Образовательный проект по экологии «ПРИШЛА ВЕСНА, ВЕСНЕ ДОРОГА»
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ШУХОВА

Участники проекта: Воспитатель, дети второй младшей группы.
  Срок реализации: одна неделя.

  Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно- речевой.

Актуальность проекта
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его 
более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы 
начинаем любить его. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать за природой, видеть её красоту.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Метод проекта позволит детям усвоить материал через совместную 
деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и 
мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности дошкольников.
Цель проекта:

формирование у детей представления об изменениях, происходящих в 
природе с приходом весны.
Задачи проекта:
Обучающие:

Расширить и систематизировать знания детей о весне.
Развивающие:

Развивать познавательную активность и обогатить словарный запас по теме проекта.

Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologii.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

        муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №190

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Образовательный проект по экологии
«ПРИШЛА ВЕСНА, ВЕСНЕ ДОРОГА»

                                                                

                                                                Составил воспитатель:

                                                                                 

                                Шухова Е.В.

        Кемерово 2018

  

        Участники проекта: Воспитатель, дети второй младшей группы.
  Срок реализации: одна неделя.

  Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно- речевой.

Актуальность проекта
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его 
более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы 
начинаем любить его. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать за природой, видеть её красоту.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Метод проекта позволит детям усвоить материал через совместную 
деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и 
мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности дошкольников.
Цель проекта:

формирование у детей представления об изменениях, происходящих в 
природе с приходом весны.
Задачи проекта:
Обучающие:

Расширить и систематизировать знания детей о весне.
Развивающие: 

Развивать познавательную активность и обогатить словарный запас по теме проекта.

Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Планируемые результаты:
Дети:
Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе;
Рассматривают сюжетные картинки;
Используют все части речи, простые нераспространенные предложения;

Отвечают на вопросы взрослого;
Проявляют бережное отношение к природе;
Участвуют в обсуждениях;
Проявляют интерес к наблюдению, сравнению.
Воспитатель:
Повысит профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта;
Родители:
Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком;
Станут активными участниками реализации проекта.
Через: 

  • Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, беседы по теме проекта, отгадывание загадок, заучивание стихотворения.
  • Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, физкультминутки.
  • Выставки детских работ: поделок, рисунков и аппликаций.
  • Участие родителей в выставки «Весенняя композиция»

                        ХОД ПРОЕКТА. 

1этап.

Подготовительный
Информирование родителей о предстоящей деятельности.
Подготовка материала для реализации проекта.
Подбор методической, справочной и художественной литературы, 
иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме.

Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
2этап

        Основной

Образовательная область

Формы работы с детьми

Социально – коммуникативное развитие

1. Рассказ о весне (приложение1)
2. Д\и «Приметы весны» 

3.Игра «Разведчики весны» (приложение2)

Познавательное развитие

1.Рассматривание иллюстраций «Весна»

2. Пословицы, поговорки о весне.

3. Д\и «Что лишнее?»

Речевое развитие

1.Наблюдение, обсуждение за природными явлениями на прогулке.

2.Заучивание стихотворения

А. Плещеева «Весна»

3.Загадки о весне.

4.Пальчиковые игры.

Художественно-эстетическое развитие

1.Лепка «Дождик песенку поет».

2.Рисование «Веточка вербы»;

3.Аппликация «Скворечник»

4. Чтение на протяжении проекта любимых сказок детей (Заюшкина избушка, Снегурочка и т.д)  

Физическое развитие

1.Физкультминутка «Мишка»

2. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ручеек».

        Работа с родителями

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Консультации в информационный уголок:

  • Как одевать ребенка весной?
  • Осторожно лед.

3этап

Заключительный. 

Дети знают и называют правильно признаки весны.

Могут дать элементарную оценку по внешним признакам.

Совместно с детьми оформлена группа «Весна пришла, весне дорога».   Выставка совместных работ родителей с детьми «Весенняя композиция».

Проект "Долгожданная весна"(вторая младшая группа ДОУ)

Приложение1

Конспект
Рассказ о весне
Весна - это удивительное время, когда растения, животные - братья наши меньшие стряхивают с себя затяжной зимний сон. В ложбинках и овражках журчат серебряные ручейки. Весна приходит к нам с задорным солнцем и теплом.
Весна -  это период преобразования и зарождения новой жизни. Деревья 
весной преображаются. Например, верба надевает пушистые серёжки, их так 
много, что и не пересчитать.
Весенний переполох касается и птиц. После дальних странствий они 
возвращаются домой - скорее петь весёлые песни, подыскивать себе 
пару, вить гнёзда, заводить птенцов. Пернатые вестники весны - это трясогузки, грачи, скворцы.
В весенние денечки солнце над горизонтом выше, чем зимой, оно с 
удовольствием бросает свои золотые лучи на поля, холмы и пригорки. На 
солнечных лужайках снега тают дружно, но на теневой стороне побуревший снег держится ещё цепко. Тонкий ледок давно уже растаял.
С наступлением весны появляются первоцветы. Весенний карнавал 
начинает мать-и-мачеха. Мать-и-мачеха - это золотое солнце в миниатюре. Этот цветок выбирает для себя самые солнечные склоны. Настоящее весеннее чудо - это цветы подснежники. Есть еще и незабудки, фиалки, медуницы. Синеглазые, голубые…
«Приди, весна, с радостью, с великой милостью, со льном высоким, с корнем 
глубоким, с хлебом обильным». Приди и вдохни новую жизнь в природу, 
за меревшую на время из-за господствующих стужи и холодов.

Д\и «Приметы весны» 
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце и т.д.) 
Дети слушают рассказ воспитателя о весне, отгадывают загадки, самостоятельно делают выводы об изменениях в природе с наступлением весны.
Ребенок выбирает картинки, на которых изображены явления весны, называет их и описывает весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). 
Настольная игра «Разрезные картинки» 

Ребенок составляет целое из частей.
Наблюдение за природными явлениями на прогулке.

Дети наблюдают на прогулке за изменениями природы: 

изменение температуры, световой день длиннее, солнце ярче, теплее, поют птицы, небо голубее, появление проталин, таяние снега на участке, образование корки наста, капель с крыш, появление луж.

Загадки.

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (Весна)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

 Новоселье у скворца  
Он ликует без конца. 
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ... (скворечник).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Зеленоглаза, весела,
Девица красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - … (Весна)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… (Март)

 

Ручейки бегут быстрее, 
Светит солнышко теплее 
Воробей погоде рад  
Заглянул к нам месяц ... (март).

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)

Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) 

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе… (Апрель

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех… (Апрель)
 

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Здесь на ветке чейто дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут… (Гнездо)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край

Нас теплом встречает… (Май)

 Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник) 

Чёрный, проворный, кричит: "Крак!"
Червякам  враг. (Грач)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник)

Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках… (Мимоза) 

В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)

Он - Цветочный принц поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс)

Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут… (Тюльпаны)

Пословицы
Весна отмыкает ключи и воды.
Весною день упустишь  годом не вернёшь.
Весна днем красна.
Весенний дождь растит, осенний гноит.
Весна красная, а лето страдное.
Весной день долог, да нитка коротка.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Ранняя ласточка к счастливому году.
В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
На чужой стороне и весна не красна.
Грач на горе  весна на дворе.
Весна пришла - на все пошла.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Зима весну пугает, да сама тает.

Поговорки

 Весенний лёд толст, да прост, осенний тонок, да цепок.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет собирать.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Весна — красная девица: не знаешь, когда заплачет, когда засмеётся.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Весною сутки мочат, а час сушит.
Весна днём красна.
Увидел грача — весну встречай.
Знаем весну по цвету, а лето – по букету.
Если весной не вспотеть, так и зимой не согреешься.
Весна прийти не торопится, а уходит быстро.
Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.
Весна весница - подснежников царица.

На весну надейся, а дрова припасай.
Хороший год по весне видно.
Потрудись весной - сытым будешь зимой.
Весною слышно, как трава растёт.
Весна красная, а лето – страдное.
Матушка весна всем людям красна.
Кто спит весною, плачет зимою.
Кто весной потрудился, тот осенью повеселился.
Весна красна, да голодна.
Как зима не злится, а всё ж весне покорится.
Вода с гор потекла, весну принесла.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)

Приложение2
Игра «Разведчики весны»
Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте сребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет 
весны в окружающем мире.
Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя. Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.
Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. 
При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».
Что могут увидеть наши «разведчики весны» в этой игре, или весенние 
наблюдения с детьми в природе.
Солнце:

 а)  дети заметят, что весеннее солнышко теплее, хочется 
снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых малышей и взрослых от солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики.

б)   более старшие дети уже могут заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице. А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а ночь короче.
Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, изпод которого текут струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял. 
Дети  могут заметить наст – корочку на снегу.
Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)

Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему же лед тает днем?
Небо. Весеннее небо ярко голубое, а зимой оно часто было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут быстрее.
Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или вниз? Куда уходит вода? 
Покажите, как в городе вода стекает в особые решетки. Скажите, что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в речки. 
Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут, греются на солнышке. А 
зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать на кормушку. Почему? 
В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами находят себе еду. А 
некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою родину на север.
Насекомые проснулись весной.
К нам прилетели вернулись домой перелетные птицы. Почему же они вернулись?
Появились насекомые – их корм.
Ледоход. Во льду на речке образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово? Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности на неделю по теме: "Весна, весна на улице весенние деньки» (подготовительная группа)

Сформировать элементарные экологические представления о весне, как о сезонном явлении; обобщить и систематизировать знания детей о весне....

Образовательный проект "Выпал снег- пришла зима" с использованием ИКТ и ЭОР.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «Формирование познавальных интересов детей дошкольного возраста»  Американский поэт и философ Ральф У. Эмерсон ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...

Весенний утренник для детей 4-5 лет «Ой, весна, весна, весна, Снова в край родной пришла».

Цели: Формирование всесторонне развитой личности, продолжать приобщать детей к праздничной культуре.Задачи: Расширять представление детей о весне, развивать эстетическое восприятие действительнос...

Образовательный проект по экологии для детей старшего возраста «Покорми синицу зимой- вспомнит тебя весной.»

В данной методической разработке для педагога  решаются задачи по экологическому воспитанию и познанию окружающего мира. Цель проектной деятельности в работе с детьми старшего возраста: обогатить...

проект в старшей группе " Весна , весна -весне дорогу"

Проект в старшей группе "Весна, весна - весне дорогу!"...

Весна , весна , весне дорогу!

Консультация о весне...