Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми
консультация

В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребенка. даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чем-либо...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nuzhno_znat.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми

В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребенка. Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чем-либо.

Психологическая компетентность взрослых во многом определяет умением выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то чаще всего виновными «назначают» детей, которые «не умеют себя правильно вести», «не уважают взрослых», «стали неуправляемыми».

Но в большинстве случаев (за исключением явной патологии) не существует отдельно взятых проблем ребенка. Так называемые «проблемы ребенка» (те же самые грубость, лживость), в сущности, являются проблемами отношений взрослых (родителей, других родственников и педагогов) с детьми.

Испытывая растерянность при столкновении с непослушанием, протестным поведением детей мы часто задаем себе примерно следующие вопросы: «Что я сделал не так? Как найти подход к ребенку? Как наладить с ним отношения?»

Поиск ответов на эти и подобные вопросы связан, во-первых, со знанием общих правил организации взаимодействия с детьми, во-вторых, с пониманием возрастных закономерностей развития личности ребенка на разных этапах его жизненного пути.

Говоря об общих закономерностях построения конструктивного общения взрослых, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответственных чувствах взрослых.

В частности, В.В. Столин выделяет три параметра отношений, влияющих на проявление любви родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия; уважение-неуважение; близость-отдаленность.

Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Наиболее оптимальным вариантом отношения является так называемая действенная любовь, которая сочетает в себе симпатию, уважение и близость. При таком варианте отношений к ребенку формула семейного воспитания может быть выражена словами: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Одним из вариантов отношения может быть отстраненная любовь, при которой родители испытывают симпатию и уважение к ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». В этом случае ребенку не хватает общения с родителями, внимания с их стороны.

Неблагоприятными вариантами родительского отношения к детям являются так называемая действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) – «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю» любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Наиболее травмирующими для детского развития  вариантами отношений являются отвержение и презрение, при которых ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним («Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело»). Ребенок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование и страх быть отвергнутым другими людьми.

Представленная типология родительского отношения к детям может быть использована, в некоторой степени, и для характеристики взаимодействия между педагогами и детьми. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что к нему относятся с симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать.

Важной задачей взрослых является создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся. Это является условием правильного формирования психологического мира человека, воспитания основ нравственного поведения.

Для формирования такой уверенности в общении с детьми взрослым необходимо соблюдать правило безусловного принятия (правило «трех П»).

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка.

Принятие это положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим заданием или нет!». Для формирования у ребенка чувства принятия взрослым следует категорически отказаться от негативных оценок личности и качеств его характера.

Признание это предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, права на совещательный голос.

Выразить к ребенку положительные отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания:

  • уделяйте общению с ребенком специальное время;
  • сохраняйте терпение, когда дети не могу сразу что-то сказать;
  • помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова;
  • задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие.

Приобщении с детьми также важно избегать типичных ошибок:

  • приказы, команды;
  • обзывание, высмеивание;
  • выспрашивание, расследование;

Таким образом, одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно общаться с детьми

консультация для родителей...

"Что нужно знать, чтобы школьником стать!" Развитие когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника.

Основная задача психолога в работе с детьми подготовительных групп - это коррекция и профилактика возможных трудностей в предстоящей им не простой школьной жизни. Чем же специалист может им помочь? В ...

Семинар с элементами тренинга «Что нужно знать, чтобы эффективно работать с родителями?»

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в...

Что нужно знать о правильной осанке!

Консультация для родителей. Следим за осанкой ребенка....

Развлечение "Это всем нам нужно знать, чтоб пожара избежать"

Для проведения работы по безопасного поведения....

Занятие в подг гр "Что нужно знать, чтобы не попасть преступнику"

Цель: учить детей правилам поведения в опасных ситуациях на улице....