Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочная анимация»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зимоздра Наталья Петровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной, социально-педагогической направленности

«Песочная анимация» далее (интерактивная песочница)

Возраст обучающихся: (5-7 лет)

на 2019-2020 учебный год

Срок реализации: 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Оглавление

I. Основные характеристики программы.................................................................стр.3

I.1. Пояснительная записка ...………………………………….......................... .....стр.3

Актуальность...............................................................................................................стр.4

Новизна программы....................................................................................................стр.5

Адресат программы....................................................................................................стр.6

I.2. Цели и задачи…………………………………………………………............... стр.7

I.3. Планируемые результаты…………………………………………..…...............стр.8

I.4. Содержание...................................……………………………………............... стр.9

II. Организационно-педагогические условия  ......................................................стр. 10

II.1. Календарно-учебный график…………..……………………………...... .......стр.10

II.2. Условия реализации программы...…........….............................................. ....стр.11

II.3. Формы контроля результатов освоения программы................................. ...стр. 12

II.4. Оценочные материалы......................................................................................стр.13

II.5. Методические материалы.................................................................................стр.14

II.6. Рабочие программы модулей..........................................................................стр. 14

II.7. Список литературы………………………..........…………………................стр. 15

III. Приложения........................................................................................................стр. 16

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

 «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский   

I. Основные характеристики программы.

I. 1. Пояснительная записка

Программа по дополнительному образованию «Песочная анимация (интерактивная песочница)» предназначена для работы с детьми,  как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Направленность данной программы – художественная, социально-педагогическая.

  • Программа разработана в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р).

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

  • Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЦРР - детский сад № 123 «Планета Детства».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р).
  •  Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность:

 Вот уже три года   я  использую  в своей работе  с детьми   старшего дошкольного возраста «педагогическую» песочницу.  Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Формирование обследовательских действий  происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации  была создана  нестандартная предметно – развивающая среда.

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей старшего дошкольного возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира.   Дети проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность. 

Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. В продолжение программы «Чудесный песок», «Живой песок». я разработала  программу кружка  «Песочная анимация (Интерактивная песочница)».

  • Использование данного средства, как  песок способствует   снятию симптомов тревожности у дошкольников, страх перед школой, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе и чувства сосредоточенности.  Песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильную чувствительность как основу развития «ручного интеллекта»., а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. В играх с   песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика., совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию мозгового  напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия, развивают образное мышление и пространственное воображение, улучшают процессы саморегуляции что очень актуально перед поступлением в школу.
  • Учитывая, что игры с песком обусловлены физическими его свойствами - приятная мягкость, шершавость, тягучесть, которые действуют на человека вдохновенно и завораживающе.
  •  Кроме того это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных детей, ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.
  • ИТАК, ИГРАТЬ С ПЕСКОМ — ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ТОЛЬКО ПРОСТО, НО И ПОЛЕЗНО!

        Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Такой подход способствует формированию целостного восприятия мира.

Новизна программы:

Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». 

• В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. 

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. 

Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

Программа способствует:

- снятию эмоционального и мышечного напряжения; 

- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;

- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию; 
- развитию способности творчески самовыражаться; 

- развитию мелкой моторики, ощущений;

- коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные; 
- разрешению внутри семейных конфликтов; 

- преодолению трудностей в общении; 

- преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.); 

- преодолению расстройств настроения; 

- развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий; 
- развитию познавательных процессов; - развитию ответственности за свои действия; 
- адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)

 

Адресат программы: 

Возрастные особенности:

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, в том числе на детей с ОВЗ.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.

 Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

 Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. 

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

 Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.

Программа предназначена для педагогов, учителей- логопедов, дефектологов, воспитателей, социальных педагогов  и родителей обучающих и воспитывающих детей, проходящих адаптацию, испытывающих трудности в контакте со сверстниками и взрослыми.  

 Срок реализации программы по доп.образованию: 2018-2019 учебный год.

Форма обучения очная.

Объем программы 32 часа. Четыре занятия в месяц. Занятия проводятся 1раз в неделю. Занятия кружка рассчитаны на 20 -25 минут. 

Группа разновозрастная. Состав группы: постоянный, может быть переменный. Количество детей в группе не должно превышать 8-10 человек.

Участники программы: воспитатели, дети, родители.

I.2. Цели и задачи программы.

Цель        Программы:

При помощи игр с  песком развить творческие способности воспитанников, научить владеть своим психоэмоциональным состоянием, помочь ребенку раскрепоститься.

Задачи Программы:

1.     Образовательные:

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

- формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое восприятие изображаемого предмета.

- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость);

2.     Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

- развивать интерес к нестандартным играм с песком;

3.     Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки детей, способствующие успешной адаптации в коллективе;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

I.3. Планируемый результат:

Предпосылки образовательной деятельности:

Предметные:

- дети хорошо владеют техническими приемами песочницы (регулируют высоту и глубину песка), ориентируются в пространстве;

- знают правила поведения игр в песочнице.

Метапредметные:

Познавательные навыки:

- умеют логически мыслить, анализировать и сравнивать;

- умеют выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

- достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

Регулятивные навыки:

-учащиеся умеют формулировать для себя цели и задачи в творческой деятельности;

- соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;

- умеют действовать в соответствии с правилами выполнения работы, применять образец, выполнять инструкции.

 Коммуникативные навыки:

- определяют характер своей работы, планируют свою деятельность, прослушав задание;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

-  имеют устойчивый  интерес к нестандартной деятельности;

Личностные:

-   уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении;

-   проявляют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;

- владеют  расширенным  словарным запасом  (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.),  используют обобщающие понятия  (сыпучий песок, цветной песок, волшебный песок);

- способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;

- владеют своим психоэмоциональным состоянием, развиты навыки саморелаксации и саморегуляции эмоционального состояния;

 -получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми;


I.4. Содержание программы

Учебный план

N п/п

Название раздела

Темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория/Практика

1

Интерактивная песочница

Режим Сахара, Остров

16

2

Первичная диагностика

Режим Фигуры

1

Режим Город

1

Режим Природа

1

Режим Радуга

1

Режим Подводный мир

1

Режим Космос/цветы

2

Режим Вулкан

1

Режим Времена года

1

Режим Сокровища

1

Режим Прятки

1

Режим Мультфильмы

1

Режим Раскраска

1

Режим Черепаха

1

2

Интерактивный стол

Тема Здоровей-ка

16

1

Диагностика

Тема Урожай

1

Тема Народная игрушка

1

Тема Осенняя фантазия,

 Краски осени

2

Тема Животные,

На подворье нашем

2

Тема Одежда

1

Тема Семья

1

Тема Домашние хлопоты

1

Тема Птичий двор

1

Тема Звуки

1

Тема Слоги

1

Тема Магнетизм

1

Тема География

1

Тема Геометрические фигуры

1

Данная программа, может корректироваться в зависимости от потребностей и возможностей ребенка.

Содержание учебного плана отражено в пособиях Пичугиной И.И. «Интерактивная песочница», «Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся».

II.Организационно-педагогические условия.

II.1. Календарный учебный график

             

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

октябрь

00.10

групповая

1

Сахара

Моб.класс

Нач.диагностика

00.10

1

Остров

00.10

1

Фигуры

00.10

1

Город

2

ноябрь

00.11

групповая

1

Природа

Моб.класс

беседы

00.11

1

Радуга

00.11

1

Подводный мир

00.11

1

Космос

3

декабрь

00.12

групповая

1

Цветы

Моб.класс

наблюдения

00.12

1

Вулкан

00.12

1

Времена года

00.12

1

Сокровища

4

январь

00.01

групповая

1

Прятки

Моб.класс

наблюдения

00.01

1

Мультфильмы

00.01

1

Раскраска

00.01

1

Черепаха

5

февраль

00.02

групповая

1

Здоровей-ка

Моб.класс

наблюдения

00.02

1

Урожай

00.02

1

Народная игрушка

00.02

1

Осенняя фантазия

6

март

00.03

групповая

1

Краски осени

Моб.класс

наблюдения

00.03

1

Животные

00.03

1

На подворье нашем

00.03

1

Одежда

7

апрель

00.04

групповая

1

Семья

Моб.класс

наблюдения

00.04

1

Домашние хлопоты

00.04

1

Птичий двор

23.04

1

Звуки

8

май

30.04

групповая

1

Слоги

Моб.класс

Конечная диагностика

00.05

1

Магнетизм

00.05

1

География

00.05

1

Геометрические фигуры

         

         

II. 2. Условия реализации программы

Предметно-пространственная - развивающая среда.

Для организации кружка используется специализированное помещение.

  • Интерактивная доска.
  • Конструкция интерактивной песочницы.
  • Ноутбук.
  • Проектор.
  • Датчик Kinect.
  • Программное обеспечение «Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям».
  • Чистый просеянный песок.

Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности. Чем больше в доступе есть игрушек, тем легче будет создать определенную ситуацию, мир.

Рекомендуемые игрушки и материалы для занятий:

  • Природный материал: камушки, ракушки, палочки, шишки.
  • Игрушки животных.
  • Игрушки людей.
  • Игрушки домов или набор кубиков для построек.
  • Игрушки транспорта.
  • Набор для релаксации (бусинки, кристаллики).
  • Формочки.  

Кадровое обеспечение.

Программу ведет педагог дополнительного образования. Специализированные курсы:

  • 04.04.2017, 5 часов "Песочная терапия: возможности и эффективность применения в системе дошкольного и начального общего образования";
  • 08.05.2018, 2 часа "Использование интерактивной песочницы в ДОУ"
  • 10.10.2018, 2 часа "Использование интерактивной песочницы в логопедии"

II.3. Формы контроля результатов освоения программы

Педагогическая диагностика

Для контроля результативности освоения программы используются диагностические методики (см. таблицу ниже).

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная - в октябре, итоговая - в мае)

Источник диагностических материалов

Методики

Эмоциональное состояние ребенка Методика «Эмоциональный термометр». (Г.А. Цукерман, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - м., 1995. - с. 132-133)

Методика

«Эмоциональный термометр»:

детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п.

Определение индивидуальных особенностей личности ребенка

  Методика«Рисунок человека». А.Л. Венгер "Психологические рисуночные тесты". - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. - с.16-61.

Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.

Способность контролировать собственное поведение

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998-672 с.

Методика «Рене Жиля»:

 детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений

Память

Альманах психологических тестов. М., 1995. С.107-111.

Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил.

Внимание

Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок.

Развитие мелкой моторики

 Гуткина Н. И.. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер,2004. — 208 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). 2004

Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания


II.4. Оценочные материалы.

Результаты, отражающие  достижения детьми целей и задач программы, заносятся в диагностическую карту.

Диагностическая карта

Фамилия имя ребенка

Эмоциональное состояние ребенка,

Способность контролировать свое поведение

Способность контактировать со сверстниками и взрослыми для решения образовательных задач

Ориентировка в пространстве

Сенсорное  восприятие, РММ

 Свойства песка

Итог

Окт. 18.

Май  19

Окт. 18.

Май  19

Окт. 18.

Май  19

Окт. 18.

Май  19

Окт. 18.

Май  19

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Развитие детей оценивается по 3-х бальной системе, где:

1 - низкий уровень - ребенок не справился с заданием, помощь взрослого отвергает, не контактирует со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние не стабильное.

2- средний уровень - справился частично, либо с помощью педагога, испытывает трудности в эмоциональном контакте со сверстниками и взрослыми.

3 - высокий уровень - полностью справился с заданием самостоятельно, прибывает в положительном эмоциональном и психологическом состоянии.

По итогам диагностики педагог оформляет аналитическую справку, в которой указывает рекомендации по дальнейшему развитию детей.

II.5. Методические материалы.

Методическое обеспечение образовательной программы

Методы и приёмы

I. Виды познавательных игр в песке:

• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города) 

• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты) 
• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)

• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят) 

• игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей). 
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через: 
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)

• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух) 
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы) 
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи) 
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.

Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки. 

 Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, изобразительная, конструирование.

Примерная структура занятия:

I. Вводная часть занятия в детском саду: 

1. Особое приветствие. 

2. Правила работы с песком. 

II. Основная часть занятия: 

1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. 
2. Игры и упражнения, направленные на решение основной образовательной цели занятия 

III. Заключительная часть занятия: 

1. Подведение итогов. 

2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия. 

3. Ритуал прощания. 

II.6. Рабочие программы модулей представлены в пособиях Пичугиной И.И.  и др. «Интерактивная песочница», «Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся» (Приложение №1)

II.7. Список литературы:

        

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской   Федерации».
  2. Галанова, А. С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 96с.
  3. Мазнин, И. А. Стихи – загадки для детей.  – М., 2004. – 96 с.
  4. Интерактивная обучающая система «Играй и  развивайся» :           методическое пособие / Е. В. Зубкова [и др.]. - Челябинск : ИП Мякотин           И. В., 2016. - 96 с. : ил.
  5. Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина –, 2016. – 32 с.
  6. Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева Е.В. Б555 Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся»: методическое пособие / Е.В. Зубкова, Е.Н. Бехтерева, И.И. Пичугина, А.В. Шакаева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 35 с.  

Приложения:

№1

Программа коррекционных занятий с использованием интерактивной песочницы

Интерактивная песочница поможет не только дополнить и разнообразить курс психологической коррекции, но и построить с ее использованием самостоятельный коррекционный маршрут.

Используя разные режимы, материалы для игры, можно проводить занятия по коррекции детских страхов, эмоциональных нарушений; нарушений концентрации внимания и памяти; задержек психического, речевого и моторного развития.

Коррекция ЗМР (задержка моторного развития у детей). Занятия с песком позволяют проводить игры, которые развивают координацию движений рук, захват, мелкую моторику.

Для развития мелкой моторики можно выполнять следующие задания:

  • действия с песком: пересыпание из ладони в ладонь; захватывание песка по щепоткам; надписи на песке пальцами или карандашами;

  • поиски или прятки определенного предмета.

Примерный план коррекции и профилактики ЗМР рассчитан на месяц занятий, по два раза в неделю. Рекомендуется использовать на одном занятии по три игры.

План занятий в интерактивной песочнице по коррекции и профилактики ЗМР

Кол-во

Название, режим

Цель, содержание

рекомендуемых

занятий

«Знакомство с

познакомить детей с интерактивной

1

принцессой

песочницей; развитие

песочной страны»,

коммуникативных навыков, развитие

режим «Природа»

мелкой моторики рук.

«Спрячь животное»,

речевое развитие, развитие мелкой

Каждое занятие

режим «Природа»

моторики рук, развитие памяти,

или «Сахара»

внимания, мышления.

«Песочная магия»,

Развивать тактильную

Каждое занятие

режим «Радуга»

чувствительность, мелкую моторику;

снятие психоэмоционального

напряжения.

Раскраска

Развитие мелкой моторики,

Через одно занятие

тактильной чувствительности,

развитие цветового восприятия,

снятие психоэмоционального

напряжения.

Раскраска с кругами

Развитие мелкой моторики,

Через одно занятие

тактильной чувствительности,

развитие цветового восприятия,

снятие психоэмоционального

напряжения.

Прятки с

Речевое развитие, развитие мелкой

Каждое занятие

животными

моторики рук, расширение знаний об

окружающем мире.

Мультфильмы

Развитие мелкой моторики,

2

тактильной чувствительности.

Развитие внимания

«Создай оазис»,

Речевое развитие, развитие мелкой

Через одно – два занятия

режим Сахара

моторики рук, расширение знаний об

окружающем мире.

«Ищем клад», режим

Речевое развитие, развитие мелкой

Через одно занятие

«Поиск сокровищ»

моторики рук, развитие памяти,

внимания, мышления, ориентации в

пространстве.

План занятий в интерактивной песочнице по коррекции ЗРР

Интерактивная песочница создает условия для коррекции ЗРР. В ней можно проигрывать сказку, составлять свои рассказы и истории. Ребенку можно проигрывать рассказ со своим игровым персонажем.

Занятия в интерактивной песочнице обеспечивают:

  • Постоянный диалог со сверстниками и взрослым;
  • Обогащение словарного запаса по изучаемой теме;
  • Работа над грамматической стороной речи;

Примерный план коррекции ЗРР рассчитан на два месяца занятий, по два раза в неделю. Рекомендуется использовать на одном занятии по три игры.

Название, режим

Цель, содержание

Кол-во

рекомендуемых занятий

«Знакомство с принцессой песочной страны», режим «Природа»

познакомить детей с интерактивной песочницей; развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики рук

1

«Расскажи сказку», режим «Природа» или «Сахара»

Речевое развитие, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления

Каждое занятие

«Спрячь животное», режим «Природа» или «Сахара»

Речевое развитие, развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания, мышления.

Каждое занятие

«Путешествие в Африку», режим Сахара

Развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики рук; закрепление знаний детей о животных, о видах транспорта.

1

«Посчитаем и запомним», режим«Сахара»

Речевое развитие. Развивать внимательность, логическое мышление, знания арифметических действий.

Через два занятия

«Волшебный город», режим «Построй город»

развитие навыков коммуникации и сплочение группы; развитие нравственных качеств, речевое развитие, развитие мелкой моторики рук; закрепление знаний об окружающем мире.

1

«Лесное царство», режим Природа

Закрепление знаний детей об окружающем мире; закрепление правил безопасного поведения в лесу; развитие речи, внимания.

Каждое занятие

«Морская сказка», режим «Остров»

Развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики рук; закрепление знаний детей о морских животных.

2-3

«Знакомство с

фигурами», режим

«Геометрические

фигуры»

Формировать и закреплять представление о понятии «круг», «квадрат», «треугольник»; развивать умение сравнивать предметы по

форме, цвету и размеру; развитие внимания, мышления.

2-3

Режим «Раскраска»

или «Раскраска с

кругами»

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, развитие цветового восприятия, снятие психоэмоционального напряжения.

2-3

«Песочная магия», режим «Радуга»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; снятие психоэмоционального напряжения.

Через одно занятие

План занятий в интерактивной песочнице по развитию внимания и памяти

Примерный план по развитию памяти и внимания рассчитан на два месяца занятий, по два раза в неделю. Рекомендуется использовать на одном занятии по три игры.

Кол-во

Название, режим

Цель, содержание

рекомендуемых

занятий

«Запоминай-ка»,

Речевое развитие, развитие мелкой

Каждое занятие

режим «Природа»,

моторики рук, развитие памяти,

«Сахара»,

внимания, мышления.

«Подводный мир»

«Прятки с

Речевое развитие, развитие мелкой

2-3

животными»

моторики рук, расширение знаний об

окружающем мире.

«Животные»

Развитие мелкой моторики, памяти,

Каждое занятие

внимания.

«Посчитаем и

Развивать внимательность,

Через одно занятие

запомним», режим

логическое мышление, знания

«Сахара»

арифметических действий.

«Знакомство с

Формировать и закреплять

Через одно занятие

фигурами», режим

представление о понятии «круг»,

«Геометрические

«квадрат», «треугольник»; развивать

фигуры»

умение сравнивать предметы по

форме, цвету и размеру; развитие

внимания, мышления.

«Транспорт», режим «Построй город»

Речевое развитие, развитие внимания;

закрепление знаний детей о

транспорте.

2-3

«Ищем клад», режим

«Поиск сокровищ»

Сплочение детей; речевое развитие,

развитие мелкой моторики рук, развитие памяти, внимания, мышления, ориентации в

пространстве.

Каждое занятие

«Угадай время года»

Развивать тактильную

2

чувствительность, мелкую моторику,

внимание; закрепление знаний об

окружающем мире, о временах года.

  №2

Ритуалы приветствия:

Приветствие «Снежный ком»

Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.

Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Приветствие «Солнечные лучики»

Цель: сплочение группы

Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Приветствие «Ладошки»

Цель: развитие групповой сплоченности

Дети садятся в круг на стульчики.Ведущий предлагает им поздороваться друг сдругом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям,как можно это сделать.

Приветствие «Чуткие руки»

Цель: сплочение группы

Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.

А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.

Приветствие « Злюка»

Цель: сплочение группы , навыков сплочения

Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.

Приветствие «Радуга»

Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения

Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.

Приветствие «Радость»

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения

Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.

1. Оргмомент. 

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация. 
2. Правила. 

Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться! 

Стран чужих не разорять!

 Песок - мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была

Дети, поняли меня?

3. Ход занятия в детском саду. 

Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям: 
- Рассказ детям о сказке (путешествии). 

- Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее). - Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее). 

- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? 
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеразвивающая программа; «Песочные чудеса»(художественно -эстетической направленности )

Программа "Песочные чудеса" имеет художественно-эстетическую направленность,она направлена на всесторонее, гармоничное развитие личности ребёнка,через развитие способности самовыражения и са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной - общеразвивающей программе: «Песочные фантазии»

- Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.- Выработать у детей умения использовать базовые приемы создания песочных картин на световых планшетах, развивать плав...

Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия» - «Солнышко лучистое!»

Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Песочная фантазия»1 год обучения (5-6 лет)Тема  «Солнышко лучистое!»...