Описание предметно - пространственной среды группы
материал (средняя группа)

Захарова Ольга Викторовна

Игра является ведущим видом деятельности ребёнка. Поэтому нужно проявлять большой интерес к созданию и обновлению предметно-развивающей среды в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_predmetno.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание предметно – пространственной среды группы.

Предметно – пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда, созданная в группе, выполняет различные функции: образовательную, воспитывающую, организационную, развивающую, коммуникативную имеет незамкнутую систему, способной к корректировке и развитию.

      Создавая развивающую среду группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я постаралась организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, оборудование размещено по секторам (центрам развития, позволяющее детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для возможности разнообразного использования составляющих предметной среды; игрушки, дидактический материал, игры и пособия, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности для детей.

Особое внимание уделяю безопасному нахождению детей в группе; возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Все центры в развивающей среде созданы в соответствии с общеобразовательной программой детского сада. Учтены основные требования и основные принципы организации среды. Для создания предметно-пространственной среды я использовала материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:

• центр сюжетно - ролевой игры;

• центр творческой мастерской;

• физкультурно-оздоровительный центр;

• строительно-конструктивный центр;

• музыкально-театральный центр;

• центр природы и экспериментирования;

• книжный центр;

• центр «патриотического воспитания»

• центр «Сенсорного развития».

Центр сюжетно - ролевой игры

       При создании предметно-игровой среды в группе я учитываю определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Целью создания центра сюжетно-ролевой игры является: формирование умения детей учитывать возможности и желания друг друга; развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Есть такие сюжетно-ролевые игры:

• «Больница»«Аптека»;

• «Дом»«Дочки матери»«Семья»;

• «Парковка»«Автостоянка»;

• «Салон красоты»«Парикмахерская»;

• «Светофор»«Правила дорожного движения»

Центр творческой мастерской

В творческой мастерской для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок. В рабочей зоне находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, образцы народно-прикладного творчества, нетрадиционный материал). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный шкаф. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым материалом для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

      Физкультурно-оздоровительный центр

Предназначение физкультурно-оздоровительного центра: развитие двигательной активности дошкольников, закрепление основных видов движений, формирование навыков здорового образа жизни. В группе физкультурно-оздоровительный центр содержит в себе физкультурное оборудование: массажную дорожку, набор кеглей, мячи различных размеров, скакалки, мешочки для метания, ракетки. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Все оборудование соответствует требованиям:

-размеры и назначение соответствуют возрасту детей;

-являются доступными и безопасными для детей;

-легко обрабатываться;

-являются практичными, ярких цветов и оттенков 

Целью физкультурно-оздоровительного центра является укрепление здоровья и закаливание организма дошкольников.

Строительно-конструктивный центр

Практичность этого центра состоит в том, что с содержанием строительно-конструктивного уголка (деревянный и пластиковый конструктор, конструкторы лего, различные виды транспорта, схемы построек, наборы мелких игрушек, настольные мозаики, бросовый материал) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Размещение и содержание строительно-конструктивного центра обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность детей, а также двигательную активность, развитие мелкой моторики.

Музыкально-театральный центр

Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны, которые используются детьми в свободной деятельности.

Целью музыкально-театрального центра является развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях.

Центр природы и экспериментирования

     Данный уголок содержит в себе различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», коллекции природного материала (камни, глина, земля, песок, перья, ракушки, опилки, шишки, соль). Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Целью центра природы и экспериментирования является создание условий для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений, формирование у детей гуманного, толерантного и правильного отношения к людям и окружающей среде.

Книжный центр

Книжный центр играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, портреты писателей, дидактические игры, сказки, рассказы, журналы, стихи.

Целью книжного центра является формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Целью центра «Патриотического воспитания» является воспитание толерантного отношения к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Центр «Сенсорного развития»

В этом центре собраны пособия, игрушки, материалы, отличающиеся ярко выраженными свойствами: величиной, формой, цветом, фактурой. Центр «сенсорного развития» укрепляет развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, способствует развитию речи и моторики.

Целью центра «Сенсорного развития» является развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов восприятия, обогащать их чувственного опыта; развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников.

Вывод о построении и изменении предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО: созданная в группе развивающая предметно – пространственная среда способствует развитию игровой, познавательной, исследовательской, творческой, коммуникативной, двигательной активности всех дошкольников; обеспечивает психическое, физическое и эмоциональное благополучие детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Описание предметно пространственной среды группы 2018 год

подробное описание предметно пространственной среды группы на 2018-2019 учебный год в младшей группе...

Описание предметно - пространственной среды группы 2019г.

В статье описаны подходы к формлению среды, название игровых центров, их наполняемость....

Описание предметно пространственной среды группы 2019 год

В этом году воспитанники нашей группы перешли в средний возраст. Всё пространство группы переделано под различные виды активности детей. Ведущим видом деятельности данного возраста является "Обра...

Описание предметно пространственной среды группы для старшего дошкольного возраста на 2019- 2020 уч. год.

Описание предметно пространственной среды группы для старшего дошкольного возраста на 2019- 2020 уч. год....

Описание предметно-пространственной среды группы ДОУ

Представлено описание предметно-пространственной среды группы в ДОУ...

Описание предметно - пространственной среды группы на 2020-2021 уч. год

Описание с изменённой предметно- пространственной средой в новом учебном году....