Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Котова Елена Геннадьевна

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
    1. Актуальность и новизна программы……………………………………..3
    2. Возрастные особенности  развития старших дошкольников…………..5

3.1Планируемые результаты освоения программы…………………………7

 

  1. Учебно-тематический план…………………………………………………….8
  2. Содержание программы……………………………………………………….9
  3. Контрольно-оценочные средства…………………………………………….19
  4. Условия реализации программы………………………………………………24
  5. Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_programma_kruzhka_kotova.docx67.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕВРИЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ТЕВРИЗСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №4»

ПРИНЯТО:

На заседании педагогического совета

МБДОУ «Тевризский детский сад №4»

Протокол № ____

«_»_____20__ года

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом заведующего МБДОУ

«Тевризский детский сад №4»

Т.А. Тимофеева

№ __ от  «_»_____20__ года

Дополнительная образовательная программа  по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»

Направление: социально-педагогическое

Срок реализации:1 год

Составитель:

Котова Елена Геннадьевна

Воспитатель первой категории

Тевриз 2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
  1. Актуальность и новизна программы……………………………………..3
  2. Возрастные особенности  развития старших дошкольников…………..5

3.1Планируемые результаты освоения программы…………………………7

  1. Учебно-тематический план…………………………………………………….8
  2. Содержание программы……………………………………………………….9
  3. Контрольно-оценочные средства…………………………………………….19
  4. Условия реализации программы………………………………………………24
  5. Список литературы………………………………………………………………26

Пояснительная записка.

 Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

 При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

       Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

         Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовойсамостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

          Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которымприходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываютсяне только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию напротяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущиеналогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальныхступенях образовательной системы.

           Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

            Образовательная программа «Ф инансовая грамотность» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования

(далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Нормативное обоснование Программы:

Федеральные законы:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Нормативно-правовые документы:

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН

2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей  подготовительных групп детского сада.

Задачи реализации Программы:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ноограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,

управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению,

полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормыиценности,

Определяющиеосновыфинансово-экономическихотношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированиюфинансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышениюответственностиисамоконтроля-качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группы) и адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении, творческих студиях, так и для домашнего обучения.

Программа составлена по образовательным областям: «социально-

коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,

«художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает

Перспективнымнаправлениямдошкольногообразования,соответствуетвозрастнымвозможностям детейстаршегодошкольноговозрастаиспособствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.

1.2 Возрастные особенности развития старших дошкольников

Старший  дошкольный  возраст  имеет  свои  особенности.  В  этот  период

дети  любознательны,  проявляют  высокую  познавательную  активность,

максимально  открыты  эмоциональному  переживанию  и  сопереживанию.

Развиваются  предпосылки  понятийного  мышления:  появляются  элементы

абстрактных  рассуждений,  проявляется  интерес  не  только  к  тем  явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов  окружающей  действительности.  Ребёнок  способен  определить причинно-следственные  связи  между  явлениями,  проанализировать,  обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы.

В  старшем  дошкольном  возрасте  происходит  интенсивное  развитие

интеллектуальной,  нравственно-волевой  и  эмоциональной  сфер  личности.

Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.

Закладываются  основы  морального  поведения,  формируются  моральные

нормы,  свой  опыт  поведения,  отношение  к  людям,  выстраивается  моральный  облик  ребёнка,  черты  которого  проявляются  в  течение  всей  последующей жизни.

Переход  в  старшую  группу  связан  с  изменением  психологической

позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди

других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое  положение.  Он  поддерживает  в  детях  ощущение  «взрослости»  и  на  его основе  стимулирует  стремление  к  решению  новых,  более  сложных  задач познания,  общения,  деятельности.  Опираясь  на  характерную  для  старших дошкольников  потребность  в  самоуважении  и  признании  их  возможностей  со стороны  взрослых,  воспитатель  обеспечивает  условия  для  развития  детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Формирование  финансовой  культуры,  в  части  развития  экономического

мышления,  деловых  качеств,  общественной  активности  и  предприимчивости ограничено  возрастными  особенностями  и  психическим  развитием дошкольников.  В  этот  период  дети  ещё  не  готовы  к  правильному  восприятию целого  ряда  финансово-экономических  терминов,  проведению  сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между  познавательными  потребностями  ребёнка  и  его  возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.

Учитывая  это,  целесообразно  сделать  акцент  на  нравственные  стороны,

необходимые для финансового воспитания - уважение к своему и чужому труду, честность,  справедливость,  бережливость,  ответственность,  заботливость, чувство  долга,  взаимопомощь  и  поддержка  в  противовес  вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.

Основополагающей  идеей  Программы  выступает  формирование  у  детей

здорового  интереса  к  деньгам,  которые  по  своей  сути  глубоко  социальны  и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.

Главным  принципом  реализации  Программы  является  адекватность

возрасту.  При  ознакомлении  дошкольников  с  основными  финансовыми  и

экономическими  понятиями  следует  принимать  во  внимание  возрастные

особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.

Программа  соответствует  принципу  развивающего  образования  и

сочетает  принципы  научной  обоснованности  и  практической  применимости, основывается  на  комплексно-тематическом  принципе  построения образовательного  процесса  и  предполагает  построение  образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа  предлагает  вариативные  формы  обучения  -  возможность

творчески использовать в работе содержание тематического плана.

Программа  предполагает  тесную  связь  этического,  трудового  и

экономического  воспитания,  призвана  способствовать  формированию

ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

1.3. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты.

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения сденьгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Режим занятий

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину.

Общее количество занятий в год -36.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Возраст детей 6-7 лет.

Количество детей: до 10 человек.

Время занятий: 30 мин.

Формы работы: деловые, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия, КВН, виртуальные экскурсии, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Сроки реализации программы: сентябрь – май

  1. Учебно-тематический план

Месяц

Тема

1

Сентябрь

Вводная диагностика

2

Вводная диагностика

3

Потребности(5ч)

Что такое потребности?

4

Потребности семьи

5

Октябрь

Что необходимо человеку

6

Что мне нужно?

7

Шкатулка с желаниями

8

Труд(3ч)

Почему все взрослые работают?

9

Ноябрь

Путешествие в страну профессий

10

Всякому делу учиться надо

11

Товар(7ч)

Что такое товар?

12

Что такое стоимость товара?

13

Декабрь

Обмен и покупка товаров

14

Что такое цена?

15

Цена товара и реклама

16

Ярмарка

17

Январь

Приобрел вещь – умей с ней обращаться»

18

Деньги(7)

Что такое деньги?

19

Для чего родители ходят на работу

20

Деньги. Монета. Банкнота.

21

Февраль

Жители кошелька

22

Путешествие денег в разные страны

23

Дом, где живут деньги

24

Как правильно тратить деньги?

25

Март

Семейный бюджет(9ч)

Доверили Андрюше вести бюджет семьи…»

26

Семейный бюджет

27

Как приходят деньги в семью ?

28

Андрюша с мамой идут в магазин

29

Апрель

Семейные доходы и расходы

30

Как распределить бюджет семьи

31

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

32

Идем в магазин»

33

Май

Желания и возможности

34

Итоговое занятие (1ч)

Экономическая игра «Что? Где? Когда?

35

Диагностика по итогам изучения базового модуля

36

Диагностика по итогам изучения базового модуля

3. Содержательный раздел программы

2.1 Формы образовательной деятельности Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

 - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

 - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др

наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Интерактивный мини-спектаклъ (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок. Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на  определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других. Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых. Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.

Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение. Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях  стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

«Финансовая азбука» (1 год обучения) – 36 занятий

Раздел 1. Потребности

Цель: формирование первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

1) познакомить детей с многообразием потребностей человека;

2) сформировать представления об ограниченности возможностей;

3) способствовать формированию умения определять разницу между «хочу» и «надо»;

4) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

5) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

6) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Результаты изучения раздела «Потребности»

 Первичное понимание экономических терминов: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».

 Умения:

– определять основные потребности человека;

 – определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;

– выбирать необходимые для жизни предметы;

– соотносить собственные желания и возможности.

Компетенции:

– определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;

 – выбирать предметы в различных условиях;

– регулировать потребности в соответствии с возможностями. Экономические понятия раздела: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».

Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.

Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).

Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться. Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

Раздел 2. Труд

 Цель: формирование первоначальных представлений о труде.

Задачи:

1) расширить представления детей о труде взрослых;

2) познакомить детей с многообразием профессий человека;

3) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

4) способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей; 5)воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

6) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.

Результаты изучения раздела «Труд»

Первичное понимание экономических терминов: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».

Умения:

– определять продукт труда;

– соотносить профессию с ее атрибутами.

Компетенции: – понимать значимость труда для человека.

Экономические понятия раздела: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».

Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.

Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).

Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)

Продукт труда – результат труда.

Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

Раздел 3. Товар

Цель:  формирование первоначальных представлений о купле-продаже товаров.

Задачи:

1) познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;

2) формировать умение определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

3) объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;

4) объяснить, от чего зависит цена товара;

5) способствовать формированию у детей сравнивать и анализировать цены на товар;

6) развивать внимание, мыслительные операции;

7) воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

Результаты изучения раздела «Товар»

Первичное понимание экономических терминов: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама». Осознание взаимосвязи понятий «труд–товар–потребности». Первоначальные экономические умения:

– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

 – сравнивать цены на товар, объяснять разницу.

Компетенции:

– выбирать товар в соответствии с ценой и качеством;

– делать покупки.

Экономические понятия раздела: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама».

Товар – продукт труда для обмена или продажи.

Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.

Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.

Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу. Покупка – приобретение товара за определенную плату.

Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам. Реклама – это информация для покупателей о товарах и услугах.                    Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека. Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи.

Раздел 4. Деньги

Цель:  формирование первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

Задачи:

1) познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;

2) закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

3) способствовать формированию умения  находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;

4) помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

 5) сформировать первоначальные представления о банке, о монетном дворе, о валюте;

6) развивать у детей умения сравнивать и анализировать цены на товар;

7) способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

8) способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;

9) формировать разумное отношение к расходованию денег;

10) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

11) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

12) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Результаты изучения раздела «Деньги»

Первичное понимание экономических терминов: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».

Умения:

– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.

Компетенции:

– умение пользоваться деньгами;

 – умение разумно расходовать деньги.

Экономические понятия раздела: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».

Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.

Монеты – деньги, изготовленные из металла.

Банкнота – вид бумажных денег.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.

Вклад – деньги, хранящиеся в банках.

Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.

Валюта – денежная единица страны. Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

Раздел 5. Семейный бюджет

Цель:  формирование первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Задачи:

1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;

2) способствовать формированию умения ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;

3) сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;

4) сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;

5) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;

6) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;

7) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Результаты изучения раздела «Семейный бюджет»

Первичное понимание экономических терминов: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование», «экономика семьи».

Умения:

– объяснять структуру семейного бюджета;

– размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;

 – решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.

Компетенции:

– понимать потребности и возможности семьи;

– разумно расходовать деньги; – понимать необходимость экономии семейного бюджета;

– уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Экономические понятия раздела: «семейный бюджет», «доход», «расход», «доходы семьи», «зарплата», «трудовая пенсия», «стипендия», «премия». Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.

Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.

Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.

Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.

Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.

Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.

Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.

Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.

Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный  бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».

  1. Контрольно-оценочные средства.

Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая составляющая (всего 4 занятия). Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом. С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств. В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Форма проведения диагностики – групповая. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения,  предлагаемые детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки. Повторная диагностика проводится дважды: по окончании изучения курса (2 занятия). Для определения степени эффективности реализации программы предлагаются итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.

Цель: проведение диагностики уровня освоения детьми экономических категорий таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» и «семейный бюджет».

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, демонстрация компьютерных слайдов, загадки, игры, составление рассказа.

Оборудование:

 – карточки с изображением потребностей;

 – карточки с изображением предметов-товаров в магазине;

 – карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир);

 – карточки с изображением трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, отсчитывает деньги и т. д.);

 – картинки для раскрашивания;

 – бумага;

 – карандаши.

Организация детской деятельности

– Ребята!. Как обычно, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.

  1. Задание № 1. Воспитатель предлагает детям выполнить задание.

– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары, игрушки, еда и т. д.), вам необходимо объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и объяснить свои действия.

Воспитатель загадывает детям загадку.

И врачу, и акробату

 Выдают за труд… (зарплату).

  1. Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях. (Беседа 1.) – Что необходимо, чтобы купить товары в магазине? (Деньги.) – Как вы думаете, зачем нужны деньги? (Покупать продукты, одежду.)

– А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена.)

  1. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».

В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию. – Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1 рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты купишь на полученные деньги? Что необходимо твоей семье в первую очередь?

Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых  семье объектов (тигр, трактор, самолет). Всего 45 картинок. Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.

– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары.

Сколько денег у тебя осталось? Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.

4. Дидактическая игра «Кто что делает». Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии (деньги, пластиковая карточка, сковорода, овощи, фрукты, кисти, краски, мольберт и т. д.). – Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор. Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.

5. Задание № 2.

 Воспитатель обращается к группе. – Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге? Я прививки не боюсь: Если надо уколюсь. (Услуга.)

Три девочки – три школьницы –

Купили эту вазу. (Товар.)

Шел трамвай десятый номерПо бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек. (Услуга.)

Папа к зеркалу садится:

– Мне постричься и побриться! (Услуга.)

В магазине, как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно-белого мышонка,

Попугайчиков зеленых –

Неразлучников влюбленных. (Товар.)

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти. (Товар.)

Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.

6. Задание № 3. Воспитатель дает детям следующее задание. – Раскрась то, что нельзя купить за деньги. Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги.

7. Задание № 4. – Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек в банке у кассы, машина, дом, собака, одежда, кошелек, банковская карта, игрушки, и т. д.).При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка: «товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности», «бюджет», «зарплата». После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.

Высокий уровень (13-15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно  устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень (9-12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех заданий.

Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале.

 3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.

2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.

1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Для того, чтобы определить уровень финансовых представлений каждого ребенка в отдельности, необходимо сначала вычислить средний  балл по каждой категории (потребности, труд, товар, деньги, семейный бюджет). Для этого необходимо сложить баллы, полученные за выполнение каждого задания, и разделить на количество заданий по данной категории. Итоговый балл ребенка получается путем сложения средних баллов по каждой категории. Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами: 13–15 баллов – высокий уровень; 9–12 баллов – средний уровень; 8 и менее баллов – низкий уровень. Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.

№ п\п

Фи ребенка

Категории

Потребности

Труд

Товар

Деньги

Семейный бюджет

Задание №1

Игра «Магазин»

Задание  №4

Иигра «Кто что делает?»

Задание  №4

Задание  №1

Задание  №2

Задание  №3

Задание  №4

Задание  №1

Игра «Магазин»

Задание  №3

Задание  №4

Игра «Магазин»

Задание  №4

  1. Условия реализации программы

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей. Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др. Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

6. Литература

1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2015.

2. Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 20116. – 384 с.

 3. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2017.

4. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2016.

5. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.- сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2015.

6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2018.

7. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 2015.

8. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2014.

9. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

 10. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2016.

11. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2017. 12. Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2011.

 13. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2016.

14. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

15. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2017. 61

16. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2014.

17. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2015.

 Интернет-ресурсы

1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html

2. http://www.nsportal.ru/

 3. http://www.festival.1september.ru/

 4. http://www.poskladam.ru/

5. http://www.detsadmickeymouse.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»

Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и экономическое в...

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»

Методическая разработка «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе по теме «Поможем роботу Бину»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе по теме «Поможем роботу Бину»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности «Сбербанк» (подготовительная к школе группа)

Во время занятия дети узнают , что такое сберегательный банк, кто работает в сбербанке. Узнают,что деньги в сбербанке не просто хранятся , а еще и "растут"....