Программа "Я сам"
рабочая программа (младшая группа)

Черданцева  Наталья Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Я САМ»

художественной направленности

Возраст обучающихся: 2-3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_sam_2019-20120g._gotovyy.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета                

протокол №  6 от  30.05.2019г.                    

Приложение №2

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАДОУ

«Верхнекетский детский сад»

от 27.09.2019г. №208

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Я САМ»

художественной направленности

Возраст обучающихся: 2-3 года

Срок реализации: 1 год.

Авторы-составители:

Черданцева Н.В., воспитатель

Шамова М.А., воспитатель

Белый Яр - 2019

  1. Пояснительная записка

          Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

          Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

           Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Программа  разработана в соответствии

 со следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Письмом  Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);

- Постановлением  Администрации Верхнекетского района от 14.07.2011г№757 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях  определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания»;

- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

2. Цель программы «Я сам»: создание условий для развития фантазии, воображения и творческих способностей у дошкольников, в различных видах изобразительной деятельности.

3. Задачи.

Рисование.

  • Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
  • Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
  • Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
  • Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
  • Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.
  • Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
  • Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги).
  • Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
  • Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Лепка

  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
  • Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
  • Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок и т.п.
  • Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3года. Срок реализации программы 1 год. Игра-занятие проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия во второй группе раннего возраста 8-10 минут. Форма проведения – по подгруппам.

  1.  Введение в игровую ситуацию

1 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

3 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

4 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

2 мин.

4. Ожидаемый результаты и способы их определения: 

  • У детей появиться большой интерес к изобразительной деятельности;
  • К концу года дети научатся различать основные цвета;
  • Научатся различать и называть предметы, которыми они рисуют (карандаш, кисть, фломастер) и научатся правильно ими пользоваться.
  • Дети научатся рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные)

  • Познакомились с пластичными материалами, пластилин и глина.
  • Дети научились раскатывать пластилин круговыми движениями,

 (какую диагностическую методику будете использовать?)

  1. Календарный учебный график (приложение к программе).

  1. Учебно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Количество учебных часов

Дата

2 группа раннего возраста

Октябрь

«Осенние листочки»

1

«Заборчик для петушка»

1

«Поможем жучкам спрятаться в травке»

1

«Листопад, листопад листья жёлтые летят»

1

Ноябрь

«Веточка рябины»

1

«Разные цветные мячи»

1

«Полюбуйся на герань»

1

«Бусы»

1

Декабрь

«Снег идёт»

1

«Наряжаем ёлочку»

1

«Ёлочка – зелёная иголочка»

1

«Снегопад»

1

Январь

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

1

«Сшили Тане сарафан»

1

«Снеговик»

1

«Пушистая тучка»

1

Февраль

«Полосатые варежки»

1

«Колечки для пирамидки»

1

«Снежинки»

1

«Петя, Петя петушок »

1

Март

«Букет для мамы»

1

«Ёжик»

1

«Светит солнышко в окошко»

1

«Капель»

1

Апрель

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам»

1

«Рыбка»

1

«Деревья проснулись»

1

«Солнышко»

1

Май

«Бабочки»

1

«Веточка рябины»

1

«Цветочная поляна»

1

«Гусеница»

1

  1. Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

  1. 1

 «Осенние листочки»

(рисование кисточкой)

Игра-занятие

Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами листьев (по количеству детей); листья; баночки непроливайки; салфетки.

  1. 2

«Заборчик для петушка»

(раскатывание)

Занятие - сказка

Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней пластилин «колбаской», закрепляя свойство материала; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Игрушка Петушок, домик, пластилин, дощечки, салфетки для рук,

  1. 3

«Поможем жучкам спрятаться в траве»

(рисование карандашом; дорисовывание

 деталей)

Игра-занятие

 Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами.

показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками, расположенными в разных местах листа (по количеству детей).

  1. 4

«Листопад, листопад листья жёлтые летят»

(отщипывание, надавливание)

Игра-занятие

Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять его к плоской поверхности; знакомить детей с цветом; формировать интерес к работе с пластилином;

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Листы картона с изображением деревьев частично в осенней листве; пластилин жёлтого и оранжевого цветов; дощечки, салфетки для рук.

  1. 1

«Веточка рябины»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Игра-занятие

Продолжать учить детей рисовать пальчиками; набирать краску; радоваться полученному результату; закреплять знания основных цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Листы бумаги для рисования с изображением веточки рябины без ягод (по количеству детей); ветка рябины, рисунок – образец; гуашь красного цвета, влажные салфетки для рук.

  1. 2

«Разные цветные мячи»

(скатывание)

Игра-занятие

Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; закреплять знания основных цветов; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Пластилин основных цветов, дощечки, салфетки для рук; резиновые мячи для игры.

  1. 3

«Полюбуйся на герань»

(рисование штампом; дорисовывание

деталей)

Игра-занятие

Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью штампа (старые кисточки или мятая бумага); учить пользоваться штампом: окунать его в густую гуашь, а затем прижимать к листу бумаги; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Показ, словесное объяснение,

наблюдение, практические.

Листы бумаги с заготовками (изображение герани в горшочке с пустыми черенками); гуашь красного цвета, штампы по количеству детей; салфетки; цветущая герань.

  1. 4

«Бусы»

(отщипывание, скатывание)

Игра-занятие

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать пластилин в шарик; закреплять знания основных цветов; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение,  наблюдение, практические.

Пластилин зелёного и красного цветов по количеству детей; небольшие кусочки картона с прикреплёнными к нему ниточками (основа для бус); дощечки, салфетки для рук.

  1. 1

«Снег идёт»

(рисование ватными палочками)

Занятие - сказка

Закреплять навыки рисовании красками, используя ватные палочки; уточнять и закреплять знания цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Картон синего или голубого цвета формата А4 ( по количеству детей), баночки – непроливайки, салфетки.

  1. 2

«Наряжаем ёлочку»

(скатывание, надавливание, размазывание)

Игра-занятие

Закреплять умение формировать из пластилина комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; развивать мелкую моторику.  

Показ, словесное объяснение,

наблюдение, практические.

Пластилин разных цветов; заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей), маленькая искусственная ёлочка; дощечки, салфетки для

  1. 3

«Ёлочка – зелёная иголочка»

(рисование фломастерами)

Игра-занятие

Упражнять детей в рисовании хвои штрихами, используя фломастеры; поощрять самостоятельность, инициативность детей; закреплять знания основных цветов; вызывать желание общаться по поводу рисунка с воспитателем и детьми.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Хвойная веточка; лист ватмана, на котором нарисован ствол ёлочки; листы бумаги формата А4 (по количеству детей), фломастеры зелёного цвета.

  1. 4

«Снегопад»

(скатывание, надавливание)

Игра-занятие

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Пластилин белого цвета, заготовка – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) на 2 подгруппы; дощечки, салфетки для рук.

  1. 1

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла»

(рисование пальцами; дорисовывание деталей)

Занятие - сказка

Учить детей располагать фонарики определённого цвета, используя дидактическую игру «Укрась ёлочку»; закреплять умение рисовать пальчиками, используя разные цвета; закреплять знания основных цветов; развивать эстетическое восприятие, желание рисовать.

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Альбомные листы  бумаги для рисования с изображением ёлочки (по количеству детей); гуашь красного, синего, жёлтого цветов; влажные тряпочки, салфетки; дид. игра «Укрась ёлочку».

  1. 2

«Сшили Тане сарафан»

(скатывание, надавливание)

Игра-занятие

Продолжать учить детей  отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Платье – заготовка, пластилин разных цветов, дощечки, салфетки для рук.

  1. 3

«Снеговик»

(рисование кисточкой)

Игра-занятие

Учить детей закрашивать контур кисточкой путём примакивания; передавать в рисунке образ снеговика; закреплять знание цвета; напоминать о необходимости работать аккуратно

Показ, словесное объяснение,

наблюдение, практические.

Гуашь синего цвета; листы белой бумаги с нарисованным контуром снеговика (по количеству детей); рисунок-образец, баночки с водой, кисточки, салфетки.

  1. 4

«Пушистая тучка»

Занятие - сказка

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и  прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание).

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Тонированные в голубой цвет листы бумаги; готовый рисунок – образец

Пластилин белого цвета

  1. 1

«Полосатые варежки»

(рисование кисточкой; дорисовывание деталей)

Игра-занятие

Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо набирать краску на кисть, развивать восприятие цвета.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Заготовки – силуэты варежек, вырезанные из белой бумаги (по количеству детей); гуашь 4-х цветов; кисточки, непроливайки.

  1. 2

«Колечки для пирамидки»

(скатывание, соединение концов)

Игра-занятие

Продолжать учить детей лепить палочки, соединять их концы, образуя кольцо; вызывать желание лепить.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Пластилин основных цветов, дощечки, ватные палочки на пластилиновой подставке (основа пирамидки), салфетки для рук.

  1. 3

«Снежинки»

(рисование фломастерами)

Игра-занятие

Продолжать учить детей рисовать фломастерами, правильно держать его в руке, сильно не сжимать и не нажимать; украшать снежинки – рисовать прямые линии, дуги; формировать интерес и положительное отношение к рисованию

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Фломастеры синего цвета (по количеству детей); листы бумаги с заготовками – нарисованными основами снежинки (по количеству детей); листы с готовым изображением снежинок; 3-4 снежинки, вырезанные из бумаги.

  1. 4

«Петя, Петя петушок»

(раскатывание)

Занятие - сказка

Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Игрушка – петушок, пластилин основных цветов, плотный картон с изображением петушка без хвоста (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук.

  1. 1

«Букет для мамы» (рисование карандашами)

Игра-занятие

Воспитывать у детей нежное, заботливое отношение к маме; закреплять умение рисовать слитные круги круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, правильно держать его.

Показ, словесное объяснение,  наблюдение, практические.

Листы бумаги с заготовками – аппликационное изображение веточки розы с листочками в горшочке; карандаши на каждого ребёнка.

  1. 2

«Ёжик»

(надавливание, размазывание)

Игра-занятие

Продолжать учить детей размазывать пластилин на картоне; располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; вызывать желание лепить.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ёжика (по количеству детей); пластилин серого или чёрного цвета; скатанные шарики диаметром около 7мм, из расчёта 10-12 шариков на каждого ребёнка; игрушечный ёжик.

  1. 3

 «Светит солнышко в окошко»

(рисование  кисточкой;  дорисовывание деталей)

Занятие - сказка

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы, от пятна; рисовать прямые линии (лучики), аккуратно работать кистью, снимая краску о краешек баночки; закреплять знание геометрических форм (круг); понятий «один», «много».

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

Листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей); гуашь оранжевого и жёлтого цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

  1. 4

«Капель» (рисование

 кисточкой)

Занятие - сказка

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать её всем ворсом в краску; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, изображать капель ритмом мазков.

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

  1. 1

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» (рисование кисточкой)

Игра-занятие

Продолжать учить детей ритмично проводить линии на листе бумаги, двигая кисть по ворсу; учить ориентироваться на листе бумаги; развивать интерес к рисованию.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки; бумажный кораблик, таз с водой.

  1. 2

«Рыбка»

(вдавливание)

Игра-занятие

Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение; способствовать развитию воображения; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Основа из пластилина любого яркого цвета по количеству детей, образец, семена подсолнуха, горох и др., дощечки, салфетки для рук.

  1. 3

«Деревья проснулись» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Игра-занятие

Продолжать учить детей правильно держать кисть, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю о край баночки; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, наблюдаемых явлений; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая её в краску по мере необходимости; закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

 Альбомные листы бумаги для рисования с изображением деревьев без листвы ( по количеству детей); гуашь зелёного цвета, кисточки, подставки под кисточки, непроливайки, салфетки.

  1. 4

«Солнышко»

(размазывание)

Игра-занятие

Продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне» формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Пластилин жёлтого цвета. листы картона синего или голубого цветов формата А5 (по количеству детей), дощечки, салфетки для рук.

  1. 1

«Бабочки» (рисование кистью; дорисовывание деталей)

Занятие - сказка

Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять умение заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок; познакомить с новым способом рисования (монотипия); уточнять и закреплять знания цветов; развивать желание рисовать.

Показ, словесное объяснение, сказка, наблюдение, практические.

Вырезанные из бумаги силуэты бабочек (по количеству детей); готовый образец с несложным узором; гуашь основных цветов, кисточки, подставки по кисточки, непроливайки, салфетки.

  1. 2

«Веточка рябины»

(скатывание, надавливание)

Игра-занятие

Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарик, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе; развивать мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Пластилин красного цвета; заготовка – нарисованная на 1/2  листе ватмана ветка рябины без ягод (на подгруппы); веточка рябины, картинки с изображением рябины, дощечки, салфетки для рук.

  1. 3

«Цветочная поляна»   (рисование ватными палочками)

Игра-занятие

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

  1. 4

«Гусеница»

(скатывание)

Игра-занятие

Продолжать развивать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), величине (длинная, короткая), цвету (зелёная); формировать интерес к лепке; развивать мелкую моторику.

Показ, словесное объяснение, наблюдение, практические.

Пластилин зелёного цвета, сенсорный тренажер «Гусеница», дощечки, салфетки для рук.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
  2. Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.
  3. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.
  4.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
  5.   Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.
  6.   Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е.В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж, 2007.
  7.   Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года).  Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2007.
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...