Проект "Покров день"
проект (подготовительная группа)

Енизеркина Любовь Николаевна

Проект по фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pokrov_den.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение                                                        «Управление дошкольного образования»                                                      Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района   Республики Татарстан                                                                                    Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение                                                              «Детский сад №2 «Золотая рыбка»

Творческий проект на тему:

 «Покров день»

(подготовительная к школе группа)

Енизеркина Любовь Николаевна

воспитатель высшей

квалификационной категории

Содержание

1. Программа проекта

2. План работы

3.Развлечение «Покров день»

Программа проекта

«Покров день»

1.Участники проекта: воспитатель Енизеркина Л.Н., дети подготовительной к школе группы, родители.

2. Тип проекта:

- по виду - краткосрочный – 1 неделя;

- по доминирующей в проекте деятельности – творческий, групповой;

- по содержанию – познавательный;

- по возрасту участников – 6-7 лет.

3.Актуальность проблемы: 

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть и, конечно же, традиционные праздники народного календаря.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Главным замыслом данного проекта является приобщение детей к истокам православной культуры своего народа, пополнение знаний о православных праздниках, воспитание уважения к традициям и обычаям своей страны, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия русского народа при участии родителей как участников образовательных отношений.

4. Цель проекта:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.

5. Задачи проекта:

  • Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;
  • Дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки;
  • Познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;
  • Стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к народному фольклору и народным праздникам;
  • Воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей Родине;
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, частушки, игры, игру на музыкальных инструментах;
  • Обогащать словарный запас детей.

6. Предшествующая работа с детьми  и   взаимодействие с родителями:

  •  Разучить песню «Дождик гуляет», частушки, пословицы и поговорки об осенних месяцах, о Покрове.
  • Разучить хоровод «Ходит Ваня», игру «Дрема».
  • Разучивание стихов, загадок.
  • Объяснить детям значение новых для них слов: хлев, пастбище, зазимье, сельскохозяйственный, пожинальный.                                                                  
  •  Совместное с родителями составление детьми рассказов о Покрове, Покровской ярмарке и традициях, дошедших до наших дней.

7. Методическое обеспечение проекта:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вервксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
  2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  3. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  8. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Книга для чтения в детском саду и дома: 6-7лет, Москва, «АСТ», 1997г.

8.Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный – подготовка, сбор и обработка материалов, составление перспективного плана;

2 этап организационный – реализация проекта;

3 этап – завершение и оценка проекта.

9. Гипотеза проекта: 

- воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными  ценностями, гражданско-патриотическими чувствами;

- если дети с ранних лет будут знакомиться с народным фольклором, то обогатят и активизируют словарь, будут воспринимать разнообразные народные праздники.

10. Предполагаемый результат:

  • Проявляет любознательность, интерес к обычаям наших предков, к народному фольклору.
  • У детей расширяется представление о народных праздниках.
  •  Учат стихи, русские народные песни, народные игры.
  • Связно, последовательно и выразительно составляет небольшой текст.
  • Работают с нитками - изготовление куклы-оберега.
  • Умеет делиться с педагогом и другими детьми  разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (рассказ близкого человека).    

11. Методы проекта:

- беседа о Покрове, рассматривание картин, иллюстраций;

- чтение сказок, стихов;

- разучивание игры «Дрема», народных подвижных игр, дидактических игр;

- заучивание с детьми стихотворений, потешек, пословиц, частушек;

- детское художественное творчество.

- образовательная деятельность: ООД, беседы.

12. Презентация проекта:

- открытое мероприятие для воспитателей и родителей МАДОУ № 2 «Золотая рыбка».

План работы

мероприятия

ответственный

1

НОД: ОО «Познавательное развитие» – «Покров» (беседа)

Воспитатели группы

2

Просмотр презентации «Покров»

Воспитатели группы

3

Игровая деятельность – дидактическая игра «Найди отличия»

Воспитатели группы

4

НОД:  ОО «Физическое развитие» –  русские и татарские народные подвижные игры.

Воспитатели группы

5

НОД: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация «Укрась тюбетейку»

Воспитатели группы

6

НОД: ОО «Познавательное развитие»

«Батюшка Покров»

Воспитатели группы

7

НОД: ОО «Речевое развитие» Чтение сказания «ПОКРОВА»

Воспитатели группы

8

НОД: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Ручной труд, работа с нитками «Кукла-оберег»

Воспитатели группы

9

Музыкальное развлечение «Покров день»

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Родители как участники образовательных отношений

1

Помощь в подборе поговорок, пословиц об осенних месяцах, о Покрове.

2

Помощь в подборе иллюстраций, фото и репродукций картин,  посвященных празднику.

3

Консультация «Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник»

4

Консультация  «Как встречали Покров на Руси»

5

Участие родителей в музыкальном развлечении «Покров день»

Реализация проекта

Развлечение «Покров день»

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Предварительная работа: Разучивание песен,  хороводов, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Оборудование:  оформление  в виде русской избы (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка), деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками.

Ход развлечения

Под музыку группы «Иван Купала» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод.

Ведущая: Здравствуйте люди добрые.

                  Гости, дорогие!   

                  Вам ли сегодня по домам сидеть,

                  Да в окно глядеть,

                  Грустить  да печалиться!

Ребенок:  Рады вас видеть у себя в гостях.

                  В нашей горнице дома русского!

                  Здесь для вас гостей дорогих

                  Будет праздник большой,

                  Праздник радостный.

                  По православному «Покров» называется.

                  Будем веселиться, да радоваться.

1 ребенок:  Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром! 
2 ребенок:  Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня  молодку платком! 
3 ребенок: Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь.

Ведущая: Веселье – от всех бед спасенье.  Не скучай народ – заводи хоровод.

Дети заводят хоровод и поют «Ходит Ваня».

Ведущая: (садится на лавочку) «Сядем рядком да поговорим ладком! » - хорошие слова, добрые. А разговор я начну с загадки: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?»

Дети и родители: Осенью.

Ведущая: Правильно, осенью. Поэтому наши посиделки называются осенними: птицы со двора, опенки у пня – наступила осенняя пора. А кто-нибудь из вас знает, как народ в старину называл осень? Осень – перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сопит, сверху льет, снизу метет. Давайте с вами вместе вспомним осенние месяцы и дружно хором скажем.

Дети и родители: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ведущая: Послушайте, что я вам расскажу про каждый месяц осени. Сентябрь- это «хмурень»: холодает, чаще идут дожди. У осени много примет. Я, например, знаю – много рябины к дождливой осени и сильным морозам. Может еще кто - то знает, и сейчас нам расскажет?

Родители называют приметы сентября месяца.

Ведущая: Молодцы папы и мамы, про сентябрь вы знаете, а теперь давайте все вместе про октябрь послушаем. Октябрь – это предзимье: где листиком прикроет землицу, а где снегом. А еще его называют – «листопадник». Как вы думаете, ребята, почему?

Дети: Листья с деревьев опадают.

Ведущая: Правильно ребята, уже многие деревья сбросили листву, и птицы стаями улетают на дальние края. Как говорится, с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся. Пришел к нам октябрь-батюшка. Принес с собой наш любимый праздник – Покров! А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

Дети: Расскажи, Хозяюшка!

Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)

Давным-давно это было. Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

Ребенок: Гриб, гриб, Грибовой,

                 Мы возьмем тебя с собой:

                 Волнушки в кадушки,

                 Сморчки - в бурачки,

                 Опенки - в бочонки,

                 Грузди – в кузовки.

(стихи для перехода к частушкам «Грибные частушки» в исполнении детей)

Дети исполняют частушки «Грибные частушки».

Ведущая: Про сентябрь и октябрь мы вспомнили, а вот про ноябрь чуть не забыли. Ноябрь- одиннадцатый месяц в году. Назывался он так же «листогноем» - от чахнущих листьев и «груднем». В ноябре опадали последние листья, и на большей территории России устанавливалась настоящая зима. Приметы ноября то же связаны с зимой. Может, ребята, кто-то из ваших пап или мам знает приметы ноября? Давайте у них спросим?

Родители по очереди называют приметы:

. Утром иней на деревьях - к морозам, туман к оттепели;

. Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой;

. В ноябре зима с осенью борются;

. В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать;

. Комары в ноябре - быть мягкой зиме;

. Кто в ноябре не зябнет тот, тот и в декабре (январе) не замерзнет;

Ведущая: Молодцы, мамы и папы! Какие у нас сегодня гости, ребята, активные внимательные и очень много знают. А теперь отгадайте мою  загадку: Стоит Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают – глотает!

Дети: Печка.

Ведущая: В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров!» Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да  ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

3 ребенок: Дело мастера боится.

4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

5 ребенок: Гуляй, да время не теряй! 
6 ребенок: Есть терпенье - будет и уменье! 
7 ребенок: Умелые руки не знают скуки! 
Ведущая: А я вам сейчас и другую пословицу напомню « Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано? Про Дрему, конечно! 
                                      «Дрема» - инсценированная игра
Ведущая
: Вот спасибо, чуть сами с Дремой не уснули! Что же делать, какую бы нам игру придумать, чтобы проснуться и расшевелиться.
Дети: Дождик!

                                     Песня  «Дождик гуляет»

Ведущая: Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки по Покров Батюшку.
                                                              Частушки в исполнении родителей.

Настал батюшка-Покров, 
Настала нам гуляночка. 
Скоро – скоро нам сыграет 
Звонкая тальяночка.

Разрешите поплясать, 
Разрешите топнуть, 
Неужели в этом доме 
Половицы лопнут?

Девочки, вы девочки, 
Где берете денежки? 
Летом ягодки сдаем, 
А зимою все прядем.

Гармонисту – за игру, 
Ну, а мне – за пляску, 
Гармонисту – калачей, 
Мне – баранок связку!

Говорят, что я румянюсь, 
Говорят, что я белюсь, 
Я при всех в реке умоюсь – 
А лицом не изменюсь.

Как по осени ломала 
Красную калинушку, 
Во полях снопы вязала -
Надломила спинушку.

Ведущая: В старину то было стародавнюю, небылицы, небывальщины.  А сейчас я вам загадаю еще загадку, а,  вы, послушав,  отгадывайте: «Меня бьют, колотят, режут, ворочают. А я все терплю и всем добром плачу». ( земля)  Конечно, же земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон. 
                                  Песня  «Хоровод овощей»
Ведущая
: А теперь все помолчим, да как в стародавние времена сказки да стихи послушаем, об осени, об красной! 

Стихи об осени читают дети.

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Осень, осень,
Погости недель восемь:
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную,
Листопадную.

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!
За наше терпенье -
Всем угощенье!
Мы пирог поели,
Еще захотели!

Ведущая: Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, два корыта киселя, пятьдесят пирогов, да нашла едоков. А сейчас гости дорогие, девицы пригожие, приглашаю вас на чай душистый! А прежде чем отправиться на чаепитие, порадуйте хозяйку русским переплясом.

Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо»

«Подари березка»

Ведущая: Гость доволен - хозяин рад! Милости просим за стол отведать пирогов.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)

8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с  Днем с емьи, любви и верности.    Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.

Многие из нас,  взрослых,  из детства, наверное, помнят,  как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"

Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...

День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)

На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....

11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.

С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...