Главные вкладки

    Родительское собрание "Старший дошкольник - какой он?".
    материал (старшая группа)

    Светлана Викторовна Панкова

    Конспект родительского собрания в старшей группе, в котором родители знакомятся с основными возрастными особенностями детей 5 - 6 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_starshiy_doshkolnik_-_kakoy_on.docx26.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание
    в старшей группе

    «Старший дошкольник – какой он?»

    «Каждая человеческая способность подобна мускулу: разрабатывается от упражнений и атрофируется от бездействия»

    Д. Писарев

    Цели: создание условий для расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
    Задачи: познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями
    образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый
    учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить
    родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи,
    стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
    Форма проведения: встреча.
    Участники: воспитатели, родители.
    План проведения: 

    1. Вступительная часть.

    2. Выступление воспитателей «Возрастные особенности детей 5-6 лет.

     3. Особенности образовательного процесса в старшей группе.

    4. Презентация «День самоуправления»

    5. Выборы состава родительского комитета.
    6. Разное.
       

                                                 Ход собрания.

    1. Звучит спокойная музыка.
      Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем уютном зале. Вашим ребятам исполнилось 5 лет, они перешли в старшую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
      Игра «Пожелание».
      Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу мячик.
      Ты катись, веселый мячик
      Быстро-быстро по рукам.
      У кого веселый мячик,
      Тот пожелание скажет нам.

    2.Тема нашего собрания «Возрастные особенности детей 5—6 лет».

     Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш готов целый день воплощать свои
    фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень
    творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас
    зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не
    угасли, развивались. Фантазия в этом возрасте является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности, и одним из ведущих путей к познанию и освоению мира.

    Двигательные навыки.
    Этот возраст удобен для начала посещения спортивных секций, потому то с пяти до шести лет у вашего ребенка происходят значительные сдвиги в
    усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает
    возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может
    выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить
    мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше
    часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние
    до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то сейчас с легкостью может освоить плавание. Пусть ваш ребенок активно двигается. Ведь в движении он развивается.

    Эмоциональное развитие.
    У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с
    удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится
    выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др.), и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать
    свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям
    удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны.
    Он познает новые понятия: рождение, смерть, болезни, бедствия и они его
    очень волнуют.

    Социальное развитие.
    С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в
    играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень
    важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть
    мужественными, мамы дочек - женственными. Только заложенные в детстве
    эти качества гармонично приходят во взрослую жизнь. У малыша
    закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь
    постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины через общение с мамой.

    В этом возрасте уже следует рассказать в доступной
    для малыша форме о том, как он родился. Ребенок дорос до понимания такой
    тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают
    дети во дворе. (
    Как вы думаете об этом можно рассказать?) 

    После пяти лет отношения со сверстниками переходят в
    дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола.
    Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое
    отдаление от родителей. Ребенок уже безболезненно может перенести
    недолгую разлуку с близкими.
    (Как вы думаете, какие качества характера важны в дружбе между детьми?)

    О дружбе.

    В детских играх проявляется характер самого ребенка, его кругозор; тематика игр требует от ее участников не только определенных навыков и умений, но и определенных черт характера: настойчивости, уступчивости, сообразительности. Умение хорошо играть является мотивом к дружеским отношениям. Пятилетние ребята во время игр отдают предпочтение творческим способностям друга, его положительным качествам: не ссориться, не отнимать игрушки, уметь оказать помощь своим сверстникам.

    Именно дружба способствует формированию определенных нравственных качеств ребенка: взаимопониманию, уступчивости, взаимопомощи. Дошкольники уже начинают понимать дружбу, как форму взаимоотношений. Хотя их представления о дружбе находятся на уровне оценки только внешних проявлений (помогать, не ссориться), это новое явление имеет огромное значение для развития детей.

    В игре естественная потребность ребенка к общению со сверстниками, асто наталкивается на неумение контактировать, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Происходит внутренняя борьба между стремлением, например, взять лучшую игрушку, получить главную роль, и желанием объединиться с товарищами в общей игре. Чтобы остаться равноправным членом игрового коллектива, стать хорошим другом надо уметь уступать. О дружбу между детьми можно говорить лишь в том случае, если дети самостоятельно умеют договариваться в процессе игры, согласовывают свои действия, помогают друг другу, проникаются интересами товарищей, и поэтому не конфликтуют, не ссорятся, умеют самостоятельно решать спорные вопросы.

    Интеллектуальное развитие.

    В период 5-6 лет начинается подготовка детей к школьному обучению. Ребенок продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со сверстниками и взрослыми, но постепенно важнейшим видом деятельности становится учение, когда ребенок может и хочет делать то, что от него требует взрослый.

    Внимание ребенка этого возраста еще непроизвольно: он еще не может управлять своим вниманием, быстро отвлекается, не может сосредоточиться на чем- то одном, часто меняет деятельность. Задача взрослого – постепенное формирование произвольного внимания через различные игры и игровые упражнения. А значит и развития чувства ответственности, которое предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень.

    Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, но еще сложно проходит ориентировка во времени – название месяца, дне недели.  Для развития этих умений будет полезно вместе с ребенком сделать самодельный календарь и вместе с ребенком каждое утро обращать внимание на то, какой сегодня месяц и день недели.

    У ребенка 5-6 лет память по-прежнему основывается на эмоциях, интересе. Легче всего запоминается, то что ребенка заинтересовало.

    Уже в этом возрасте появляются индивидуальные различия в способах восприятия информации – у одних развита зрительная память, у других – слуховая, а у третьих – эмоциональная, а у четвертых – механическая.

    Для развития памяти, внимания, мышления можно использовать следующие игры: палочки Кюизера, кубики Никитина, Танграм, Колумбово яйцо, развивающие игры Воскобовича и другие игры.

    И в этом возрасте следует обратить внимание на речевое развитие (как говорят, правильно или нет, умеет ли связно выражать свои мысли, умеет ли слушать и рассказывать).

    Что касается обучения ребенка чтению: по мнению детских психологов, уже можно начинать учить читать, но только если ребенок сам проявляет интерес. Поддержите его интерес. Но сначала обратите внимание на анализ букво-звукового состава слова (т.е. сейчас мы с детьми и на занятиях, и в свободной деятельности анализируем слова.)

    Проводим следующие дидактиеские упражнения и игры:

    «Прохлопай слово» (нужно определить сколько слогов, столько и прохлопать).

    «Цепочка» (на какой звук начинается и заканчивается слово).

    «Подбери слово на заданный звук».

    «Какой звук в начале, середине и конце слова» (слова сначала короткие, из трех звуков).

    Также обратите внимание на развитие у ребенка умения пересказывать тексты, описывать картины, составлять рассказ из серии сюжетных картин, рассказывать из личного опыта.

    При подготовке ребенка к школе важное значение имеет развитие тонкой моторики рук. На данном этапе ребенок должен уметь:

    - правильно держать ложку, вилку, нож, кисть и карандаш;

    - уметь вырезать ножницами, рисовать, лепить;

    - уметь застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.

    Прекрасным средством развития мелкой моторики являются следующие занятия:

    - оригами и ручной труд;

    -различные виды штриховки, раскрашивание;

    -пальчиковые игры;

    - выкладывание фигур из спичек или счетных палочек.

    К шести годам ребенок уже может не просто различать животных,
    разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по
    различным признакам, находить между ними сходства и различия. После
    пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из
    чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его
    физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит
    Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве: на улице, в знакомых
    помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он
    пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также
    продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать, складывать и вычитать в пределах десяти.

    Особенности поведения.
    Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и
    почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень
    интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и
    связи между различными явлениями. Малыш становится очень
    самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься
    новым интересным дл
    я него занятием более чем полчаса. Но переключать его
    на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок
    применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с
    легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести
    годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их
    прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним
    видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

    Творческое развитие.
    Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись превращает простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит
    дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу
    рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-
    то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок
    различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что
    рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша.
    Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом,
    чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка
    появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем
    больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш
    ребенок и лучше подготовлен в школе.

    3. Особенности образовательного процесса в старшей группе.

    У нас проходит три занятия в первую и вторую половину дня: 2 занятия в неделю по развитию речи, 2 занятия в неделю по рисованию. По 2 занятия в месяц: лепка, конструирование, ручной труд, 2 занятия в неделю – музыка, 3 занятия в неделю физкультура (2 в зале, одно на улице), 1 занятие в неделю – ребенок и окружающий мир и 1 занятие в неделю математика

    В пятницу «Клубный час» (слово старшему воспитателю).

    4. Презентация «День самоуправления».

    5. Выбор родительского комитета.

    6. Разное.

    График ремонта на 2017 год с 1 июня по 15 июля.

    Хотим поблагодарить родителей за активное участие в жизни группы. Напоминаем, что фотографии детей, моментов праздников можно найти на странице нашей группы в «Одноклассниках». Огромное спасибо, что посетили наше собрание. Всего хорошего, до свидания.

    Решение родительского собрания:

    1. Утвердить родительский комитет в следующем составе:
    2. Принять к сведению выступления воспитателей по теме собрания.
    3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятных условий для образования детей в сложившимся коллективе.


    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

    ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК 6 ЛЕТ

    Внимание

    Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.

    Точно следовать инструкции при выполнении задания. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

    Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

    Копировать в точности узор или движение.

    Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих

    Выполнять упражнения на быстроту реакции. Например: «Услышишь правильный ответ - похлопай в ладоши, услышишь неправильный ответ - потопай ногами».

    Мышление

    Группировать предметы по определённым признакам и называть каждую группу обобщающим словом (мебель, обувь, животные).

    Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.

    Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.

    Находить и объяснять несоответствия. Достраивать простейшую закономерность. Определять последовательность событий.

    Делать простейшие умозаключения, например, «Если папа выше сына, значит, сын...»; «Две девочки рисовали ромашки, а одна колокольчики. Маша рисовала ромашки, Ира рисовала колокольчики, значит, Катя рисовала...»

    Придумывать название к картинке.

    Память

    Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.

    Запоминать на слух и повторять 5-7 цифр.

    Запоминать и повторять 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь - малина, зима - снег, кошка - мышка и так далее.

    Запоминать простейшие считалки и скороговорки.

    Пересказывать небольшие рассказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.

    Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

    Развитие речи

    Строить сложные предложения разных видов.

    Образовывать новые словосочетания по образцу.

    Составлять предложения из предложенных слов.

    Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу -время, потехе - час».

    Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.

    Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости. грусти, возможно - жесты и мимику).

    Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика

    Ориентироваться в тетради, используя понятия: «влево», «направо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу - вверх», «слепи направо», «справа налево».

    Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.

    Дорисовывать вторую половину заданного предмета.

    С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры. животных, людей.

    Различать предметы по размеру, форме, цвету.

    Выполнять аппликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.

    Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.

    Располагать изображение на всем листе или в заданных местах: на одной линии, на широкой полосе и так далее.

    Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.

    Окружающий мир

    Называть свои имя, отчество и фамилию, возраст, а также ими, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.

    Знать название города (села), в котором он живёт, а также название столицы своей Родины. Знать название нашей планеты.

    Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.

    Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать диких животных от домашних, правильно называть их детёнышей.

    Называть времена года, весенние, летние, осенние, зимние месяцы, части суток, дни недели и их последовательность, называть овощи, фрукты, ягоды, грибы; называть и отличать садовые цветы от полевых; называть отличия деревьев от кустарников, приводить примеры.

    Называть явления природы, осадки.

    Различать одежду, обувь, головные уборы.

    Называть различные виды транспорта, а также технику (экскаватор, подъёмный кран, комбайн, пылесос, мясорубка и другие).

    Основы грамоты и математики

    Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков либо ударов ладони по столу.

    Делить простые предложения на слова. Различать гласные и согласные звуки.

    Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп», «дыра».

    Знать цифры от 0 до 9, знаки « + », «-», «=».

    Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».

    Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.

    Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.

    Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

    Различать и называть плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»

    1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....

    Родительское собрание в старшей группе "Старший дошкольник - какой он?"

    Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду....

    Родительское собрание "Старший дошкольник - какой он?"

    1.Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет.2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.3. Разви...

    Родительское собрание "Современный дошкольник: какой он?"

    Материал для родительского собрания "Современный дошкольник: какой он?" Включает перечисление характерных черт современного ребенка-дошкольника, раскрывает его слабые черты развития, содержи...

    Конспект родительского собрания на тему "Дошкольник-какой он?!"

    Познакомить родителей с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет....