Статья на тему "Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Керенкова Ирина Валентиновна

В статье представлены особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Особенности восприятия   детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Керенкова Ирина Валентиновна

Санкт-Петербург

2019 год

Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Т.о., в результате  воздействия явлений окружающего мира, предметов на наши органы чувств формируется предметность и целостность восприятия. Восприятие характеризуется также избирательностью, как проявлением отражательной деятельности личности. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности, что играет немаловажную роль в нашем исследовании. Выделим еще одно важное свойство восприятия: апперцепцию. Как протекает восприятие, его содержание зависят от установок конкретного человека, его опыта, интересов. Определенное отношение к предмету восприятия помогает выявить особенности познающего человека. Апперцепция придает активный характер процессу восприятия.

        Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли анализатора (зрительное, слуховое, осязательное) и определяется деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. Отметим, что слуховое восприятие детей дошкольного возраста в большей степени характеризуется низкой организованностью, так как ведущая роль в овладении перцептивными действиями принадлежит зрительному восприятию. Несмотря на то, что слуховое восприятие начинает развиваться с первых дней жизни, в нашей работе слуховое восприятие важно как познавательный процесс. Даже ребенок еще не понимающий, что ему говорят, уже реагирует на музыку, на её ритмичность. Чувствительность к восприятию звучащей информации необходима ребенку не только для речевой активности, а является  важным  условием для развития музыкальных способностей.

Сложная функция слухового восприятия – фонематический слух. Ребенок автоматически выделяет параметры звуков: тихий-громкий, высокий-низкий и т.д. Подчеркнем, что в нашем исследовании речь идет о детях с нарушением фонематического слуха, фонематического восприятия.

         Процесс восприятия протекает в непосредственной связи с другими психическими процессами: мышлением, речью, чувствами, волей.

         Т.о. слуховое восприятие является фундаментальной стороной развития человека, при помощи которого человек владеет речью, ориентируется в пространстве, воспринимает музыку.

         В дошкольном возрасте психика ребенка развивается наиболее продуктивно. Дошкольник накапливает чувственный опыт, словарный запас в процессе действия с предметами. Происходит активное освоение окружающего мира, в процессе которого формируется восприятие.  Развитие восприятия характеризуется  изменением его точности, объема, осмысленности, и, в результате, перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс сопровождает ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства под  влиянием различных видов детской деятельности. В этой деятельности дошкольник отражает свои впечатления, полученную от окружающего мира информацию, которая вызвала у него интерес и переживания. Восприятие – важный процесс в жизни ребенка, так как является фундаментом для развития мышления, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развитию речи. Подчеркнем, что в процессе восприятия, ребенок  приобретает не только свой личный опыт, но и усваивает общественный.

        Т.о., в старшем дошкольном возрасте, вследствие усложнения познавательной деятельности ребенка, восприятие становится целенаправленным. Полагаем, что при целенаправленной, систематической, специальной работой над развитием восприятия к концу дошкольного возраста могут быть развиты важные способности, в частности фонематический и музыкальный слух.

Список используемой литературы

  1. Алексеева  М.М.,   Яшина  В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений: М.: изд. «Академия» 2009-205с.
  2. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду: - М., изд. «Просвещение» 2009-299с
  3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального образования. : - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 350 с.
  4. Запорожец А.В.,  Психология (учебник для вузов):-  М., изд. «Учпедгиз» 2009 -300с.
  5. Никифорова О.И.  Исследования по психологии художественного творчества:   Издательство «Московского университета», 2010-220с.
  6. Эльконин Д.Б., «Детская психология».,  4-е издание стереотипное, М., Издательский центр «Академия» 2007-98c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сенсорной комнаты

Представленный цикл занятий способствует развитию восприятия  и сохранению психологического здоровья детей с ОВЗ...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»

Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...