Конспект НОД в старшей группе: "Четыре стихии"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Погодина Татьяна Викторовна

Цель: развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.Задачи:совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для всего живого на земле (человека, животных, растений, птиц);закреплять умения получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности;воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к родной природе;воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь, проявлять сочувствие, милосердие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyre_stihii.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Солнышко»

Конспект НОД в старшей группе «Четыре стихии»

Конспект составила:

 Погодина Татьяна Викторовна,

 воспитатель старшей группы

МБДОУ «Калининский детский сад «Солнышко»

п.Калининский, Кемеровская обл.

Цель: развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для всего живого на земле (человека, животных, растений, птиц).

2. Закреплять умения получать новые знания в процессе экспериментальной деятельности.

3. Воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к родной природе.

4. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь, проявлять сочувствие, милосердие.

Ход занятия

В: - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Ответы детей)

В: - Я планета Земля. И сегодня я к вам пришла в гости! Мне так хочется рассказать сказку! Хотите послушать? (Ответы детей)

В: - Ребята, а кто знает, сколько стихий существует? Знаете? (Ответы детей – огонь, вода, воздух, земля)

В: - Так вот ребята, раньше они жили в одном домике, пока не поругались и не разъехались. А вышло всё так.

Воспитатель рассказывает сказку.

В: - Давным-давно, посреди океана, там, где царство льдов и белых медведей, на самой верхушке большого айсберга стоял дом. Стены в нём были из огня, окна из воздуха, а пол из земли. Окружала дом надежной стеной вода. Вот в этом доме жили два брата и две сестры: Огонь, Вода, Земля и Воздух. Каждое утро четыре стихии на крыльях ветра улетали по своим делам. Воздух летел туда, где он был так необходим: в глубокие шахты, на подводные корабли.

Огонь мчался в холодные юрты: в них он был самым дорогим гостем.  А знаешь, куда спешили две сестры? Нет?

Так вот вода каждое утро летела к рекам, морям, озерам. Она наполняла их жизнью, а потом улетала в пустыню, где её ждали люди и животные. И только после этого вода поднималась ввысь – в небо, чтобы пролиться на землю благодатным дождём. Самая младшая сестра – Земля, летая над планетой, раздавала людям урожай. В один из вечеров у стихий зашел разговор о том, кто из них нужнее. Сначала все дружно шутили, а потом стали спорить и ругаться. Каждая доказывала, что она главнее всех остальных и что без неё вся планета умрет. Так они спорили всю ночь, а наутро начали происходить страшные вещи на планете: пожары, землетрясения, наводнения, ураганы. Планета начала гибнуть.

В: - Ребята, я к вам пришла за помощью. Нам нужно помирить стихии и доказать, что они все нужны планете Земля, людям, животным, насекомым, птицам, растениям. Ребята, поможем планете, помирим стихии? (Ответы детей)

В: - Сегодня мы с вами маленько поиграем. Это наша лаборатория – это специальное помещение, где ученые проводят опыты. Ребята, отгадайте загадку.

Может он шипеть и злиться,

И воды всегда боится

Людям он дает тепло

От него всегда светло (огонь)

В: - Ребята, огонь в споре заявил, что он главнее и сильнее всех, давайте это проверим.

В: - Ребята, а где можно увидеть огонь? (спичка, свечка, пожар, солнце)

В: - Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо?

Хорошо: греет, освещает, люди готовят еду.

Плохо: пожары.

Эксперимент № 1

В: - Зажигаем 3 свечи и пробуем погасить одну – водой, вторую – землей, третью – задуем.

В: - Напрасно, огонь думает, что он сильнее всех. Огонь важен? Важен! Без огня планете нельзя обойтись.

В: - Ребята, следующая загадка.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без… (воды)

В: - Где можно увидеть воду? (моря, реки, озёра, океаны, дождь)

В: - Ребята, а вода - это хорошо или плохо?

Хорошо: человек состоит на 80 % из воды, вода нужна растениям, животным, воду используют для стирки, мытья полов, приготовления пищи.

Плохо: наводнения, затапливают посевы, рушатся жилища, погибают животные, сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы.

В: - Итак, стихия воды заявила, что она очень важна.

Эксперимент № 2

В: - Наливаем в стакан воду, закрываем его картоном и прижимаем картон к стенкам стакана, переворачиваем его.

Вывод: вода не выливается, благодаря давлению воздуха, действующего на картон. В воде есть воздух.

В: - Вода важна! Важна!

Физминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим

Руки вверх – глубокий вдох,

Руки плавно опускаем

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костёр всё выше, выше

Ты костёр, гори потише

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться

Следующая загадка:

Через нос проходит в грудь

М обратный держит путь,

Он невидимы, но всё же

Без него мы жить не можем (воздух)

В: - Он тоже заявил, что он самый главный.

В: - А сейчас ребята подышите глубоко носом. Наберите носом воздух и выпустите его на ладонь. Воздух мы не чувствуем, но ощущаем его, когда выпускаем струйку воздуха, получается маленький ветерок.

В:- Ветер – это движение воздуха. Ребята, а ветер – это хорошо или плохо?

Хорошо: освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда.

Плохо: ураганные ветер разрушает здания, вырывает деревья с корнем.

Эксперимент № 3

В: - В таз с водой запускаем кораблик м начинаем дуть, дуем, он плывёт. А потом, кораблик попробуем сдуть без воды, поставив его на стол. Не получается. Ветер и вода должны быть в гармонии друг с другом.

Воздух важен! Важен!

В: - И последняя загадка.

Чёрная, сыпучая,

В полях насыпана кучами,

Можешь ты её копать

И растения сажать (земля)

В: - Земля это хорошо или плохо?

Хорошо: земля нас кормит: овощи, фрукты, деревья, растущие на земле, дают нам кислород, в земле находятся полезные ископаемые.

Плохо: камнепады, оползни, землетрясения травмируют и приводят к гибели человека, животных.

Эксперимент № 4

В: - В стакан с водой бросим комочек земли. Из почвы начинают выделяться пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Земля важна! Важна!

Вывод: уважаемые ученые, давайте вспомним нашу сказку. Что важнее: вода, воздух, земля, огонь? (ответы детей)

В: - Услыхал этот спор человек и сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас: растений, животных, птиц, людей, живущих на планете Земля, вы все нужны и необходимы! И не о чем тут спорить!».

В: - Все стихии помирились. Ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли помирить 4 стихии. Каждая стихия необходима и важна, всё живое погибнет, если они не будут в гармонии друг с другом.

В: - Очень важно дети, чтобы воздух был чистым и свежим, вода прозрачной, огонь помогал нам, а не пугал, а земля кормила нас!

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природа

Давайте же всегда её беречь!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"

Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...

конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии"

Цель: - Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ; - Закрепить знания о живой и не живой пр...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы «Четыре стихии».

Конспект НОД по теме "Четыре стихии". Показать детям взаимосвязь всех стихий и их отрицательные стороны (какой вред они могут нанести), через познавательную и экспериментальную деятельность...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе  «Четыре стихии» (ТРИЗ технология).  В занятии использовала  Методы и  приемы ТРИЗ технологии: Словесный, наглядный, п...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...

Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.

Используя технологию методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения «Гуси-Лебеди»....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста речевой группы «Четыре желания».

Конспект интегрированного  занятия для детей старшего дошкольного возраста речевой группы «Четыре желания»....