Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Беломестнова Татьяна Юрьевна

Статья: Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста

Мелкая моторика - это тонкие, дифференцированные движения пальцев.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка (М.М. Кольцова, 1973).

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. О.М. Бабак (1955) считает, что мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В своих исследованиях он делает такие выводы: во-первых, основная дифференцировка мышечного волокна кисти имеет место уже к моменту рождения; во-вторых, после четырех лет нарастание диаметра мышечного волокна несколько увеличивается, достигая    к   семи   годам   довольно   значительной величины,  

в-третьих, усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идет наиболее ускоренными темпами в дошкольном возрасте.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

 Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.

В возрасте от двух до шести лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонами. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста должна быть особенно выразительными. Малыш воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев        .

Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.

Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период (начиная с раннего возраста). Это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит и для интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывае...

Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»Пабло Пикассо...

«Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При ...

Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...

Консультация для родителей. «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включ...

Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Консультация для воспитателей. Изучая ее им будет намного проще обучить детей разным видам рисования...