Проект " От осени до весны"
проект (средняя группа)

Вагнер Ирина Евгеньевна

Данный проект      вызывает у детей желание знакомиться с народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки,,народные песни, хороводы и др.);

развивает художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

воспитывает у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_oseni_do_vesny_16_romashka.docx205.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МС                                        

Протокол №1 от 16.09.16г.

Приложение №

к приказу №

от 15.09.2016

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ № 15 «Ромашка»

____________ Е.А.Топоева

                                       Творческий  проект:

                               

   

Знакомство с русскими календарными праздниками

Разработчики: Вагнер Ирина Евгеньевна-воспитатель

        Большакова Валентина Николаевна -воспитатель                      

        Маркова Ольга Алексеевна- музыкальный руководитель

                                                                Шарыпово

                                                   2016г.

                                Паспорт проекта.

Тема проекта

«От осени до весны»

Вид проекта

Творческий

По времени проведения

Сентябрь-Май

Адресация проекта

Дети средней группы.

Участники проекта

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Цель

 Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
 

Задачи

 -

-вызывать у детей желание знакомиться с народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки,,народные песни, хороводы и др.);

-развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

-воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

Подобрана фонотека народной  музыки, подбор картин  по декоративно-прикладному искусству. В музыкальном зале имеется: аккордеон, фортепьяно, синтезатор,  инструменты шумового оркестра, музыкальный центр, телевизор,DVD-проигрыватель.

Внешние ресурсы: нет.

Ожидаемый результат

Вызвать устойчивый интерес к культуре русского народа. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.

           Актуальность проекта:

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это мы педагоги должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания о народных традициях, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времен люди выражали в фольклоре  свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти мировоззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме, воспитывая честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.  Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

  Таким образом, можно заключить, что художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную, художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток, пения народных песен у детей начинают блестеть от радости глаза. Поэтому и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.  Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Место реализации проекта: МБДОУ №15«Ромашка»

Участники проекта: музыкальный руководитель,  воспитатели,  дети средней группы№1.

Срок реализации проекта: 1 год  (сентябрь 2016- май  2017 год)

Материально-техническое обеспечение.

Подобрана фонотека народной  музыки, подбор картин  по декоративно-прикладному искусству. В музыкальном зале имеется: аккордеон, фортепьяно, синтезатор,  инструменты шумового оркестра, музыкальный центр, телевизор,DVD-проигрыватель.

Методическое обеспечение

- программа «От рождения до школы»

- рабочая программа музыкальных руководителей

Направленность: художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

Участники проекта: дети среднего  возраста,  воспитатели, музыкальный руководитель.

Для воспитанников:

  • повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;
  • раскрепощение ребёнка с учётом музыкальных возможностей;
  • повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;
  • появление интереса к музыкальному, устному народному творчеству, декоративно-прикладного искусства, проявление творческого самовыражения;
  • воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.

Для педагогов:

  • повышение уровня компетентности в профессиональной деятельности;
  • использование инновационных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • творческое использование музыкальных, поэтических и художественных

фольклорных произведений  в разных видах детской деятельности;

  • проявление творческого самовыражения;

                    Этапы работы над проектом:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I

Подготовительный этап

1

Подбор литературы

Сентябрь

Музыкальный

руководитель

Воспитатели

2

Составление плана работы

Сентябрь

Музыкальный  руководитель

Воспитатели

 II

Основной этап

1

Проведение тематических занятий, бесед, праздников, развлечений.

В течении года

Воспитатели

Музыкальный руководитель

2

Разучивание музыкального материала (народных игр, хороводов, песен, загадок, подборка стихов и народной музыки).

Разучивание устного народного творчества: народных  потешек, пословиц и поговорок.

Знакомство с народными традициями, сказками, предметами декоративно-прикладного искусства(умение рисовать, лепить, вырезать их).

В течении года

В течении года

В течении года

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

3

Проведение консультаций для родителей и воспитателей.

В течении года

Воспитатели

Музыкальный руководитель

4

Выставки совместного творчества родители-дети.

Воспитатели

III

Заключительный этап

1

Презентация проекта детьми

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Паутинка  осуществления проекта по       основным видам деятельности

паутинка От весны до осени

             

               Схема осуществления проекта

по основным видам деятельности:

Центр познавательного развития:

  • ОД:
  1.  «В гостях у хозяйки»
  2.  «Как на Руси весну встречали»

          3. «Собран с поля урожай…»

          4. «Традиции и обряды русского народа»

  • Совместная деятельность:
  1. наблюдения за изменениями в природе
  2. создание уголка «Русской избы»

  • Беседы:
  1. « Что нам осень принесла»
  2. « Рождественские святки»
  3. «Праздник масленицы»
  4.  «Пасхальные атрибуты»

Центр игровой деятельности

  • Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
  • Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
  • Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»

Центр художественной деятельности

  • Рисование
  • « Осенняя березка»
  •  «Праздник у зверят, рождество в лесу»
  • «Солнышко – колоколнышко»
  • «Масленица – барыня!»
  • «Пасхальное яйцо»
  • « Во поле береза стояла»

              Аппликация:

  •  «Осенний ковер»
  • «Игрушки для зверят на рождество»
  • «Барышня на масленице»

  • Лепка:
  •  «Пасхальный кулич»
  • «Дымковский козлик на ярмарке»
  •  «Овощи с грядки»
  •  «Блинчики для зайчат»

          ☼ Ручной труд:

  • «Кукла из соломы»
  • «Рождественские подарки»

          Выставки совместного творчества детей и родителей:

  • «Барышня Осень»
  • «Пасхальные куличи и яйца»
  •  Мини-музея «Русский самовар и Матрешка»
  • «Зимняя фантазия»

Центр музыкального развития:

  • ОД
  • Совместная деятельность:
  • Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
  • Игра на шумовых народных инструментах.

  • Развлечения:

  • «Осенины»
  • «Рождественские колядки»
  • Презентация «От Осени до Весны»

                     

      Презентация проекта «От весны до осени»

Наглядные пособия: на центральной стене размещен рисунок «На рушнике каравай хлеба»,

Ход: Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/

Разудалые молодцы русские! /мальчикам/

Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/

Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.

Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.

Как в старые годы прежние, жили люди.

Живали-то не по нашему, а по своему православному.

Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,

Умывались ключевой водой, со белой росой.

Молились всем святым и угодникам.

Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и   сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.

Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” (взрослый) /

Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?

Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!

Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М.Савельева  /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/

Танец с колосками”

Проводится русская народная обрядовая игра «Огородник»

Каждый из играющих называет себя овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит по земле палкой. Его спрашивают:

- Кто там?

Он отвечает:

- Огородник!

- Зачем пришел?

- За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.

Игра проводится 3-4 раза.

Хозяйка: Посидите , гости , побеседуйте.а я вам  загадку загадаю!

Белое покрывало всю землю накрыло (зима)

Хозяйка : Метелица, метелица

                   Снег по полю стелется!

Зимней порой  празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.

Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.

Коляда- молода,

Прикатила молода

Мы искали коляду

Во Ивановом двору

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Или тепленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром.

Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.

Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы

Да тепленький пирог, да маслице, творог!

Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!

          Счастье да любовь, да совет на долгий век.

Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!

Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:

Уродилась коляда

Накануне Рождества.

Ой, коляда

Колядица моя!

Открывайте окно,

Запускайте Рождество!

Открывайте двери,

Подымай с постели!

2 ребенок: (отвечает из домика)

Уходите ничего я вам не дам!

Дети:Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко

Кто не даст хлеба – уведу деда!

Кто не даст ветчины – расколю чугуны!

Ребенок из домика:

Хватит просить, ничего не дам!

Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!

Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.

Хозяйка:

Вот что с жадными бывает!

Дети идут дальше под колядку:

Коляда, коляда,

Подай пирога!

Не подашь пирога, то корову за рога!

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами). Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны. Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц! /Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”

Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.

1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.

2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.

3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.

4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.

5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!

6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!

7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!

8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/

Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/

: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?

Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночке.

Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?

Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.

Хозяйка: Заводите хоровод.

Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/

Хозяйка: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время,   напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку!

Мочи, мочи дождь, на нашу рожь,

Поливай весь день.

Иди, иди дождичек,

На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.

Пробуравь землицу, дай нам водицу.

Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.

Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/

1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!

2-я девочка: А чем это он лучше?

1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.

2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.

Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.

Девочки: А как?

Хозяйка: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.

Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.

Хозяйка: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам  рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте   представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.

“Перепрыгивание через костер”:

Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.

Хозяйка: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:

а./ Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.

б./ Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.

в./ Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.

г./ Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.

Молодцы, хорошо знаете приметы.

Под спокойную фоновую русскую народную мелодию выставляется макет березки.

Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.

Звучит русская народная мелодия.Выходит “Берёзка” (взрослый), затем появляется “Семья”: мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.

Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?

Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?

Берёзка:

Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.

Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб  год был лучше прежнего.

Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)

Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?

Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)

Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.

1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.

2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.

3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).

Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.

Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!

Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!

Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р.н.п.“На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)

Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.

 На центральную стену «всходят» макеты времен года.

Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит.Дети и взрослые делают русский поклон, уходят.

Литература:

Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,

Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.

Дошкольное воспитание  №7-9, 2000г.

 Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8

 

Дошкольное воспитание  №8, 1987г

Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,

 «Народное искусство в воспитании детей» ( под редакцией Комаровой Т.С.),  

«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),

«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по экологии «ПРИШЛА ВЕСНА, ВЕСНЕ ДОРОГА»

Участники проекта: Воспитатель, дети второй младшей группы.  Срок реализации: одна неделя.  Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно- речевой.Актуальность про...

Проект «Осень, зима, весна и лето в Календаре – это интересно!»

Проект разработан на основе программы "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой, С.Г.Доронова, апробирован на базе группе № 7 (4-5 лет) МАДОУ "ДС "Метелица", ...

Творческий проект: "От осени до весны"

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

"От осени до весны" творческий проект

Знакомство с русскими календарными праздниками.                                     ...

проект в старшей группе " Весна , весна -весне дорогу"

Проект в старшей группе "Весна, весна - весне дорогу!"...

Проект: « Русские народные праздники: От осени до весны»

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздни...