«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
консультация

Сарычева Снежана Владимировна

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_muzyke.docx444.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль воспитателя

в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

 

C:\Users\Александр\Desktop\сарычева\музыкальному руководителю2\дети поют.jpg

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им.

Именно воспитатель создаёт в группе психологическую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняет способ их представления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает произвести воспроизвести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием (например, игру в»Магазин-булочная» дети перестроили сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин»), озадачить детей неожиданной информацией ( например, «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алёны сегодня день рождения?», а иногда и включиться в игровое действие и т.д.

C:\Users\Александр\Desktop\сарычева\музыкальному руководителю2\ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\i.jpeg

Ребёнок постепенно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно-речевое, изобразительное и музыкальное творчество.

Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности, и должна представлять собой ряд законченных (завершённых) действий. Например, дети в уголке «Ручного труда» изготавливают самодельный театр: настольный, пальчиковый и другие, в изоуголке оформляют этот материал, использую различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрально-игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.

Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы данного педагогического коллектива.



Формы организации  самостоятельной музыкальной деятельности

Исполнительская:

- упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком- либо умении (например, в игре на детских музыкальных инструментах).

Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как:

  • игры с пением;
  • настольные и музыкально-дидактические игры;
  • хороводные музыка л ьно-дидактические игры;
  • игра на детских муз. инструментах;
  • сюжетно-ролевые игры («Музыкальное занятие», «Музыкальный магазин», «Концерт» и др.)
  • театрализованные представления по готовым сюжетам («Репка», «Заюшкина избушка» и т.д.)
  • игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
  • концерты детской художественной самодеятельности.

Творческая:

- дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т.д. (например, сочиняют мелодию, придумывают новое танцевальное движение или целую сценку).

Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

  • сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты»);
  • импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • песенная и танцевальная импровизация;
  • театральные представления (импровизированного характера)

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность» следующим образом:

• свободная деятельность воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

• организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий:

  • интереса ребенка к слушанию музыки;
  • наличия устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;
  • запаса музыкальных впечатлений;
  • создания условий в групповом музыкальном центре;
  • создания условий в семье.

Условия возникновения самостоятельной музыкальной деятельности

Музыкальный руководитель открывает ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия становятся источником для творческого вдохновения детей. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.

Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, как отмечает С. И. Мерзлякова, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях.

В процессе слушания музыки важно создание «поисковых ситуаций», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, совместно с педагогом анализируют прослушанное произведение, высказывают свое впечатление о музыке.

В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества.

В музыкально - ритмической деятельности, дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по-новому, придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность(творчество), воображение, фантазию, т. е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх.

Таким образом, музыкальный руководитель, грамотно организуя музыкальное занятие, способствует приобретению форм самостоятельного поведения дошкольников.

Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, хороводы и т. д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.

Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей.

Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

  • восприятие музыки;
  • воспроизведение музыки;
  • музыкально-творческая деятельность.

Оформление музыкально-эстетических центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка. Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Музыкальные центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников, побуждая применять навыки, полученные на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада.

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам может выглядеть следующим образом

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет:

• куклы-неваляшки;

• образные музыкальные игрушки (зайчик, петушок, курочка, птенчик, собачка, котик и т. п.);

• игрушки-инструменты с фиксированным звуком-органчики, шарманки, свистульки, дудки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, большие и маленькие колокольчики, бубен, барабанчики, молоточки, шумики;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки, фортепиано и т. д.);

• атрибуты к музыкальным подвижным играм;

• атрибуты для детского танцевального творчества (по сезонам): флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п;

• ширма настольная с перчаточными игрушками;

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;

• поющие и двигающиеся игрушки;

• музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Кошка и котята», «Высокий домик, низкий домик";

-на определение характера музыки (настроения):«Солнышко и дождик», «Весёлая девочка, грустная девочка»;

-на развитие тембрового слуха: «Отгадай, на чём играю»;

-на развитие динамического слуха: «Тихо - громко»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Мышка и мишка», «Кукла шагает и бегает», «Ноги и ножки», «Играем медленно и быстро».

Перечень материалов для детей от 4-5 лет:

• пособия для воспитанников 1 и 2 младших групп;

• металлофон;

• шумовые инструменты для детского оркестра: маракасы, деревянные ложки, кубики, палочки;

• набор карточек «Наши любимые песни» с яркими иллюстрациями;

• фланелеграф или магнитная доска;

• атрибуты к подвижным музыкальным играм;

• атрибуты к творческим импровизациям: ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, в том числе пособия, используемые на музыкальных занятиях;

• ширма настольная и набор игрушек;

• музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;

• материалы для экспериментирования со звуками: камешки, деревянные брусочки, газетная бумага, фантики и др.

• музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Птица и птенчики», «Эхо»;

на определение характера музыки (настроения): «Весело-грустно», «Солнышко и тучка», «Вот так зайцы!» (зайцы спят, танцуют);

-на развитие тембрового слуха: «Узнай свой инструмент»;

-на развитие динамического слуха: «Громко - тихо заиграю», «Тише – громче в бубен бей»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Кто как идет», «Кукла шагает и бегает».

Перечень материалов для детей от 5-6 лет:

• пособия для воспитанников младших и средней групп;

• бубны, барабаны, треугольники, колокольчики разного размера, кастаньеты, румба, трещотки, рубель;

• музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

• иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

• музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

• портреты композиторов;

• музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка);

• атрибуты к подвижным играм;

• альбомы детского творчества «Мы рисуем музыку»;

• ширмы: настольная и ширма по росту детей;

• разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

• элементы костюмов к музыкальным играм-драматизациям;

• элементы костюмов к знакомым народным танцам;

• атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перышки, султанчики, шарфики, ленточки, листики, снежинки, цветы на запястье и др. ;

• магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков;

• материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучат камни», «Как звучит бумага», «Как звучит дерево» (знакомство с деревянными музыкальными инструментами);

• музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Заиграла труба», «Три медведя»;

-на определение характера музыки (настроения): «Солнышко и тучка» (с добавлением карточки «Солнышко, чуть прикрытое тучкой» - спокойная, колыбельная мелодия, «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут);

-на развитие тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?»;

-на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Петушок, курочка, цыпленок», «Ритмическое лото», «Три медведя» и др.

Перечень материалов для детей от 6-7 лет:

• пособия для воспитанников младших, средней, старшей групп;

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

• портреты композиторов;

• иллюстрации к произведениям представленной фонотеки;

• альбомы детского творчества: «Мы рисуем и поем»;

• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

• альбомы для рассматривания: «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты», «Опера», «Балет», «Времена года» и т. п. ;

• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые);

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

• атрибуты к подвижным играм;

• атрибуты для детского танцевального творчества: разноцветные перчатки, султанчики, платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки;

• элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.);

• музыкальный центр и набор программных аудиозаписей или дисков;

• материалы для экспериментирования со звуками по темам «Как звучит пластмасса», «Как звучит вода», «Как звучит металл»;

• музыкально-дидактические игры:

-на развитие звуковысотного слуха: «Лесенка», «Бубенчики», «Три медведя», «Кого встретил колобок?»;

-на определение характера музыки (настроения, жанров: «Удивительный светофор» (дети спят, маршируют, пляшут, «Что звучит: песня, танец, марш?», «Три танца»;

-на развитие тембрового слуха: «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю?», «Наш оркестр», «Музыкальный магазин»;

-на развитие динамического слуха: «Громко-тихо запоем»; «Громко-тихо заиграем», «Громкая и тихая музыка»;

-на развитие ритмического слуха, чувства темпа: «Ритмические кубики», «Ритмическое лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные молоточки» и др.

-на закрепление полученных знаний: «Сладкий колпачок», «Назови композитора» и др.

Музыкальный уголок, оформленный яркими, интересными пособиями, музыкально-дидактическими играми, детскими инструментами, игрушками, поможет ребенку прочувствовать всю красоту музыки, расширит представление о многообразии звуков в окружающем мире, разовьет его воображение, творческую активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

 Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

В консультации  даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей  о роли в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника...

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участи...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей "

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей "...

Консультация для воспитателей " Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе"

  Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческим...