Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вишнякова Ольга Михайловна

Конспект непосредственно образовательной

 деятельности в подготовительной к школе группе

      по теме «Удивительные свойства воздуха» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_udivitelnye_svoystva_vozduha.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 76

конспект непосредственно образовательной

 деятельности в подготовительной к школе группе

по теме «Удивительные свойства воздуха»

воспитатель Вишнякова Ольга Михайловна

Форма совместной деятельности: Экспериментально-познавательная

Форма организации: подгрупповая

Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование:
  • Закреплять представление детей о воздухе, о его свойствах;
  • Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
  • Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие:

  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  • Создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе.

     Интеграция образовательных областей;

-социализация (совместная деятельность)

-коммуникация (продуктивный диалог)

-здоровье (физ. мин.)

-познание (конструирование)

-труд (уборка своего места)

     Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

     

Оборудование:

Интерактивное оборудование. (сенсорная доска, компьютер),

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, контейнеры с водой,

трубочки, салфетки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары,  листы бумаги по количеству детей, выдувные фломастеры, схемы.

Организационный момент:  Дети заходят в группу, встают полукругом, берутся за руки.

Воспитатель:

                           Станем рядышком, по кругу,
                          Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
                          Нам здороваться ни лень:
                          Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
                          Если каждый улыбнётся — 
                         Утро доброе начнётся. (Передаем соседу улыбку)

Воспитатель: Я вижу – у вас сегодня хорошее настроение. Интересно послушать, почему?

Дети:

 -Потому что сегодня хорошая погода.

- Потому что мама поцеловала меня утром. И т.д.

Воспитатель: Я очень рада, что у вас хорошее настроение, у меня оно тоже замечательное, знаете, почему? Потому что сегодня я хочу пригласить вас на необычное занятие, и научить вас разгадывать тайны! Вы любите разгадывать тайны? Тогда представьте, что этот зал – научная лаборатория.

Воспитатель: Вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей

     Правильно, это помещение, где проводят разные опыты, эксперименты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

     Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными сотрудниками! Согласны? Итак, я – Ольга Михайловна - руководитель лаборатории, а вы – научные сотрудники.

У нас с вами сегодня особенная профессия – ученый! А кто такой ученый? Чем он занимается?

  Ответы детей

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет и исследует неизвестное и непонятное. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл, а затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку. Есть ученые – историки. Они изучают, как жили люди в прошлом. Есть ученые-математики. Они изучают числа. А мы сегодня отнесем себя к ученым-экологам – ученые-экологи изучают законы природы. Искать ответы на загадки природы нелегко, но зато как интересно такую разгадку найти!

  Мы сегодня будем искать разгадку одного очень таинственного и интересного вещества.

   Какого же? Это мы узнаем из видеосообщения, которое нам пришло.

(На видео Магистр наук с загадкой)

    Он нам нужен, чтоб дышать,

     чтобы шарик надувать,

     с нами рядом каждый час,

      но невидим он для нас.

  Воспитатель:

Как вы думаете о чём идёт речь? Что это?

Беседа с детьми с использованием метода «Модель трех вопросов»:

  • Что мы знаем: Какой воздух?
  • Что мы хотим узнать: Свойства воздуха?
  • Из каких источников мы можем узнать про воздух? Свойства воздуха?

Воспитатель:

   Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы вы разгадали некоторые тайны воздуха, изучили его свойства и сделали соответствующие выводы.

     Но для начала давайте вспомним правила работы в лаборатории.

     Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

     Правило№2. Не толкать соседа во время работы.

     Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

     Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.

     Правил №5. Сначала послушай и посмотри, потом сделай.

Воспитатель: посмотрите - я принесла вот такие предметы. (в руках у воспитателя воздушные шары)

- Скажите, пожалуйста, как они называются?

- Воздушные шарики

- А как вы считаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

- Можем ли мы в таком случае предположить, что в нас тоже есть воздух? Давайте проверим наше предположение опытным путем.

Опыт 1

   Воспитатель: перед вами на столе стоит стакан. Что в стакане? (вода и   трубочки)

Мы сейчас будем вдыхать носом воздух, а выдыхать ртом через трубочку.

Возьмите трубочку, вдохните в себя воздух, и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.

- Ребята, что происходит с водой?  Что мы наблюдаем? (В стакане с водой появляются пузырьки)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

(Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков)

    Воспитатель: итак, попытаемся сделать первый вывод. Пузырьки — это что? - воздух, который (где?) внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

    Наш вывод – воздух есть внутри нас

 Давайте обозначим наш первый вывод схемой.

Воспитатель:

-Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – мы с вами вдыхаем хороший воздух (кислород)

Выдох – мы выдыхаем плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. Подумайте, кому кроме человека ещё нужен воздух? (всему живому на планете)

(задание на интерактивной доске)

(Это – живые существа, а это –неживые предметы)

Спасибо, теперь мы точно знаем, что воздух нужен всему живому на земле.

Воспитатель:

Опыт № 2

Продолжим разгадывать тайны воздуха.

-Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, мы можем предположить, что воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный)

- Да вы правы, воздух невидимый, прозрачный. Но ведь мы с вами ученые, и в нашей лаборатории благодаря опыту мы постараемся увидеть воздух.

Посмотрите, что у меня в руках. (Пакет) Что в нем? (пусто)

Точно такие же пакеты есть у нас на столах, возьмите каждый свой пакет, пожалуйста. Что в ваших пакетах? (Ничего)

- А теперь посмотрите, что я сделаю. (Воспитатель ловит воздух)

Что произошло с пакетом? (Он надулся, стал похож на шарик)

Что теперь у меня в пакете?  (Воздух)

Предлагаю и вам проделать такой же эксперимент. Возьмите пакетики, сделайте ими такое движение и закрутите край пакета.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Ответы: воздух вышел из пакета, где он теперь? Вокруг нас, везде

Воспитатель:

-Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.

Вывод: попытайтесь сформулировать вывод из нашего эксперимента-

Воздух есть вокруг нас, и он невидимый.

Обозначим это свойство воздуха схемой

Воспитатель:

  Продолжаем наши исследования. Пройдите, пожалуйста, за столы. Для работы нам понадобится стакан и контейнер с водой.

- Возьмите стаканы

Посмотрите, пожалуйста, есть ли в стакане что-нибудь?

- Салфетка

-А ещё? (воздух)

- Вы считаете, что в стакане есть воздух?
Как вы думаете, намокнет ли салфетка, опущенная в воду, в перевёрнутом стакане?

Каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно.

- Теперь вынимаем стакан. Посмотрите, намокла ли салфетка?
Можете ли вы предположить, какой вывод следует из этого?
(В стакане есть воздух, он не пускает воду. Воздух занимает место. )
 
Воспитатель: А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
   Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда он взялся? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

   Итак, мы с вами сделали еще один вывод: В стакане есть воздух, он не пускает воду. Воздух занимает место. (карточка-схема)

Воспитатель: Уважаемые сотрудники лаборатории, мы с вами уже много работали и как в любой работе, я предлагаю сделать перерыв. Давайте немного отдохнём. (звучит музыка, дети делают физминутку.)

 Физминутка.  (Аутотренинг)

Вы, наверное, устали? Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр. «Цветочная поляна».

Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себе, что ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Мы с вами оказались на лесной полянке, поют птицы, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите: «АХ».

Воспитатель:

   -Займите пожалуйста места у своих столов, я предлагаю вам продолжить разгадать следующую тайну воздуха самостоятельно.

(В стаканчиках на столе были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Дети определяют по запаху, что было в стаканчиках. Делают выводы)

 

  Воспитатель:

    Имеет ли воздух запах? Как вы думаете? Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)

- Почему же воздух пахнет по-разному? (Потому что в баночках находились разные вещества, и они придали запах)

- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Вывод. У воздуха собственного запаха нет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Давайте обозначим вывод с помощью схемы и повторим его. (Повторяют вывод 2-3 раза)

Опыт №8

Воспитатель: Я, делаю следующее предположение: воздух может двигаться.

Сможем ли мы с вами доказать это предположение, или оно неверно?

-Для того, чтобы это исследовать, нам понадобятся вот такие веера, которые перед вами.

- Возьмите веера. Встаньте парами друг напротив друга. Легко помашите вначале на себя. Чувствуете ли вы что-нибудь?

-А теперь помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильнее помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился).

- Так что же такое ветер?

- Ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

- Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

  Послушайте внимательно, что вы слышите? (слайд (звуки ветра)).

Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие признаки ветра вы можете здесь наблюдать? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.) (Признаки ветра показываются при демонстрации презентации)

(Работа на интерактивной доске найти на картинке признаки ветра).

Вывод: воздух может двигаться, перемещаться, движение воздуха – это ветер.

  Воспитатель:

  Ещё при помощи движения воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Проходите к столу. На столе вы видите необычные карандаши, чтобы ими рисовать, нужно набрать воздух через нос и сделать выдох через рот. От того как сильно вы будите дуть, зависит, яркость вашего рисунка.

  Рисование при помощи трубочек. (звучит музыка, дети рисуют при помощи трафаретов)

  Воспитатель:

Уважаемые научные сотрудники, чтобы провести наше следующее исследование, посмотрите на различные транспортные средства.

Назовите, пожалуйста какое транспортное средство передвигается с помощью воздуха. (на слайде виды транспорта, нужно выбрать воздушный шар)

- Как вы думаете, зачем под шаром расположена горелка?

(Дети высказывают свои предположения)

Давайте посмотрим, что думают по этому поводу исследователи с другой лаборатории.

(Демонстрация фрагмента мультфильма фиксики «Воздушный шар»)

Интересно, как же так получается. Если нагреть воздух в шарике он поднимется? Давайте проверим, так ли это.

   Опыт демонстрирует воспитатель. (свойство воздуха при нагревании)

(на бутылке воздушный шарик, при нагревании воздух расширяется и шарик надувается). (На экране воздушный шар)

Вывод: Холодный воздух опускается вниз, а горячий воздух поднимается вверх, горячий воздух легче, чем холодный

Воспитатель: В процессе предыдущих исследований мы говорили о том, что воздух нужен всему живому.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

(Работа с интерактивной доской)

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.

Воспитатель:

Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Ответы

На заводах работают установки (фильтры), которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Воздух надо беречь, чтобы охранять наше здоровье. Люди сажают, много цветов и деревьев, что бы воздух был чище.

Сейчас зима и мы не можем посадить настоящие деревья, давайте создадим в нашей лаборатории свой лес, который будет радовать нас.

Работа на интерактивной доске («Посадка деревьев и цветов»)

Посмотрите, какой красивый лес мы посадили, как же много кислорода будут выделять посаженные нами деревья и цветы и как много эти насаждения очистят воздуха!

Заключение.

Воспитатель:

Уважаемые коллеги, что мы сегодня вами исследовали?

Ответы:

Давайте повторим все выводы, которые мы сделали сегодня, разгадывая тайны воздуха

(дети по очереди при помощи карточек-сигналов, перечисляют свойства)

   - Воздух внутри нас. Мы им дышим;

    -Воздух нужен всему живому на Земле.

    -Воздух есть вокруг нас, и он невидимый.

    -Воздух занимает место.

   - Воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит;

    -Воздух может двигаться, перемещаться, движение воздуха — это ветер.

    -Горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается;

    -Воздух надо беречь!!!

Рефлексия.

Воспитатель:

Скажите пожалуйста:

- Интересно ли вам было превратиться в научных сотрудников, ученых-исследователей?

-Трудно было работать в лаборатории?

-Какой опыт больше всего понравился? (3-4 ответа)

- Какой был для вас самым сложным? (3-4 ответа)

- Появилось ли у кого-то из вас стать в будущем ученым-исследователем?

    Я прошу вас подойти к экрану и показать символами своё настроение после проведенных исследований дети (на интерактивной доске ставят смайлики-настроения).

Звучит музыка «Воздушная»

 В лабораторию заходит магистр:

Молодцы, мои юные коллеги-учёные, спасибо вам за работу. Вы правильно разгадали тайны воздуха, провели много экспериментов, выяснили свойства воздуха.

Разрешите мне вручить вам медали в честь вашего посвящения в юных исследователей. (дарит медали)

Вы теперь настоящие учёные! Поздравляю вас!

Воспитатель: спасибо за высокую оценку нашей работы, уважаемый магистр, мы будем ждать следующих посланий от вас и с радостью примемся за новые исследования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Свойства воздуха"

Конспект занятия для старшей группы по иследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха"...

Конспект НОД "Свойства воздуха"

Занятие с элементами экспериментирования...

План-конспект НОД "Свойства воздуха".

Автором представлен конспект НОД по иэкспериментированию для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД "Свойства воздуха"

Конспект занятия  для средней группы с учетом ФГОС...

План-конспект «Удивительные свойства воздуха»

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»....

Конспект "Удивительные свойства воздуха"

Конспект "Удивительные свойства воздуха" по эксперементально - познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...