"Коммуникативные игры, как способ психологического комфорта и социализации в детском коллективе"
статья (подготовительная группа)

Бочко Ирина Сергеевна

Предлагаю тезисы к презентации по теме "Коммуникативные игры". Это краткий обзор моей работы по  теме + презентация. В матерале изложены проблемы псхологического комфорта дете в коллективе, их решения с помощью набора коммуникативных игр для разной возрастной категории детей дошкольного возраста. Мой материал можно использовать в качестве отчета (выступления) на методических объединениях, педсоветах, родительских собраниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования детей)

Тезисы к презентации:

 «Коммуникативные музыкальные игры, как способ создания психологического комфорта и социализации в детском коллективе»

                                       Музыкальный руководитель:

 Бочко Ирина Сергеевна

2019 год

СЛАЙД 2

Цель: Гармоничное развитие духовно-нравственной, физической, эмоциональной, личностной и социальной сфер ребенка. Оздоровление и сохранение психологического здоровья детей.

СЛАЙД 3

Задачи:

Образовательные:

-  Создание условий для формирования  у дошкольника интереса и умения подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения.

- Создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей детей.

Развивающие:

- Развитие способности  свободно и раскрепощено держаться в игровой коллективной деятельности обогащение двигательного опыта детей;

- Развитие звукового восприятия, музыкальной памяти  и мышления;

- Раскрытие творческого потенциала, их музыкальной культуры.

Воспитательные:

- Воспитание в детях чувства ответственности и доброго отношения к своим сверстникам;

- Способствовать самореализации каждого ребенка и создание благоприятного микроклимата и психологического комфорта;

- Способствовать умению коллективного  взаимодействия и согласованности, проявляя свою индивидуальность.

Образовательные технологии:

- Игровая;

- Личностно-ориентированная;

- Здоровьесберегающая.

СЛАЙД 4

Актуальность:

       Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, зачастую дети зажаты или расторможены, как следствие возникают проблемы в социализации ребенка его психологическом комфорте и эмоциональном развитии.

       ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие у детей таких качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность.

Считаю, что музыкально-игровая деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом этапе дошкольного детства.

     

       Музыкальные коммуникативные игры – это целый комплекс игровых упражнений включающих в себя музыку, песни с ритмичным пением, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Все эти действия имеют мощный оздоровительный психотерапевтический эффект для детей, участвующих в таких играх.

      В коммуникативных играх дети учатся преодолевать импульсивные реакции, регулировать собственные побуждения, так как любая игра подразумевает обязательное соблюдение правил. Многие игры содержат в себе яркие образы, отражающие и бытовые сцены, и картины природы, и жизнь животных, посредством чего у детей расширяется картина мира и самосознание. Часто эмоции, содержащиеся в коммуникативных играх, сопровождаются мимикой и пантомимой в таких играх дети учатся понимать эмоциональное настроение другого человека сочувствовать и сострадать.        

      Музыкальные коммуникативные  игры всегда сопровождаются пением и музыкой, это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей у детей: развитию чувства ритма, звуко - высотному и диатоническому слуху, а главное дети испытывают радость от контакта с музыкой и совместной игры. Эти игры помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Дети  забывают обиды и ссоры, т.к. игра сближает и сплачивает детей  и дают возможность каждому ребенку раскрыть в себе творческий потенциал. Стеснительные и не уверенные дети начинают активно участвовать в  играх, а раскрепощенные вынуждены подчиняться общим правилам, а это главный и верный помощник  в организации детей.

      Таким образом, музыкальные коллективные игры служат уникальным средством коммуникации, в рамках которого  дети получают возможность не только проявить свои умения и способности, но и могут научиться механизмам взаимодействия.

      В своей практике наряду с традиционными музыкальными  играми, обязательно использую

  • Игры-знакомства («Как тебя зовут?», «Имя свое ты назови»)
  • Игры-приветствия («Здравствуйте ладошки», «Доброе утро!»)
  • Игры-фантазии («В зоопарке»,  музыкальная основа « Карнавал животных» Сен-Санса, творческие игры («В небе звездочки мерцают», « У самого синего моря», «Мы рисуем музыку» - дети создают коллективную работу, выкладывая  палочками, ленточками, шишками определенный музыкальный образ.

       Музыкальные коммуникативные игры дают возможность детям испытывать не только положительные эмоции, но и учат определенному набору певческих, музыкально – двигательных, слуховых умений и навыков, поэтому в каждой  группе игры организуются с учетом  возрастных особенностей.

СЛАЙД 5

       Вовлекать детей такого рода в игры я начинаю с раннего возраста  с 2-3х лет. 

       Дети  в течение года,  учатся вставать в круг, браться за руки и идти  друг за другом,  («Паровоз «Букашка, «Большие ноги»)/

Малыши учатся сходиться в круг и из круг. Осваивают хороводные игры («Каравай», «Закружился хоровод»). /

 Учатся прислушиваться к сигналу воспитателя «Под платочком мы стоим», \

/Дети раннего возраста любят ролевые игры («Маша и каша»,\

 «Где-то котик тут сидит»\

 манипулировать предметами и музыкальными шумовыми игрушками «Я бегу, бегу, бегу»,  «Взяли в руки ложки», «Ты звени звоночек тише»).

Под разный характер музыкального произведения дети могут импровизировать характерные элементарные черты зверей и птиц (птички, медведи, зайцы)

К концу года осваивают движения в парах («Наши дети в пары встали»)

       В возрасте 3-4 года  В этом возрасте дошкольникам очень нравятся разыгрывать сценки из сказок, в которых дети могут себя проявлять и в коллективной и в индивидуальной деятельности.

Это ролевые игры («Козлятушки-ребятушки»/,

Сказка о глупом мышонке/

Сюжетные игры-пляски «Мухоморчики лесные» /

игры импровизации Петушок/

Усложняются игры с музыкальными инструментами «Колокольчик в руки  взяли»

Для детей 4-5 летнего возраста 

В этом возрасте  дети получают  радость от совместной игры. Проявляется интерес к хороводным играм. Содержание их усложняется и наполняется новым осмыслением «Яблонька», сезонные хороводы/

Добавляются музыкальные ролевые игры с выбором персонажа или главного ведущего «Сидел мишка медведь» «По дорожке Петя шел»/

Продолжают играть в парах («Мишки и лисята», «И раз два три …», «Друга за руку возьму», детские польки») В результате таких коммуникаций начинает формироваться самооценка у детей, развиваются такие качества как, доброта, благородство, симпатия.

 Дети 5-7 лет 

 Самым трудным для детей любого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Поэтому в возрасте 5-7 лет включаем более сложные игры – хороводы «Солнце село на сосну», «Друга за руку возьму»/ « Четыре серых камушка»,  импровизации с выстраиванием фигур «Звездочет».

 В зависимости от подготовленности детей педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений. Кроме того, есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников. «Краденное солнце»/ 

Развивать у ребенка чувство ритма помогают ритмические игры, но не только, это и согласованность в действии, и чувство локтя и общего строя и радость от полученного результата. Например: игра с палочками («Кони, кони, кони», «Черепаха хвост поджала», «Огурчики, помидорчики»/ дети учатся не только стучать в ритме, но и в размере стиха перекладывать палочки соседу.

Дети, испытывающие робость в общении с удовольствием принимают участие в играх с передачей предметов, музыкальных инструментов. Дошкольники  с радостью принимают от своих сверстников, а затем и сами передают предметы, испытывают радость совместных действий, чувствуют свою социальную значимость, учатся делиться игрушками. Игры с передачей  предмета «Свеча», /«Бубен», «Мы по кругу пошли», «Музыкальный квадрат»

В музыкальной игровой деятельности дети часто устраивают игры – концерты, когда  по одному или группами, объявляют и исполняют свои концертные номера. Свои выступления оценивают аплодисментами. /«Голос Дети», «Минута славы», «А вам слабо!»

Кроме традиционной игры на инструментах, использую прием озвучивания стихов, сказок («Заяц в лесу», «Дом проснулся на заре». «Бумажный дождь», «В доме моем тишина»игру на диатонических колокольчиках./

Наряду с перечисленным, дети этого возраста двигаются и поют достаточно уверенно, поэтому, игры становятся более сложными, двойные круги, хоровод стенка на стенку («Ручеек» «Гости», «Спор зимы с весной»), игры и танцы со сменой пары (« 1,2.3 на носочки, «Раз, два – присели»,«Смотри-гляжу») Осваиваем  спортивные и военные марши с перестроением.

    В своей работе, по формированию у детей психологического комфорта, часто использую коммуникативные Игры – массажи. Они построены на тактильных ощущениях  и обеспечивают сенсорное развитие малышей.  Такие игры доставляют детям большое удовольствие, они обеспечивают веселое общение, снимают напряжение, учат доверию и сопереживанию. Дети воспринимают интонацию голоса, содержание текста, музыкальный тембр, темп и ритм музыки. Малыши так же оценивают силу давления, характер прикосновения, направление движения. Также игровой массаж способствует развитию речи и фантазии детей: шаги ежика, мишки, град и дождь и т.д.

/ («Ходит ежик», «Дождь-дождь», «Наши быстрые ладошки», «У жирафа пятна»)

В своей работе, я часто использую коммуникативные музыкальные игры в досугах, развлечениях и праздниках. Такой вид деятельности очень привлекателен, как для детей, так и для родителей, и вызывают эмоциональный отклик и подъем.

Вывод. Коммуникативные музыкальные игры в детском саду актуальный и востребованный вид деятельности,  который дает  возможность проявлять позитивные эмоции, и являются одним из эффективных способов формирования психологического комфорта и социализации дошкольников.

        

                        

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие родителя и воспитателя в период адаптации ребенка старшего дошкольного возраста и его социализация в детском коллективе.

Статья посвещена адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного  возроста в детском саду. В статье приводятся примеры из жизни  и даются практические рекомендации по решению дан...

Консультация для педагогов «Условия и роль воспитателя в обеспечении эмоционального благополучия и психологического комфорта ребенка в группе детского сада».

Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.         Известн...

Выступление-отчет на педагогическом совете «Создание психологического комфорта в группах МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Распространение опыта создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения...

Семинар-практикум для педагогов: "Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду"

Цель мероприятия: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада....

Создание психологического комфорта для детей в детском саду

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Психологический комфорт детей в группе детского сада"

Консультация с элементами тренинга для воспитателей ДОУ «Психологический комфорт детей в группе детского сада»Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфо...

Режим дня-как основа психологического комфорта прибывания ребёнка в детском саду

Соблюдение режима дня имеет большое значение в жизни любого человека. Если для взрослого это залог хорошего самочувствия и результативности работы, то для ребенка-важно еусловие развития и адаптации к...