдательности. Богатый и в то же время интересный. Украшая домики своих героев, художник рассказывает нам о характере их обитателей. Почему он выбрал яркий фон для «Ладушек...»? Почему такой резной и красивый в отличие от домика медведей? Наверное не зря художник выбрал такой фон - радостный, яркий. Всё должно радовать ребенка. И дом трех медведей такой кряжистый не случайно. Ведь они живут в самой чаще, значит он должен быть очень крепким. А вся красота у них внутри. Почему избушка козы сделана из коряг? Почему домик сороки украшен веточками, травой? Прочный ли дом у козы? Для чего ей нужен прочный дом? Эти вопросы, заданные детям, дадут хорошую почву для размышлений.

Кстати, рисунки к «Трем медведям» можно рассматривать в разных возрастных группах. Младшие после прочтения сказки сразу определяют, что это медвежья семья. На рисунках они серьезны и даже сердиты. Художник изобразил их с раскрытой пастью, видны острые белые зубы. Даже малыши угадывают настроение. Здесь уместны такие вопросы: Как можно догадаться, что они сердитые? Почему они сердитые?

Возможно это потому, что живут они в таком темном, страшном лесу. Обратите внимание на толстые стволы деревьев, что рядом и вершины елок вдалеке, что не случайно он нарисовал маленькую избушку на фоне темного леса. Художник сравнивает вершины елей с крышей дома - они как крыши закрывают солнце. А может и лес потому темный? Васнецов никогда ничего случайного, здесь все для чего-то. Нужно поощрять любые версии детей, побуждать их к фантазии. Неплохо взять для сравнения рисунки других художников к этой сказке, сравнить их одежду, настроение. Спросить, почему у Васнецова медведи более сердитые? Как они это объяснят? Почему он выбрал темные тона?

А как нарастает напряжение на рисунке в сказке «Волк и козлята». Вначале сказки - это желтый фон, и кажется, что все залито солнечным светом. На следующих рисунках фон уже синий. Ведь здесь уже появляется страшный, зубастый волк. Можно спросить у детей: Почему художник изменил фон? Почему нарисовал волка огромным, ростом с домик?

4

Иллюстрировали эту сказку и другие художники: Е.Чарушин, Е.Рачев. Одинаково ли изобразили художники одну и ту же ситуацию? Что общего? Чем отличаются? Почему художник изобразил прялку? Почему художник выбрал ту или иную краску для передачи сказочности происходящего? Какие нужно взять краски, чтобы передать сказочное настроение? А темный мрачный лес? Если герой светлый, на каком фоне он будет лучше заметен? Какого цвета может быть сказочное небо?

Чем отличаются васнецовские герои от тех что рисовал Е.Рачев? Он ведь тоже рисовал животных, так как он работал в основном с русскими народными сказками. Есть в народе хорошая поговорка «По одежке встречают...». Так вот героев Рачева по одежке узнают. Попробуйте спросить у детей: зачем художник одевает зверей в чедлвеческую одежду? Возможно тем самым он дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения? Одежду своим героям он дает очень красочную, ходят они у него на задних лапах.

Почему никто кроме лисы не съел колобка? А ведь это хорошо видно на рисунках. Всех зверей художник изобразил летом и со своим продуктом питания (заяц - с морковкой, медведь - с медом, а волк - просто нехитрый зверь, ведь он был не раз обманут лисой и испуган зайцем).

Рисуя игрушки, которые составляют содержание детской жизни, художник то наделяет их сказочными чертами, то превращает персонажи вымышленного кукольного театра, для чего строит на листе бумаги пространство с «кулисами», где разыгрывает своеобразные мизансцены, а порой просто оставляет игрушки игрушками. Иными словами, взаимоотношения нарисованной игрушки с миром реальным самые разнообразные. Игрушка может оставаться сама собой и с ной соблюдаются правила игры, как с игрушкой реальной; правила, всем хорошо известные с детства. Но вот сам изображенный мир превращен в игру; игрушка одушевляется, создастся сказочная реальность, преображенная по законам сказки.

Вообще, при словах «игрушка в книге» у многих возникнут в памяти стихи Агнии Барто «Игрушки» — сколько поколений малышей учило их наизусть. Конкретность и ясность мысли поэта удивительно совпали с лирическим чувством ребенка, его умением ошибаться, любить, раскаиваться и жалеть. «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка.», «Идет бычок качается, вздыхает на ходу: ох, доска кончается, сейчас я упаду» и т.д.

Владимир Конашевич - один из самых крупных мастеров детской книги. Он нарисовал игрушки как предмет неустанной игры ребенка. На это его, безусловно, провоцировали сами стихи. Конашевич называл ребенка реалистом, который требует, чтобы предмет был изображен точно и со всеми признаками, но изображен просто и ясно: никаких нагромождений, ничего заменяющего образно и никаких упущений. Не может быть никаких ошибок и отклонений от действительности. Следовательно, незнанию художника, отсутствию мастерства, немощи нет места». Конашевич остроумно рассуждал, что он может нарисовать крокодила в воротничке и галстуке, читающим газету,— ребенок его поймет, оценит вымысел, но не простит, если у крокодила на передних лапах будет по четыре пальца вместо пяти.

В книжке Валентина Берестова «Про машину» Конашевич одушевил мир игрушек, Он нарисовал, не прибегая к цветным фонам, прямо на белом листе,

6

Коты-франты и свинки-франтихи, благодушные и сердечные, окружены красотой, соответствующей народному вкусу. Букет - так букетище, полевые цветы   - по раскраске звончее не придумаешь, лошади — с бантами в гривах, в зеленых яблоках.

Душа игры, душа народной игрушки, если принимать се духовное назначение, живет в иллюстрациях Васнецова.

Как же удалось Юрию Васнецову, окончившему ленинградскую Академию художеств и воспринявшего уроки своих учителей - родоначальников авангарда в русском искусстве начала XX века, сохранить психологию тех мастеров, которые «в старину расписывали дуги и прялки»?

Посмотрите, с какой любовью нарисованы Е.Чарушина.

Можно показать детям как художник работал кистью, чтобы изобразить мягкую нежную шерстку животных. Для этого на жесткую кисть набрать краску и поменьше воды, а затем вертикально поставленной кистью постукивать по силуэту животного. Так можно передать не только мягкую шерстку животного, но и объем фигурок малышей. Их можно рисовать и способом «по-сырому», а жесткая шерсть хорошо передается жесткой полусухой кистью, когда мазки выполняются скользящими движениями от середины к краю, заходя за контуры.

Вы наверное заметили, что Чарушин очень любил рисовать малышей животных. Дети их тоже рассматривают с удовольствием и с не меньшим интересом ответят на вопросы. Нравится вам волчок или нет? (Волчишко) Чем понравился? Почему он испуганный? Куда делась мама?

В других зверятах кроме детского, ребячьего, он подмечал будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных.

Почему раскричался этот рыжий лисенок? («Лисенок») Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как задиристая елка, что растет рядом. То ли злится, то ли испугался, что мама оставила его одного. По острой оскалившейся мордочке понятно, что зверь лесной, такой и укусить может больно. Как я уже говорила, художник намеренно упрощает пейзаж на рисунках. Кстати, почему?

Кроме реальных зверюшек Евгений Иванович рисовал и сказочных. Вот, например, авторская сказка «Теремок». Обратите внимание детей на то, как художник показал рассвирепевшего медведя: лапы поднял, когти острые выпустил, пасть свою раскрыл. Но обитатели его не очень то боятся. Лиса очень храбро кричит на медведя. Как можно догадаться?

Это все о тех, кого рекомендует «Программа...». Кроме них есть немало не менее хороших художников. Их рисунки нравятся детям. Они яркие, сочные, эмоциональные. Это художники В.Сутеев, С.Топеха, Лосин, Елисеев, Билибин, С.Антипова, Е.Михайлова, С.Синявская и др.

В своей работе можно использовать иллюстрации любых других художников, главное, чтобы они были красивы, красочны, понятны и привлекательны для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...

Консультация для воспитателей: «Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста»

Данная консультация поможет молодым педагогам увидеть значимость народно-прикладного творчества в жизни детей,а также понять как именно происходит процесс ознакомления дошкольников с декоративно-прикл...

Консультация для родителей "Место и роль музыки для детей дошкольного возраста"

 Музыка сопутствует человеку ещё с древних времён и постепенно развивается наравне с человечеством. Она открывает новые границы мировоззрения и помогает выражать свои чувства и доносить их...

Консультация для воспитателей на тему: «Театр в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Театр в жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» была представлена вниманию молодых педагогов на Школе молодого педагог...