Консультация для воспитателей: «Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста»
консультация по рисованию на тему

Зеленская Елена Викторовна

Данная консультация поможет молодым педагогам увидеть значимость народно-прикладного творчества в жизни детей,а также понять как именно происходит процесс ознакомления дошкольников с декоративно-прикладныи искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для воспитателей: «Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста»

Подготовила  воспитатель группы «Золотая рыбка» Зеленская Е.В.

Декоративно-прикладное искусство рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенка. Оно отличается простотой, вкусом, выразительностью, развивает умение всматриваться и наблюдать, замечать в реальных предметах ДПИ новизну и элементы сказочности.

Значение народного искусства для детей дошкольного возраста:

Воспитательный аспект – ознакомление с произведениями ДПИ способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Нравственный аспект – способствует формированию чувства коллективизма, потребность в добрых делах.

Эмоциональный аспект - раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Эстетический аспект - способствует развитию эстетического восприятия, формирует эстетическое отношение к действительности.

Психологический аспект – способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение. Чем больше знаний и представлений об объекте, тем богаче и выразительнее будет его воплощенный образ.

Речевой аспект - при рассматривании подлинных предметов ДПИ расширяется и обогащается словарный запас детей, формируется связная речь, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Интеллектуально-познавательный аспект – дети знакомятся с разными видами ДПИ, которые воплощены в разных материалах, познают свойства этих материалов, выделяют характерные особенности, сравнивают, сопоставляют, обобщают.

Изобразительный аспект – дети учатся работать с разными материалами и инструментами при создании образов, формируется свобода и раскованность всей руки, развивается координация руки и глаза при овладении приемами народной росписи.

Учитывая важность значения декоративно-прикладного искусства в жизни детей дошкольного возраста,  в этом году я разработала программу кружковой деятельности по народно-прикладному творчеству, задачей которой является создание условий для  формирования потребности у детей увлечённости этим видом искусства, пробуждение веры в собственные силы, индивидуальность, развитие  творческих способностей и творческой  активности.

Как именно происходит процесс ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством?

Начиная с пятого года жизни, дети начинают знакомиться с декоративно-прикладным искусством. Знакомство следует начинать с народной игрушкой, а именно с дымковской и филимоновской. Сначала следует дать возможность детям рассмотреть игрушку со всех сторон, затем предложить слепить игрушки по типу народных игрушек птиц, животных. Дети учатся составлять узоры, такие как круги, кольца, полосы разной величины. При рассматривании игрушек, а именно узоров педагогу необходимо обратить внимание на разнообразные цвета, используемые при окрашивании. Тренировочные упражнения по составлению узора необходимо выполнять на бумаге разной формы: квадрате, круге и т.д. Для успешного овладения детьми декоративно-прикладного искусства педагогу необходимо максимально разнообразить игровые приемы.
При обучении детей начиная с шести лет на одном занятии следует давать только один из видов изобразительного искусства. К примеру, при знакомстве детей с дымковской игрушкой рекомендуется показать несколько предметов разного содержания куклу, козлика, индюка. Это позволит в достаточной мере сформировать у детей представление о том, какие дымковские игрушки, кого они изображают. В качестве дополнения можно использовать набор открыток или же картинки, изображающие дымковские игрушки. 
Ознакомление с народной игрушкой можно включать в занятия по лепке, аппликации. С новым видом народной игрушки лучше знакомить в сравнении с уже известным, чтобы подчеркнуть общее и различие каждого вида.
В подготовительной к школе группе дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и др.) расписывают свои работы из глины.
Дети составляют симметричный узор, как в старшей группе, однако вводится новая композиция-ассиметричная, типа хохломской и жостовской росписи. Завитки или цветки заполняют поверхность формы.
На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, однако, не нарушая особенностей росписи.
При обучении дошкольников декоративно-прикладному искусству широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии. Так, например, анализ детских работ может проходить как «посещение выставки».
В подготовительной к школе группе продолжается обучение детей различными способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Продолжается совершенствование умений в декоративной лепке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное искусство в жизни детей дошкольного возраста

Статья посвещена русскому народному творчеству, тому какое место оно может занимать в жизни дошкольника, различным способам преобщения к нему детей (в том числе и на основе игровой деятельности)....

Консультация для воспитателей "ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 Дудорова Татьяна.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников. Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, ...

Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности будут реализованы лишь тогда, когда дети ...

Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста.

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творче...

Папка-передвижка "Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста"

Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Ро...