Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сенсорной комнаты
рабочая программа (старшая группа) по теме

Представленный цикл занятий способствует развитию восприятия  и сохранению психологического здоровья детей с ОВЗ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сенсорной комнаты

Кладова Евгения Викторовна

педагог-психолог МКДОУ детский сад

компенсирующего вида № 20 «Росинка» г. Омутнинск, Кировская область

Пояснительная записка

Успешность  физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С.Выгодский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь».

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с ОВЗ, в частности у детей с нарушениями речи, данная психическая функция отстает в сво ем развитии от нормы и характеризуется недостаточ ной сформированностью целостного образа предмета. Эти дети воспринимают образ пред мета в усложненных условиях с определенными труд ностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания.

Литературные источники указывают на важ ную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное раз витие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно от стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка с ОВЗ.

Поиски новых форм и методов развития восприятия детей с ОВЗ, подтолкнули к идее проведения занятий с использованием темной сенсорной комнаты.

Сенсорная комната (комната психоэмоциональной коррекции) - это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы. 

Таким образом, занятия в сенсорной комнате позволяют  стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.

Организация работы

В связи с актуальностью использования сенсорного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ был разработан авторский цикл занятий под названием «Чудесный мир». В образовательном процессе ДОУ он используется с октября 2010 года, и направлен на развитие всех видов восприятия, улучшение эмоционального состояния, снижения беспокойства и агрессивности, снятие нервного возбуждения и тревожности, активизацию мозговой деятельности.

Цель: развитие восприятия, сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья дошкольников с ОВЗ с помощью сенсорного оборудования.

Задачи:

  1. развитие сенсорных ощущений, как основы эмоционального реагирования;
  2. снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условия для релаксации и восстановления душевного равновесия;
  3.  профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  4. облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  5. формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
  6. развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Программа занятия в темной сенсорной комнате включает в себя три временных этапа: ознакомительный, адаптационный и развивающий.

На первом и втором этапах дети привыкают к новым ощущениям от незнакомых материалов и поверхностей. Необходимой на этих этапах является предварительная подготовка детей через рассказ о сказочной, волшебной комнате. После периода адаптации можно приступать к непосредственному развитию сенсорной чувствительности,  начиная с наиболее сохранных видов восприятия – тактильного и кинестетического, постепенно переходя к зрительному и слуховому.

Реализуется программа в групповой форме по четыре человека, рассчитана на восемь занятий по 25 минут, один раз в неделю.

Каждое занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей. 

1. Вводная часть (ритуал приветствия, разминка) - психологический настрой.  Очень важно создать положительную мотивацию на занятия - это удаётся через упражнения.

2. Основная часть (релаксация, игра). Она включает в себя активный блок и релаксационный блок, данный блок позволяет использовать сенсорную комнату не только, как средство проведения досуга и релаксации детей с ограни ченными возможностями, но и как один из методов коррекции эмоционального состояния. 

Методика коррекционной работы основана на поэтапном включе нии и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели и др. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. 

Целью работы на данном этапе является коррекция восприятия, неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. 

3.     Заключительная часть (подведение итогов, ритуал прощания).

В проведении занятий используются следующие формы и методы работы: психотерапевтические игры, упражнения, психогимнастика, приемы арт-терапии, сказкотерапии, психологические этюды.

Результативность работы

Для формирования подгрупп детей для занятий в темной сенсорной комнате была организована исследовательская деятельность. Она включала в себя диагностику восприятия, с помощью методик «Чем залатать коврик?», «Узнай, кто это?»; тревожности – методика определения тревожности у детей дошкольного возраста Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен; эмоциональной устойчивости – изучение понимания детьми своего эмоционального состояния; самооценки – методика «Лесенка» В.Г.Щур.

По итогам проведения данного цикла занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ можно отметить как количественные, так и  качественные изменения:

  1. Увеличение высокого и среднего уровня развития восприятия у детей с 58% до 88%;
  2. Снижение высокого уровня тревожности с  53% до 23%;
  3. Эмоциональная устойчивость  повысилась на 20% (высокий и средний уровень  – 86%);
  4. Самооценка повысилась на 17%.

Личностные изменения воспитанников:

  1. Способность  выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  2. Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
  3. Умение взаимодействовать в группе;
  4. Достижение состояния  расслабления.      

Данные занятия изменяют показатели психического благополучия детей с ОВЗ, а так же способствуют развитию познавательной сферы.

Материал может быть использован в работе педагогов – психологов, воспитателей, социальных педагогов.


I этап занятий – ознакомительный (первое занятие)

“Путешествие в волшебную комнату”

  1. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте»

Дети встают в круг, правую руку выставляют вперед, в центре руки соединяются, образуя цветок. Педагог произносит слова – приветствия: здравствуйте и руки распускаются как лепестки цветка.

  1. Основная часть

Дети, посмотрите, мы с вами попали в волшебную комнату. Но только волшебство из этой комнаты исчезло. Но у нас есть коробочка! Может в ней мы найдем ответ, куда же делось волшебство и как его вернуть. Посмотрим?

Вот и ответ, нашу комнату заколдовал злой волшебник, но у нас еще остался шанс ее расколдовать. Тут на листочке нам даны задания и написано, что если мы с ними справимся, то постепенно комната будет наполняться волшебством. Ребята поможем нашей комнате вернуть волшебство?

Для того чтобы расколдовать вот эту волшебную трубку и плавающих в ней рыбок, тут написано, что мы должны с вами собрать всех рыбок разбросанных по комнате и разложить их на столе большие к большим, а маленькие к маленьким. Как только все будет закончено волшебная труба загорится, и рыбки в ней оживут.

(Собрали, и пузырьковая колонна загорелась).

Так, с этим заданием мы справились, молодцы! Давайте посмотрим, какое задание у нас впереди. Вот смотрите здесь большая черепаха, но на ней расстегнулись все замочки. Нам нужно быстренько привести ее в порядок и тогда перед нами засверкает чудесный водопад.

(Дети собрали «черепаху» и педагог включает водопад).

А теперь нам осталось последнее задание. Посмотрите на душ, к лентам привязаны разные предметы, давайте их развяжем, и тогда пол засветится и будет очень красивым.

(Дети развязывают узелки на лентах и снимают предметы, пол загорается).

Молодцы, спасибо вам, что помогли расколдовать волшебную комнату. Смотрите сколько у нас здесь волшебства. А вам-то самим нравится?

А за то, что вы помогли мне расколдовать эту комнату, я буду как можно чаще приглашать вас к себе в гости. А теперь ребята пять минут можете все подробно рассмотреть и потрогать!

Занятие должно заканчиваться позитивным настроением, каждый ребенок должен посмотреть и потрогать все стимуляторы.

II этап занятий – адаптационный (второе занятие)

Главной особенностью адаптационного этапа является самостоятельность ребенка. Дети, приходя в сенсорную комнату, сами выбирают себе зону и играют в ней. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. Ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Роль педагога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. 

  1. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте»

  1. Основная часть

Педагог сообщает детям, что сегодня они могут поиграть в разных зонах комнаты самостоятельно. Каждый ребенок выбирает себе место, где хотел бы поиграть и подходит к нему.

Самостоятельная деятельность длиться около 15 минут, дети могут меняться местами. В комнате звучит тихая музыка. Педагог при необходимости подходит к детям и оказывает помощь в организации игры.

Зоны самостоятельной деятельности:

  1. Развивающий центр «Черепаха» способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти), координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. На «Черепахе» расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений.
  2. Центр тактильности – настенные коврики с разными  тактильными поверхностями – развивают активность, память, мышление и внимание. На мягком модуле размещен сыпучий материал, Здесь ребенок может всласть покопаться в чечевице и выудить оттуда разные интересности (камушки, ракушки, мелкие игрушки), просеять через стаканчики манку, порисовать на ней, поиграть с фасолью.
  3. Пузырьковая колонна – стимулирует зрительные и тактильные ощущения. На тумбе расположен различный материал: цветные стеклышки, фломастеры, краски для рисования по зеркалу, карточки с изображением различных эмоций. Дети могут понаблюдать за рыбками, почувствовать вибрацию воды в колонне, порисовать на зеркале красками или фломастерами, обвести контур лица и т.д.
  4. Сухой душ – разноцветные атласные ленты. Стимулируют развитие зрительного и тактильного восприятия. Может использоваться как «уголок уединения». Дети могут поучиться завязывать узелки, плести косички. Рядом можно отдохнуть на мягком пуфике с гранулами.

Настрой на релаксацию

После того как дети поиграют в разных зонах комнаты педагог предлагает им лечь на ковер, устроиться поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные.

Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ножкам и рукам отдохнуть, вытянем их и расслабим. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к вашему дыханию. Дыхание ровное, спокойное. Ваше тело легкое, расслабленное. Полежите так и почувствуйте легкость вашего тела.

  1. Заключительная часть Дети садятся в круг, в центре которого стоит шар «Молния». По очереди рассказывают о своих впечатлениях, о прошедшем занятии, кладя руки на шар. Потом встают в круг и завершают занятие ритуальными словами:

Мы играли, отдыхали

Никого не обижали

А теперь пришла пора

Всем сказать пока, пока.

III этап занятий - развивающий

Занятие 3

  1. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте».
  1. Разминка «Назови себя + животное на букву имени».

  1. Основная часть
  1. Задания на развитие тактильной чувствительности:

Упражнение «На ощупь»

Дети вместе с педагогом повторяют, какие могут быть предметы на ощупь. Затем они группируют «тактильные предметы» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений.

Упражнение «Отгадай цифру» (букву)

        Педагог на ладошке ребенка обратной стороной карандаша пишет цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

  1. Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:

Упражнение «Запомни и назови»

Педагог подводит детей к развивающему панно «Черепаха» и предлагает рассмотреть все предметы на ней. Затем дети закрывают глаза, а педагог меняет, убирает или добавляет какой-либо предмет. Дети должны вспомнить и назвать, что изменилось, чего не хватает, какого цвета был предмет и т.д.

Упражнение  «Узнай и повтори»

Дети вынимают предметы из сенсорной емкости и называют, что это. Затем они подражают звуку предметов. (Можно использовать фонограмму звуков и пробовать повторить этот звук с помощью предметов).

  1. Психогимнастика: Этюд «Штанга»

Дети поднимают тяжелую штангу, а потом бросают ее и отдыхают (3-4 раза).

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем

Крепко держим… И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно!

  1. Релаксация «Облака»

«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»:

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

  1. Заключительная часть: Прощание с волшебной лампой.

Занятие 4

  1. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте».
  1. Разминка «Путанка».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, психолог запутывает их; поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и так далее. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча – мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

  1. Основная часть
  1. Задания на развитие тактильной чувствительности:

Упражнение «Распутай нить»

Детям предлагается распутать волшебную нить с контроллером и выложить из нее круг.

  1. Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:

Упражнение «Поручения»

Педагог дает поручение ребенку  подать ему тот или иной предмет, описывая его внешние характеристики.

Упражнение «Что звучит?»

Дети садятся напротив взрослого. Педагог включает различные звуки, дети должны догадаться о их происхождении.

Упражнение «Дорисуй фигуру»

        Дети берут планшет для рисования и фломастеры. Педагог просит детей нарисовать круг, квадрат, треугольник и превратить эти фигуры в разные предметы.

  1. Психогимнастика: «Сделай по рисунку и замри»

Дети прыгают под музыку, когда педагог показывает детям рисунки с различными позами – схемами, то они должны принять эту позы и замереть.

  1. Релаксация «Лентяи»  

Сегодня мы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

  1. Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.

Занятие 5

  1. Вводная часть: Приветствие «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути определенным образом: 1 хлопок – дети здороваются за руку, 2 хлопка – касаются друг друга плечиками, 3 хлопка – касаются спинками.

  1. Основная часть
  1. Задания на развитие тактильной чувствительности:

Упражнение «Сенсорная дорожка»

Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в путешествие по волшебному лесу и пойдут они туда по тропинкам. Идти надо будет медленно, внимательно глядя под ноги, и нужно будет говорить о том, что ощущают ножки.

Упражнение «Найти и покажи»

Педагог спрашивает детей, кого можно встретить в лесу? Затем предлагает детям рассмотреть игрушки на полянке и рассказать, какие они на ощупь. После этого педагог говорит, с какой поверхностью игрушку надо найти. А дети ее показывают (твердую, мягкую, колючую, пушистую, скользкую, гладкую).

  1. Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:

Упражнение «Забавные превращения»

        Детям показывают картинки с различными контурами животных и просят отгадать, кто это?

Упражнение «Изобрази животных» (пальчиковый театр)

        В комнате выключается свет. Дети с помощью пальцев рук изображают диких животных и смотрят на проекцию на стене.

Упражнение «Голоса леса»

        Дети слушают щебет птиц в волшебном лесу. Затем отправляют к водопаду и слушают шум подающей воды и наблюдают за ее струями.

  1. Психогимнастика: «Два медведя»

Педагог читает детям стихотворение, а они его инсценируют:

Сидели два медведя на тоненьком суку,

Один читал газету, другой месил муку.

Раз ку-ку, два ку-ку, оба плюхнулись в муку.

  1. Релаксация «Отдых в лесу»

Чудесный летний день! Голубое небо, ласковое, теплое солнце… Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение бодрости и свежести охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем, отдыхаем, засыпаем…

  1.         Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.

Занятие 6

  1. Вводная часть. Ритуал  начала  занятия «Приветствие волшебных шариков».

- Посмотри, как наши волшебные шарики улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давай улыбнемся им и поприветствуем, помашем им рукой и скажем: «Здравствуйте!»

  1. Основная часть.
  1. Задания на развитие тактильной чувствительности:

Упражнение «Узелки»

        Дети подходят к сухому душу из разноцветных лент. Педагог обращает внимание на ленты, называя их признаки (длинные, гладкие). Затем показывает как можно на одной, а затем на двух  лентах завязать узелок. Дети учатся завязывать узелки.

  1. Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:

Упражнение «Узнай предмет»

Детям сообщается о том, что им предстоит запомнить цвет, форму, величину предметов, которые им будут предъявлены на короткое время. После этого взрослый снимает салфетку с  предметов на 30 секунд, затем вновь накрывает их и просит детей по памяти назвать, например: цвет треугольника; форму красного предмета; величину треугольника.

Упражнение «Эмоциональный рассказ»

Педагог вместе с детьми составляет рассказ с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей. Педагог рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание героя рассказа с характером поверхности предмета. Например: «Летела злая Баба-Яга» - ребенок выкладывает колючий предмет (ассоциация: колючий – злой).

Упражнение «Рисование в парах»

Дети берут планшет для рисования один на двоих и фломастеры. Педагог просит посмотреть друг другу в глаза и затем начать рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться друг с другом, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

  1. Психогимнастика: «Движение в такт»

Педагог предлагает детям послушать музыку. В такт музыке ребенок должен хлопать в ладоши, затем топать ногой и одновременно выполнять различные движения.

  1. Релаксация «Отдых в волшебном лесу»

Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… у них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев. Дышим легко…ровно…глубоко… Вам хорошо и спокойно. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

  1. Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.

Занятие 7

  1. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте».
  1. Разминка «Продолжи движение»

Дети стоят в кругу. Психолог предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так по кругу». Психолог предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и так далее). После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие.

  1. Основная часть
  1. Задания на развитие тактильной чувствительности:

Упражнение «Найди одинаковые шарики»

Детям предлагает на ощупь найти шарики с одинаковым наполнителем.

Упражнение «Что это?»

        Ребенок закрывает глаза. Педагог ему предлагает пятью пальцами дотронуться до предмета. По фактуре нужно определить материал (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл и т.д.).

  1. Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:

Упражнение «Не ошибись»

Педагог показывает детям образец постройки, состоящий из предметов разной формы, величины, цвета. Дети рассматривают его и анализируют. Затем педагог просит детей построить такую же постройку.

(Можно использовать дидактические пособия Блоки Дьеныша, Цветные палочки, Магнитные фигуры – доска Сегена).

Упражнение «Где звучало?»

Ребенок закрывает глаза, а  взрослый тихо становится в стороне от него (слева, справа, сзади) и издает звуки (звенит, шуршит, дудит) Ребенок, не открывая глаза, должен показать направление, откуда доносится звук.

Упражнение «Различай веселую и грустную музыку»

        Детям выдаются по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая - в холодные,  мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначавшую данный характер музыки.

  1. Психогимнастика: упражнение «Солнышко и тучка». 

Солнышко зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторять 2 – 3 раза.

  1. Релаксация «Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт   по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

3.  Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.

Занятие 8

  1. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте».
  1. Разминка «Летел лебедь»

Играющие  образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладошку соседа слева и при этом хором, в такт хлопкам, приговаривают: «Летел лебедь, сказал девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен отдернуть вовремя руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова и он же определяет новое число.

  1. Основная часть
  1. Задания на развитие тактильной чувствительности:

Упражнение «Заплетаем косу»

Педагог просит детей подойти к сухому душу из лент. Обращает внимание на ленты и их признаки. Затем предлагает детям заплести из лент косички по образцу предложенным педагогом.

Упражнение «Узнай предмет»

        На столе раскладываются предметы, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает ребенку любой предмет и просит его достать из мешочка.

  1. Задания на развитие зрительного и слухового восприятия:

Упражнение «Сложи коврик - пазл»

Педагог показывает детям пазлы разной сложности и дает задание сложить их. Дети выкладывают на полу коврики – пазлы.

Упражнение «Что нужно делать?»

Если звучит колокольчик, нужно топать, шуршит кубик – хлопать, свистит свисток – присесть и т.д. Дети выполняют движения согласно инструкции.

  1. Психогимнастика: Этюд «Потянулись - сломались» (по В.Баскакову).

Исходное положение стоя, руки и все устремлено вверх, пятки от пола не отрывать. Психолог говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол (сели на корточки)…лежим (сидим), отдыхаем, хорошо». Упражнение повторяется несколько раз.

  1. Релаксация «Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

  1. Заключительная часть. Прощание с волшебной лампой.

Список литературы

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой. - СПб.: Хока, 2007. – 416с.
  2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: Аркти, 2006. – 80с.
  3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2010. – 88с.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика / под. ред М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. -128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мониторинг и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

  Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явленй действительности  в момент их воздействия на органы чувств.      В старшем дошкольно...

Консультация "Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста."

   Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития всех психических процессов. К началу этого периода у него уже сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непро...

ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В статье рассматривается игротерапия как метод психокоррекции, возможность использования этого метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты. Автор представляет о...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...

Статья на тему "Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Игры по развитию сенсорного восприятия для детей старшего дошкольного возраста»

   Речь пойдет об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки ...