Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А
рабочая программа (старшая группа)

Белоусова Александра Александровна

Программа по финансовой грамотности Белоусова А.А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» с. Старая Полтавка Волгоградской области

Дополнительная общеразвивающая программа

образовательного курса

для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет)

«Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

Срок реализации – 2 года

Разработала:

воспитатель

I квалификационной категории

Белоусова А.А.

Старая Полтавка

2019

Нормативно-правовая база

     Программа образовательного курса для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (СанПин2.4.1.3049-13 утверждены постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26)

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», приказ Министерства образования науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013 г.

- на основе программы образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей».

Методические  рекомендации по изучению курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» {Текст} / Г. Н. Бирина, С. В. Герасименко, Е. А. Маркушевская и др.; под общ. ред. С. В. Герасименко, И. В. Назаровой. – 5-е изд., стер. – Волгоград: Колледж, 2019. – 198 с.

1. Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

2. Актуальность

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

3. Цель и задачи  программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.

Задачами программы являются:

  • знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
  • формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
  • формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
  • воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
  • воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
  • воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

4. Методическое обеспечение программы

Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

В основе разработанной системы данной программы лежат следующие принципы:

  • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;
  • постепенное усложнение обучающей задачи, увеличение объема и наращивание темпа выполнения заданий;
  • повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
  • органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней
    (умственной) активностью ребенка;
  • единство обучающих и воспитательных воздействий.

Оснащение: дидактические игры, игрушки, индивидуальные тетради, карандаши простые и цветные, фломастеры, ножницы, клей, бумага, цветной картон

Оборудование: ноутбук, экран, аудиосистема, набор музыкальных файлов, магнитная доска, коврограф Воскобовича В.В.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружковой работы, длительность – 25 минут.

 программа рассчитана на 2 года изучения:

        - 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);

        - 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);

- одно занятие в месяц, 9 занятий в год, 18 занятий за весь период обучения;  

- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;

Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с октября по апрель включительно.

5. Учебно-тематический план

2019 – 2020 учебный год

Сентябрь

тема

стр.

дата

1

Что такое потребности?

13

06.09.

2

Что необходимо человеку?

17

13.09.

3

Потребности семьи

19

20.09.

4

Что мне нужно?

20

27.09.

Октябрь

5

Как кот Белобок  лень преодолел

23

04.10.

6

Как кот Белобок решил дом построить

26

11.10.

7

Почему все взрослые работают?

28

18.10.

8

Путешествие в страну профессий

30

25.10.

Ноябрь

9

Всякому делу учиться надо

34

01.11.

10-

11

Как кот Белобок узнал, что такое товар. Что такое стоимость товара?

37-

39

08.11.

12

Обмен и покупка товара

41

15.11.

13

Что такое цена?

43

22.11.

14

Ярмарка

46

29.11.

Декабрь

15

Что такое деньги?

51

06.12.

16

Деньги. Монета. Банкнота.

53

13.12.

Январь 

17

Дом, где живут деньги        

55

17.01.

18

Как правильно тратить деньги

57

24.01.

19

«Доверили Андрюше вести бюджет семьи…»

61

31.01

Февраль

20

Как приходят деньги в семью Андрюши, или азбука доходов

65

07.02.

21

Андрюша с мамой приходят в школу

67

14.02.

22

Семейные доходы и расходы

71

21.02.

23

Аукцион знаний, или « Как накопить на любимую игрушку»

75

28.02.

Март

24

Как  кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине

82

07.03.

25

В гостях у кота Белобока

85

14.03.

26

«Мир профессий транспорта»

89

21.03.

27

Как  кот Белобок спасателям помогал

91

28.03.

Апрель

                                                   

28

«Профессии модного мира»

94

04.04.

29

«Профессии важнее на свете не бывает»

98

11.04.

30

« От купца до продавца»

100

18.04.

31

«Программист -  великий волшебник» . Сила печатного слова

102

25.04.

2020-2021 учебный год

Сентябрь

1

Профессий много в мире есть

111

04.09

2

В мире профессий

113

11.09.

3

Как кот Белобок узнал, появились деньги

115

18.09.

4

Как кот Белобок узнал, что такое номинал и

как деньги разменивают

119

25.09.

Октябрь

5

Для чего родители ходят на работу

123

02.10.

6

Жители кошелька

125

09.10.

7

Как поступать с деньгами

128

16.10.

8

Путешествие денег в разные страны

131

23.10.

9

Как кот Белобок узнал ,что магазины бывают разные

134

30.10.

Ноябрь

10

Как правильно делать покупки

137

06.11.

11

Кот Белобок в магазин  ходил

139

13.11.

12

Как правильно выбирать товары в  магазине

142

20.11.

13

Как кот Белобок в банк ходил

146

27.11.

Декабрь

14

Центральный банк

150

04.12.

15

Профессии работников банка

152

11.12.

16

Раз не найден КЛАД- беги в банке делать ВКЛАД

154

18.12.

Январь

   17

Ёжик берёт деньги в банке

157

22.01.

18

Семейный бюджет

162

29.01.

Февраль

19

Бюджет моей семьи

163

12.02.

20

Семейные расходы

163

19.02.

21

Как распределить бюджет семьи

165

26.02.

Март

22

Как стать экономным

168

05.03.

23

Сбережения

169

12.03.

24

Копилка

171

19.03.

25

Покупка велосипеда

173

26.03.

Апрель

26

Кошелёк

175

09.04.

27

Идем в магазин.  Карманные деньги

177

16.04.

28

Путешествие по финансовой азбуке. Занимательная экономика от кота Белобоки

180

23.04.

29

Тетушка Сова. Экономическая игра «Что, где, когда?»

182

30.04.

6. Прогнозируемые  результаты

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;
  • осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;
  • осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;
  • проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

7. Список литературы

1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.

3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

 4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.

9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.

 10. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

11. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.

12. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.

13. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Список детей

1. Абдрахманова  Диляра                    

2. Абулькина  Эвелина                        

3. Акманова  Раиля                              

4. Бескровная  Софья                          

5. Брюзгин  Максим                            

6. Гинтер  Надежда                                                                                                      

7. Далаева  Элима Лом- Алиевна                            

8. Карпенко  Марк                            

9. Кравченко  Анастасия

10. Негреба  Пелагея

11. Олейникова  Елизавета          

12. Павлушенко  Вячеслав                

13. Солодовникова  Ксения                

14. Темрешева Айлана                      

15. Удальцова Анна                                                    

16. Шейн Элеонора                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по финансовой грамотности.

Программа по формированию основ  финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

программа по финансовой грамотности

программа обучения воспитанников финансовой грамотности...

Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)

Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....