Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в космическое пространство"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бирюкова Светлана Алексеевна

Цель: Познакомить детей с космическим пространством: планетами, звёздами и некоторыми созвездиями, а также Солнцем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           МДОУ ЦРР д/сад №11 «Буратино» корпус №2 «Звездочка»

        

                

               Конспект открытого занятия в подготовительной группе.

       «Путешествие в космическое пространство»

          

        Воспитатель: Бирюкова С. А.

        Январь 2010 г.

Цель: Познакомить детей с космическим пространством: планетами, звёздами и некоторыми созвездиями, а также Солнцем.

Задачи: Создать условия для обобщения представлений детей о космическом пространстве: планетах, созвездиях, звёздах.

Дать представление о возникновении Солнечной системы.

Совершенствовать развитию мыслительных операций (сравнение, обобщение).

Способствовать развитию интереса к космическому пространству.

Воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность.

Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.

Основная образовательная область: «Познание»

Интегрированные образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слова», «Здоровье».

Предварительная работа: Чтение Т.А. Шорыгина Серия «Педагогические беседы о космосе»; Чтение художественной литературы по теме «Космос»; О, А. Скоролупова «Покорение космоса»

Оборудование:

Слайды с изображёнными звёздами, созвездиями, Солнечной системой, планетами. «Ковёр – самолёт», проигрыватель с грамзаписью, воздушный шарик, чайник с кипятком, стекло для опыта.

                                            Ход занятия.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А кто-нибудь из вас где-нибудь путешествовал? Расскажите.

- А кто-нибудь из вас совершал путешествие в космос?

- А вы, знаете, кто первый летчик космонавт летал в космос?

(Юрий Гагарин – 12 апреля 1967 года).

- Ребята, а вы хотели бы полететь в космос? (Да). Как вы думаете, на чём мы полетим?

- Мы полетим на волшебном ковре – самолёте. Давайте пройдём и сядем на волшебный ковёр – самолёт, он понесёт нас в космическую даль.

Вы знаете, что дорога в космос очень дальняя, и чтобы быстрей долететь мы запустим волшебную турбину. (Надуть воздушный шарик). Вы будите вести обратный отсчёт. «3-2-1-Пуск». (Запускаем шар, из него выходит воздух, он улетает). Звучит музыка.

- Вот мы и прилетели в небесные просторы!

- Добро пожаловать!

Проходите, тихонечко садитесь на стульчики.

Мы с вами находимся в космосе, а здесь шуметь нельзя, ведите себя хорошо.

- Открылась бездна, звёзд полна

  Звёздам числа нет, а бездне дна.

- Посмотрите, ребята, что вы видите?  (Звёзды).

- А как вы думаете, все они одинаковые? (Ответы детей).

Звёзды – это огромные шары из раскалённых газов. Но раскалены они не одинаково. Самые горячие светятся голубым светом. Те, что холоднее – белым, а ещё холоднее – жёлтым.

 И по яркости звёзды тоже не одинаковые. Есть очень яркие, а есть и такие, что их едва видно.

        В очень яркие и безлунные ночи на небе можно разглядеть светящуюся белёсую полосу. Словно следы от пролитого молока. В древности так и думали, что это богиня расплескала по небу молоко.

- Кто-нибудь знает, как называется эта «белёсая полоса»? (Ответы детей),

И назвали «полосу» Млечным Путём.

- А кто-нибудь видел на небе Млечный Путь?

Если посмотреть на Млечный Путь в бинокль, то увидите целую россыпь маленьких и слабых звёздочек. Они такие маленькие, что без бинокля не разглядишь. Это потому, что они очень далеко от нас.

    С древних времён люди обратили внимание на то, что некоторые яркие звёзды на небе располагаются группами. Часто такие скопления звёзд напоминали животных или какие-нибудь предметы, либо формой походили на кого-нибудь из богов.

        Каждой такой группе звёзд, а иначе созвездию дали название. Так на небе появились две медведицы, лев, скорпион и др., целый зоопарк можно увидеть.

        Ковш Большой Медведицы – можно легко увидеть ясной ночью. Семь звёзд этой группы напоминают ковш для воды с длинной ручкой.

Недалеко от Большой Медведицы находится такой же ковш Малой Медведицы, тоже состоящий из семи звёзд и в нём, в конце ручки находится Полярная Звезда. Она одна из самых ярких звёзд и всегда стоит точно на севере. Поэтому раньше, несколько столетий назад, когда небыло навигационных приборов, путешественники, чтобы не заблудиться ориентировались по Полярной звезде.

Эти созвездия легко увидеть в звёздную ночь на небе. Вечером выйдите с кем-нибудь из взрослых на улицу, попросите показать.

                Солнечная система.

- Посмотрите, ребята, что же это такое? Какие красивые разноцветные шарики. Как они называются, кто знает? (Планеты).

- Давайте посчитаем, сколько их? (9).

- Кто знает, на какой планете мы с вами живём? (Земля).

- Вот она наша Земля. У Земли есть спутник. Послушайте загадку.

        В голубой станице

        Девица круглолица

        Ночью ей не спится –

        В зеркало глядится. (Луна).

- Правильно, это Луна. Спутник нашей Земли. А вы, видели Луну?

- Но спутники есть не во всех планетах. Послушайте ещё одну загадку:

        Кто-то утром не спеша

        Надувает красный шар,

        А как выпустит из рук –

        Станет вдруг светло вокруг.  (Солнце).

- Правильно, в центре – Солнце, всё это называется Солнечная Система.

        Все планеты, со своими спутниками вращаются вокруг Солнца. Каждая планета идёт по своей дорожке, иначе по орбите.

Солнце является центром солнечной системы.

- А что нам даёт Солнце? (Свет, тепло).

- А смогли бы мы, растения, животные прожить без света и тепла? (Ответы детей).

Мы бы все погибли.

        Солнце – это тоже звезда, но находится очень далеко к нам, чем другие звёзды.

- Ребята, а знаете ли вы, что летит быстрее всего? (Луч света).

Он может облететь вокруг всей Земли раньше, чем вы успеете моргнуть глазом. Солнце так далеко, что его луч до нас летит 8 минут. А лучи от самых близких звёзд летят к нам целых 4 года. Теперь, вы понимаете как далеки звёзды, насколько они от нас дальше, чем Солнце.

Физкультминутка:

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолёт.

Итак, сколько планет входит в Солнечную Систему? (Ответы детей).

- Планеты, это громадные светила. Каждая планета имеет своё название. Посмотрите.

- Это первая от Солнца планета. Называется Меркурий. (Скажем вместе). Вокруг Солнца свою орбиту проходит за три месяца. Она ближе всех к Солнцу, поэтому на ней очень жарко. Температура днём +400 градусов. Это настолько жарко, что плавится олово и свинец, а вода превратилась в пар. А ночью очень холодно, температура -200 градусов. При таком морозе, мы с вами бы сразу погибли. Атмосферы, воздуха для дыхания тоже нет. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей).

        Посмотрите, это вторая планета от Солнца. Она такая большая, как наша Земля. Очень красивая, красавица. Называется Венера. (Повторим …) Её назвали в честь римской богини красоты – Венера. Эта планета беловатого цвета из-за облаков, которые её окружают, но облака состоят из ядовитых паров. Свою орбиту она проходит за 7,5 месяцев. Из-за облаков на ней всегда пасмурно, но очень жарко, температура +300 гр. И днём и ночью. Её можно назвать жаркой пустыней. У Меркурия и Венеры спутника нет.

        Кто-нибудь знает, как эта планета называется? Это Земля, на которой мы живём. И наш космический адрес: Земля – 3-я планета от Солнца в Солнечной системе.

Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса. Она круглая, имеет форму шара, также как и остальные планеты.

        Синим цветом обозначены океаны, моря, а коричневым суша.

Вокруг Солнца она проходит за 366 суток, т. е. это 1 год.

Земля – единственная планета, на которой есть суша и вода, и окружена воздушной оболочкой – атмосферой. А раз есть атмосфера, значит, есть и жизнь. Как я вам и говорила, у Земли есть спутник – Луна.

 - Марс – это 4-я планета от Солнца. Он красного цвета. На его поверхности находится большое количество пыли, напоминающей ржавчину. Его называют красной планетой, здесь часто бывают бури и небо окрашено в розовый цвет. Марс меньше Земли. У него такие красноватые полоски. Раньше учёные думали, что полоски это каналы и растительность по берегам. Но сейчас известно, что каналов на Марсе нет, воздуха мало, он непригоден для дыхания. На Марсе холоднее, чем на Земле, т. к. он дальше от Солнца. Свою орбиту Марс проходит за 2 года. У Марса не 1, а целых 2 луны, но обе очень маленькие.

        Эти четыре планеты – Меркурий, Венера, Земля, Марс известны как планеты земного типа, т. е. они твёрдые, состоят из каменных пород и металла.

        5-я планета Солнечной системы называется Юпитер. Эта планета – гигант, т. е. самая большая в системе. Свой путь вокруг Солнца проходит за 12 лет. У Юпитера целых 15 лун. Эта планета целиком состоит из сгустившихся газов. На этой планете очень холодно, воздуха для дыхания тоже нет. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете?

        Сатурн – это тоже огромная планета гигант. Эта самая удивительная планета, она окружена плоским широким кольцом, в основном, состоящим изо льда, космических камней и пыли. В толщину это кольцо несколько километров, а в ширину такое широкое, что могла бы свободно уместиться наша планета и катиться по нему.

Свой оборот вокруг Солнца проходит за 29 лет. Она такая, как Юпитер, состоит из сгустившихся газов. Далеко от Солнца, поэтому здесь сильный мороз. Жизни нет на этой планете.

        Уран – 7-я по счёту планета, она планета – гигант, состоит из сгустившихся газов. На Уране очень холодно, сильный мороз. Орбиту проходит за 84 года. Имеет 5 спутников. Жизни на нём нет.

        Нептун – такой же, как Уран. Имеет 2 спутника. Здесь очень сильный мороз. Планета также состоит из газов. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете?

        Вот эти 4 планеты, давайте назовём их. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун состоят из сгустившихся газов, их называют газовыми гигантами. Жизни на них нет.

        Последняя, 9-я планета в Солнечной системе называется Плутон.

Она не газовая, а твёрдая. У неё 1 спутник. Плутон так далёк от Солнца, что 1 оборот вокруг Солнца делает за 250 лет. Он дальше всех от Солнца, а значит очень холодная планета. Жизни нет.

        Я вам рассказала о планетах, назовите их.

        Комета – куча грязных ледяных глыб, камней и пыли. Свидание с Солнцем не обходится Комете даром. Она теряет часть льда и пыли. Со временем Комета «сгорает» совсем. Но из глубин космоса прилетают новые кометы.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в обратный путь.

Дети садятся на ковёр, звучит музыка. (Надуваем воздушный шарик, (запускаем турбину)).

Мы прилетели. Скажите, вам понравилось путешествие? Где мы с вами побывали?

        Ребята, сейчас в космическом пространстве есть Солнце, планеты. А раньше этого ничего не было. Солнце было огромным раскалённым шаром, но затем произошёл взрыв, в результате которого от Солнца откололись огромные куски, которые и стали планетами. (Обыгрывается ситуация: Дети встают в круг, вокруг воспитателя, в руках воспитателя воздушный шар. Шар лопается, дети – планеты разбегаются, начинают двигаться вокруг воспитателя – Солнца.)

- Вот так образовались планеты, и наша с вами планета Земля.

- А какая наша Земля?

Но такой она стала не сразу. Вначале она была раскалённым куском, постепенно остывала.

Опыт: Держа над чайником с кипятком стекло демонстрирует детям конденсацию пара. Вот так древняя Земля покрылась океаном, отсюда и жизнь на Земле.

- Ребята, что нового вы узнали?

- Кто мне скажет, как называется самая яркая звезда? В каком созвездии она находится?

- Что является центром Солнечной системы?

- Сколько планет? Назовите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Составление рассказа по картине "Строительство космической станции"

Данное занятие является итоговым в работе с детьми по развитию речи с использованием методики "Картинки без запинки" И.Н. Мурашковска и Н.П. Валюмс...

Конспект занятия для подготовительной группы" Космическое путешествие"

Конспект организованной  образовательной деятельностиФизическая культура (физкультурное) Тема: «Космическое путешествие»Цель: развивать двигательную активность детейПрограммные задачи:...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Количество» и «Ориентировка в пространстве»

Данное занятие проводится параллельно с презентацией.  Программное содержание: Проверить прочность сформированных знаний, умений и навыков: количественного и порядкового счета в пределах 10, ...

Конспект занятия для подготовительной группы на тему «Космическое путешествие»

Конспект занятия для подготовительной группы на тему «Космическое путешествие» Цель занятия: Расширить знания детей о космосе. Задачи: • Уточнить и систематизировать знания детей о профессиях ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие"

Знакомство детей с Днём космонавтики и героями космоса....

Конспект занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие".

Предлагаемый конспект может быть интерес для воспитателей подготовительных групп....

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: "Космическое путешествие"

Цель создание условий для позновательно-речевой деятельности воспитанников в рамках формирования представлений детей о космосе.Задачи: - Закрепить представление детей о звёздах и планетах, о космосе и...