Конспект НОД "Краски осени" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чибисова Юлия Алексеевна

Комплексное занятие по развитию речи, музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности в музыкальном зале

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 119 Невского  района  Санкт-Петербурга

«Краски осени»

Конспект

интегрированного занятия

в старшей группе

(музыка, рисование) 

                                                                       

                                                                          Музыкальный руководитель

 Чибисова Юлия Алексеевна

            Санкт- Петербург

2015г.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: Портреты поэтов: А. С. Пушкина, Ф. Тютчева и композитора П. И. Чайковского, картины художников В. Суриков «Царская охота», И. Левитана «Золотая осень»,  Н. Сверчкова «Тройка»; музыкальный центр, аудиозаписи музыкальных пьес из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; иллюстрации основных периодов осени; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, листы бумаги формата А4.

Цели:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Закреплять умение  детей выделять характерные признаки основных периодов осени. Учить использовать полученные представления изобразительные и технические для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Развивающие: Развивать логическое мышление через нахождение логических связей между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, приспособлением растений и животных к зиме.

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес, умение любоваться красками осени.

Музыкальные: Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения. Приобщение дошкольников к шедеврам музыкальной классики; овладение навыками активного слушания и восприятия различных

произведений классического репертуара.

Ход занятия:

Дети вбегают в музыкальный зал под музыку и танцуют с листьями, затем становятся полукругом и поют песню

♫ «Осень в лесу». 

Садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель:  Правильно. Давайте прочтем стихотворения об этом времени года.

1-й ребенок. Вдаль убежало горячее лето,

Теплые дни растворяются где-то,

Где-то остались лучи золотые,

Теплые волны остались морские.

2-й ребенок. Где-то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь – только листья желтеют

И опадают, как только умеют

3-й ребенок. Дождь золотой по аллее гуляет,

Дождь голубой мне в окно ударяет –

Осень струится по лужам и стеклам,

Улица наша уже вся промокла!

Воспитатель: Композитор П. И. Чайковский написал целый альбом музыкальных произведений, посвященный временам года. Альбом называется «Времена года». Это музыкальный дневник композитора, в котором запечатлены дорогие его сердцу эпизоды жизни, картины природы. Сейчас мы с вами послушаем «Охота» П. И. Чайковского.

Звучит  пьеса  ♫ «Сентябрь» («Охота») П. И. Чайковского.

Воспитатель: Ребята, как начинается пьеса?

Дети: Пьеса начинается фанфарным сигналом.

Воспитатель: А что он обозначает?

Дети: Призыв к началу охоты.

Воспитатель: Какой ритм?

Дети: Прослушивается четкий ритм.

Воспитатель: Какой характер музыки?

Дети: Характер – радостный приподнятый яркий, смена громкой и тихой звучности.

Воспитатель:  Пора, пора! Рога трубят!

                           Псари в охотничьих уборах

                           Чем свет уж на конях сидят;

                           Борзые прыгают на сворах…

                                   А. С. Пушкин

Какими дарами щедра ранняя осень?

Дети:  Осенью лес щедр для зверя и человека. Охота выдалась удачной и у всех праздник. У земледельца тоже много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай.  

Воспитатель:  Ребята, как называют пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в желтые, красные, оранжевые тона?

Дети:  Золотая осень.

Воспитатель: Правильно. Вспомните, когда, мы с вами гуляли на площадке, вдруг подул ветер и на нас полетело много листьев, как это явление природы называется?

Дети:  Листопад.

Воспитатель: Ребята. А какие деревья особенно красивы осенью?

Дети:  Клен, береза и т.п.

Воспитатель:  А почему листья осенью на деревьях желтеют и опадают?

Дети:  Деревья сбрасывают листья, потому что зимой им не хватает питания, света и тепла, так деревья приспосабливаются к зиме.

♫ Разноцветная игра.

Воспитатель: Ребята, а как сейчас выглядят наши леса, сады, поля, огороды?

Дети:  Деревья сбросили листья, огороды и сады опустели, стало очень холодно. Иногда даже идет снег. Многие звери уже устроились на зимнюю спячку, а перелетные птицы  

все улетели.

Воспитатель: Как называется этот период осени?

Дети: Поздняя осень.

Звучит пьеса  ♫ «Октябрь» («Осенняя песня») П. И. Чайковского .

Открывается картина поздняя осень.

Воспитатель:  Осыпается весь наш бедный сад,

                        Листья пожелтелые по ветру летят.

                        Лишь вдали красуются, там на дне долин,

                        Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                                                 А. Н. Толстой

Какой характер у произведения?

Дети:  Характер произведения нежный, ласковый. Легкие трели в середине пьесы напоминают о теплых солнечных лучах. В пьесе главный элемент «мотив вздоха», передающий грусть, печаль увядающей природы.

♫ Танец с зонтиками.

Звучит  пьеса  ♫ «Ноябрь» («На тройке») П. И. Чайковского.

Воспитатель: Какой образ изображен в этом произведении?

Дети:  В произведении изображен образ тройки – это образ свободы, воли, мечты о счастье. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую песню. Музыкальными звуками ясно и четко выражено звучание бубенцов, передано настроение радости, задора и праздника.

Воспитатель: Не гляди же с тоской на дорогу,
                          И за тройкой вослед не спеши,
                          И тоскливую в сердце тревогу
                          Поскорей навсегда затуши.

                                       Н. Некрасов

Осень – волшебное время года. Его любят поэты, художники, композиторы. Поэты слагают стихи, художники пишут картины, композиторы – музыку. Я вам предлагаю на время стать художниками и изобразить один их трех периодов осени, которое вам нравится.

Дети рисуют.

Воспитатель:  Молодцы, сегодня мы с вами поговорили о трех периодах осени. Они очень разные, но чем-то и похожи.  Вы справились с заданием осени. Ну, а сейчас пришло время прощаться. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии и что вам больше всего понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект познавательного занятия по теме «Золотая Осень» (старшая группа)

·Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. ·Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные сло...

Конспект открытого занятия "Труд людей осенью" старшая группа

Презентация открытого занятия в старшей группе "Труд людей осенью"...

Конспект занятия в старшей группе: "Прогулка в осенний лес".

Задачи:1.уточнить приметы осени.2.развивать доказательную речь.3.побуждать детей задавать вопросы.4.учить рассказывать сказку с помощью жестов.5.учить составлять коллективную сказку при помощи игрушек...

конспект НОД в старшей группе "Осень, осень в гости просим"

Конспект НОД "Осень, осень в гости просим"Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад...

Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....