Комплексно-тематическое планирование в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Темченко Екатерина Сергеевна
Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

на 2014 – 2015 учебный год

МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Пояснительная записка

к комплексно-тематическому планированию

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы МДОУ «Детский сад п. Новопушкинское» являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

-  явлениям нравственной жизни ребенка (Дни  доброты, красоты, всемирный день приветствий  и др.);

-  окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

-  миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери  и др.);

- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),

-  сезонным явлениям (Осенины, Зимушка хрустальная,  Весняночка),

-  народной культуре и  традициям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:

-  количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);

- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;

- формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

- формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для  детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);

- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период 2 недели);

-  тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в игровых уголках.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Тема

Рекомендуемый период проведения

Содержание работы

Формы организации

Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь

1

2

3

4

5

День знаний

С 3 сентября по 21 сентября

 

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить   с   детским   садом   как   ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки     и     пр.).     Познакомить     с     детьми, воспитателем.    

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Игра – забава «Чаепитие»; развлечение «Чудесные пятнышки», выставка рисунков и поделок.

Мой любимый воспитатель

С 24 сентября по 28 сентября

Формирование элементарных представлений о профессии воспитателя и некоторых других профессий дошкольных работников.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы по теме праздника;  игры-занятия, рассматривание иллюстраций, наблюдение за работой воспитателей.

Игры с пением «Игра с мишкой», «Кто у нас хороший?»

Октябрь

1

2

3

4

5

Неделя животных

С 1 октября по 5 октября

Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших брать ях» человека

Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника;  рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними)

Игра-развлечение «Кто, кто в теремочке живет?»; выставка рисунков (фотографий) домашних животных

Неделя почты

С 8 октября по 12 октября

 Дать представление о себе, как о человеке. Формировать элементарное представление о работе почты.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы по теме праздника;  игры-занятия, рассматривание иллюстраций. Просмотр мультипликационных фильмов.

Просмотр мультипликационного фильма «Зима в Простоквашино». Просмотр выставок работ старших групп

Неделя врачей

С 15 октября по 19 октября

Формировать элементарные представление о здоровом образе жизни. Формировать элементарные навыки по уходу за своим лицом и телом; дать представление о работе врачей, о том, что они лечат больных.

Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале);  подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры

Чтение произведения «Маша обедает»; спортивно-музыкальные игры

Осенины

С 22 октября по 26 октября

Формировать элементарные представления об осени  (сезонные  изменения  в  природе,  одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления   о   сборе   урожая,   о   некоторых овощах,    фруктах,    ягодах,    грибах.    Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

Подвижные игры по теме праздника, чтение художественной литературы;  рассматривание фотографий домашних животных, фруктов, ягод, грибов; изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных и птиц, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); рассказы о сборе урожая, грибов, ягод. Сбор осенних листьев. Игры-эксперименты.

Праздник «Осень». Выставка детского творчества,   Сбор осенних листьев и создание коллектив         ной работы—плаката с                 самыми красивыми          из собранных листьев.

Ноябрь

1

2

3

4

5

«Мой дом, мой город, моя страна»

С 29 октября по 2 ноября

Знакомить детей с родным городом: его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника);   с     транспортом,     «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер).

Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города.  Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом.

Конструирование «Дом», «Транспорт»; развлечение «В гостях у Сибирячка»; фотовыставка «Мы на отдыхе».

Предметный мир

 С 5 ноября по 9 ноября

Продолжать знакомить детей с названием предметов ближайшего окружения. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Игровые ситуации, сюжетно- ролевые игры; рассматривание иллюстраций, картин фотографий по теме, чтение художественной литературы. Наблюдение за окружающим предметным миром. Беседы об одежде, обуви, а также о предметах окружающего мира.

Игра-развлечение «В гостях у Мишки»

Неделя приветствий

С 12 ноября по 16 ноября

Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми

Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «День рожденье куклы Маши»,  «Гости»; наблюдения; ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации «Научим кукол Ваню и Аню здороваться»; пальчиковые гимнастики; чтение художественной литературы, развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.);

Игра-развлечение «В гости к кукле»; конкурс звуковых приветствий (с использованием ТСО)

Неделя, посвященная Дню матери

С 19 ноября по 30 ноября

Формирование представлений об образе матери. (Элементы внешнего вида, имя, профессия, духовные качества) Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам.

Оформление фото стенда «Ниши мамы»; выставка рисунков «Моя мама»

Декабрь

1

2

3

4

5

Неделя заказов подарков от Деда Мороза

С 3 декабря по 7 декабря

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтение) вокруг темы нового года и новогоднего праздника.

Игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Подарки от дедушки» и т.д.); чтение художественной литературы по теме праздника; беседы на тему; слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник.

Выставка совместных с родителями  рисунков «Подарок от Деда Мороза»

Всемирный день детского телевидения

С 10 декабря по 14 декабря

Расширять представления детей о профессиях, сферах человеческой деятельности; помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни разного характера. Понимать о чем поется и эмоционально реагировать на содержание народных песен.

Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры по теме; чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник.

Просмотр мультипликационных фильмов.

Скоро Новый Год!

С 17 декабря по 21 декабря

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Рассматривание деревьев, улиц из окна и, непосредственно, на прогулке; рассматривание картин, фотографий с изображением зимы, диких и домашних животных. Чтение художественной литературы по теме; наблюдение за людьми, за их одеждой, за снегом  и другими зимними природными явлениями. Катание на лыжах, санках. Слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник.

Конкурс новогодних рисунков

Новый Год

С 24 декабря по 31 декабря

Расширять представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Формировать представления о безопасном поведении зимой; исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментальной деятельности. Формировать  представления о Новом годе как  веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы;  совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра;  поздравления и подарки). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника).

В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание  необходимо обратить на   решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность». Слушание и разучивание песен про Новый Год; разучивание танцев на новогодний утренник.

Новогодний утренник.

Январь

1

2

3

4

5

Рождественская неделя

С 8 января 11 января

Формировать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; воспитывать стремление участвовать в играх. Укреплять взаимодействие между детским садом и семьей. Воспитывать интерес к культуре и традициям русского народа

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры рассказывание и инсценировка русских народных сказок.

Изготовление рождественских сувениров

Неделя зимних игр и забав

С 14 января 25 января

Знакомить     с     народным     творчеством     на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать   фольклор   при   организации   всех видов детской деятельности.

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок».

Игры - забавы. Праздник народной игрушки «Русский валенок», «Рождественские колядки».

Зима

С 28 января по 1 февраля

Знакомить с народным творчеством, фольклором. Формировать элементарные представления о зиме   (сезонные   изменения   в   природе,   одежде людей,   на   участке   детского   сада).   Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения («Собака», «Далеко-близко», «Не ошибись» и пр.), рассматривание картин, чтение потешек, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», дидактические задания «Покажи на картинке», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку». Игры-экспериментирования со снегом, водой.

Развлечение «Зимушка-зима»; выставка детского творчества.

Февраль

1

2

3

4

5

День рождение детского сада

С 4 февраля по 8 февраля

Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности

Праздник мыльных пузырей, выставка детского творчества, фотоколлаж «Какие мы разные», «Наша группа».

Пушкинская неделя

С 11 февраля по 15 февраля

Формировать интерес  к художественной литературе; обращать внимание детей на элементарные выразительные средства; продолжать знакомить детей с иллюстрациями художников к произведениям Пушкина.

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры рассказывание и инсценировка русских сказок Пушкина; рассматривание портрета русского поэта А. С. Пушкина.

Выставка рисунков по произведениям А. С. Пушкина.

Неделя, посвященная Дню защитника Отечества

С 18 февраля по 22 февраля

Воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, братику. Формирование первичных представлений о Российской армии,  о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника;  чтение художественной литературы по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен

Праздник «День Защитника Отечества», фотовыставка «Мой папа, дедушка, братишка»

Масленичная неделя

С 25 февраля по 1 марта

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, и др.). использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры рассказывание и инсценировка русских народных сказок. Изучение песен для мам, на праздник, посвященный Международному женскому дню.

Выставка детского творчества

Март

1

2

3

4

5

Неделя, посвященная Международному женскому дню

C 4 марта по 8 марта

Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Организовывать         все         виды         детской деятельности         (игровой,         коммуникативной, трудовой,      познавательно      исследовательской, продуктивной,       музыкально        художественной, чтения)   вокруг   темы   семьи,   любви   к   маме, бабушке.

В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню.

Игра-ситуация «Мама согревает». Утренник, посвященный Международному женскому дню; выставка поделок, изготовленных совместно с мамами.

Неделя, посвященная всемирный день цветов

C 11 марта по 15 марта

Формировать представления детей о растениях луга, сада и леса. Формировать представление об ухаживании за растениями.

Чтение художественной литературы, рассматривание картин и фотографий с изображением цветов; игровые ситуации; работа в уголке природы; иллюстраций к книгам по теме праздника.

Выставка «Цветы  России»

Неделя, посвященная дню птиц

C 18 марта по 22 марта

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека.

Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника;  рассматривание фотографий птиц, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей сказок, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за птицами (во дворе, в уголке природы, домашними) беседа «Каких птиц мы знаем».

Выставка «Птицы мира», развлечение «Сорока-белобока»,

Неделя театра

C 25 марта по 29 марта

Формировать представление детей о сферах человеческой деятельности (искусство); через проектную деятельность, игры, произведения литературы. Продолжать знакомство с культурными явлениями (театром).

Подвижные игры по теме праздника,

 чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением персонажей сказок. сюжетно-ролевые игры; представление театра.

Выставка декораций (атрибутов) к театрализованному представлению; музыкаьнотеатрализованное представление.

Апрель

1

2

3

4

5

Неделя, посвященная дню смеха

С 1 апреля по 5 апреля

Развитие чувства юмора у детей.

Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций

Фотоколлаж «Какие мы веселые», игра-развлечение «Рассмешим куклу Аню».

Неделя, посвященная Дню космонавтики

С 8 апреля по 12 апреля

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, сказок.

Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам;

Выставка детского творчества, просмотр видеофильма

Неделя здоровья

С 15 апреля по 19 апреля

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале);  подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др.

Развлечение «Заболел наш Петушок». Фотоконкурс «Моя спортивная семья».

Весняночка

С 22 апреля по 26 апреля

Формировать элементарные представления о весне  (сезонные  изменения  в  природе,  одежде людей,   на   участке   детского   сада).   Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое же»; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы.

Праздник «Веснянка». Выставка детского творчества.

Май

1

2

3

4

5

Неделя насекомых

С 29 апреля по 3 мая

Формировать представление о насекомых; знакомить с особенностями их жизни; продолжать формировать навыки культуры поведения  в природе.

Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника;  рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы; развивающие игры, наблюдения

Презентация коллективной работы о насекомых.

Неделя, посвященная Дню Победы

С 6 мая по 11 мая

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к родине. формировать первичные гендерные преставления.

Сюжетно-ролевые игры; игры-ситуации; игры-забавы; чтение художественной литературы по теме; рассматривание картин, иллюстраций на тему.

Оформление групповой тематической выставки

Неделя, посвященная Дню семьи

С 13 мая по 17 мая

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах).

Семейные посиделки, фотоконкурс «Дружная семья», «Как мы играем дома». Выставка детского творчества.

Здравствуй, лето!

С 19 мая по 31 мая

Формировать элементарные представления о лете   (сезонные   изменения   в   природе,   одежде людей,   на   участке   детского   сада).   Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах,     ягодах.     Знакомить     с     некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран.

Рассматривание иллюстраций по теме праздника; рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке»; дидактические игры «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама»; целевые прогулки по территории ДОУ; сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Поликлиника». Чтение художественной литературы.

Праздник «Лето»

В летний период детский сад работает в каникулярном режиме

С 1 июня по 31 августа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексно-тематическое планирование в средней группе

Планирование по темам в соответствии с программой Веракса... и ФГТ...

Комплексно - тематическое планирование в средней группе МБДОУ детский сад "Изюминка".

Представляю вашему вниманию комплексно - тематическое планирование в средней группе. Воспитатели: Цыганова Т.И , Плакса Т.Н....

Комплексно - тематическое планирование в средней группе на основе программы "От рождения до школы"

Комплексно - тематическое планирование в средней группе, разработано на основе программы "От рождения до школы". При планировании НОД используется методическое обеспечение к программе Васильевой, а та...

Комплексно – тематическое планирование в средней группе

Комплексно-тематическое планирование в средней группе...

Комплексно-тематическое планирование для средней группы

Комплексно тематическое планирование для средней группы на сентябрь, октябрь и февраль....

Комплексно-тематический план работы в средней группе по программе "Детский сад 2100" на 2013-2014 год.

План разработан в соответствии с темами по прграмме "Детский сад 2100"....

Комплексно - тематический план образовательной работы, средняя группа, январь.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам план на январь, в котором подобраны беседы, игры, ситуации по теме недели....