Адаптированная образовательная программа
методическая разработка (младшая группа)

Сенченко Надежда Игоревна

Индивидуальный маршрут сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад№44»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАННИКА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Составители:

учитель – логопед

                                                                                                         воспитатели:

                                                                                       

                                                                                                         Ознакомлен:

                                                                           Родители - ___________

                                           подпись

____________________

                                                                                                                                 расшифровка фамилии

Ачинск, 2019

Ф.И. О.  

 Дата рождения

Заключение ПМПК от «» _____г. Протокол №___

По результатам психолого-медико-педагогического обследования  имеет особенности физического и психологического развития. Нуждается в создании условий для получения образования коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано организация образовательного процесса по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного общего образования обучающихся с ОНР 1 уровня

Я   ___________________________________________________________________________

                                                  (Ф.И.О. родителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию  адаптированной  образовательной программы для моего ребёнка __________________________________________________

                                                      (Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь выполнять рекомендации педагогов и консультативно посещать занятия согласно расписанию. О возможном не достижении планируемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств предупрежден(а).

Подпись родителя (законного представителя) _____________________________________


1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дошкольное образование в МБДОУ " Детский сад №44"осуществляется в соответствии с «Образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», разработанной рабочей группой МБДОУ в контексте нормативных требований Закона РФ «Об образовании», приказа Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014,  СанПин 2.4.1.3049-13,  на основе:

           - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

- «Основная образовательная программ дошкольного образования»

- «Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В.Нищевой,

АОП имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.  Определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности, и имеющих тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи (далее - ОНР), I уровень речевого развития, направлена на разностороннее развитие ребенка  дошкольного возраста с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ребенком уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательной программы начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности, коррекцию недостатков в речевом развитии детей.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель АОП- проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе полной интеграции действий всех специалистов МБДОУ и родителей (законных представителей).

Задачи «Программы»: 

-создать условия для овладения ребёнком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической и фонематической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования

-способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

-создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

-обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

-способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Основные задачи образовательных областей:

(см. АООП ДО для детей с ТНР п. 1.1.2. стр.3)

1.1.3 Принципы и подходы к формированию АОП (см. АООП ДО для детей с ТНР п. 1.1.3. стр.5)

1.1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Логопедическое представление (Приложение 1)

Педагогическая характеристика (Приложение 2)

1.2 Планируемые результаты освоения программы

(целевые ориентиры)

Целевые ориентиры освоения Программы детьми

старшего дошкольного возраста с ТНР

(3-4 лет)

Логопедическая работа

Ребенок:

-способен к устойчивому эмоциональному контакту свзрослым и сверстниками;

-проявляет речевую активность способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

-понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

-понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

-различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

-называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

-участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов с добавлением жестов);

-рассказывает двустишья и простые потешки;

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

-выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

-соблюдает в игре элементарные правила;

-осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

-проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

-ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т. п.);

-замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

-может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

- обладает сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

-отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

-выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

Познавательное развитие

Ребенок:

- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

-создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;

-показывает по словесной инструкции и может назвать два четыре основных цвета и две-три формы;

-выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

-выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу показанному взрослым;

-обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

-воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

-использует в игре предметы -заместители;

-усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

-обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

-обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

-считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

-знает реальные явления и их и изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

-обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

Речевое развитие

Ребенок:

-испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

-стремится к расширению понимания речи;

-пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

-использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;

-использует простейшие коммуникативные высказывания.

-использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут дополняться жестами;

-произносит простые по артикуляции звуки;

-воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

-раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

-создает предметный схематический рисунок по образцу;

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

-проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культурыи искусства;

-эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

-знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;

-владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разнойтолщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослою;

-прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

-с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Физическое развитие

Ребенок:

-проходит по гимнастической скамейке;

-ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

-обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

-реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

-выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

-стремится принимать активное участие в подвижных играх;

-использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий.  

«Программа» включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольником с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно.

Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.

Содержание педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия.

 Для реализации Программы проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она ориентирована  на совершенствование психофизических механизмов развития воспитанника  с ТНР, формированию у него предпосылок полноценного функционирования высших психических функции речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Организационная форма коррекционно-развивающей работы рассматривается в «Программе» как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы методами, приемами и применяемыми видами деятельности.

Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности.

Направления логопедической работы.

Основное значение придается стимулированию речевой активности ребенка с ТНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационно потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей.

На логопедических занятиях в ходе ознакомления с окружающей действительностью дошкольник с ТНР учат понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Процесс формирования импрессивной речи детей направлен не только и не столько на пополнение речевого запаса, сколько на дифференциацию понятий, лексических значений слов и грамматических форм. Этому способствует работа по развитию слухового восприятия детей, уточнению произношения простых по артикуляции звуков и овладению слоговой структурой слов.

На логопедических занятиях дети с ТНР приобретают первичные умения и навыки, на основе которых в дальнейшем осуществляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятельности. Основная задача формирования экспрессивной речи детей - обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами.

Сформированные учителем-логопедом речевые умения необходимо систематически уточнять, расширять и закреплять на занятиях, проводимых различными специалистами - участниками образовательного процесса, а также в повседневной жизни родителями.

Педагогические ориентиры:

-преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;

-развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;

-развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;

-расширять понимание речи детьми;

-развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;

-учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);

-формировать элементарные общие речевые умения.

Подготовительный этап логопедической работы

Основное содержание

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Основной этап логопедической работы

Педагогические ориентиры:

-преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;

-развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;

-развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;

-расширять понимание речи детьми;

-развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;

- учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);

-формировать элементарные общие речевые умения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на первой ступени направлено на формирование у детей навыков игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным обогащение первичных представлений о тендерной и семейной принадлежности.

Совместная образовательная деятельность педагогов с воспитанником с  ТНР предполагает следующие направления работы:

-формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов;

-воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;

-обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу - не хочу» «могу - не могу», «нравится - не нравится»).

На основе формирования представлений о себе и окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, происходит накопление ими словарного запаса.

   Образовательную деятельность в рамках указанной образовательной области организуют воспитатели, согласуя ее содержание с тематикой работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Социально - коммуникативное развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.

Образовательная область «Познавательное развитие»

В процессе разнообразных видов деятельности, осуществляемой вместе с взрослыми, дети узнают о функциональных свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные, временные и другие связи и зависимости между внутренними и внешними, пространственными свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» на первой ступени обучения обеспечивает:

-развитие у детей с ТНР познавательной активности;

-обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта;

-формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;

-формирование представлений об окружающем мире;

-формирование элементарных математических представлений.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Познавательное развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам:

1. Конструктивные игры и конструирование.

2. Преставления о себе и об окружающем природном мире.

3. Элементарные математические представления.

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание образовательной области «Речевое развитие» на первой ступени коррекционно-образовательной работы направлено на формирование у детей с ТНР потребности в общении и элементарных коммуникативных умений. Учитывая, что для детей с первым уровнем речевого развития характерно полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте), решение задач образовательной области «Речевое развитие», соотносится с содержанием логопедической работы. Она направлена на ознакомление детей с доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и доступной детям речевой активности, стимулирование развития лексикона, способности к подражанию речи, диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности.

Большое внимание уделяется знакомству детей с литературными произведениями. Воспитатели рассказывают детям сказки, читают стихи, короткие рассказы организуют театрализованные игры по их сюжетам.

Общение детей необходимо развивать, прежде всего, в процессе игровой, изобразительной и конструктивной деятельности, в ходе формирования у них навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, формирования представлений о себе об окружающем мире, в живом и естественном общении взрослых и детей во всех ситуациях жизни в дошкольной организации.

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Предметно - игровые ситуации, стимулирующие желание ребенка устанавливать контакт с взрослым и с другими детьми. Привлечение детей к предметным и ролевым играм, стимулирующим их интерес к игровое деятельности и развитие умения участвовать в игре (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Социально - коммуникативное развитие» - раздел «Игра»). Формирование связной речи. Создание условий для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и с взрослыми (в различных видах деятельности).

Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и сказок вместе с взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание) (интеграция с логопедической работой).

Рассматривание картин и картинок с содержанием, доступным детям, и беседы по ним: иллюстраций к сказкам, изображений игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и т. п. (интеграция с логопедической работой и образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Ребенок в возрасте трех-четырех лет, в том числе и с ТНР, начинает приобщаться к миру искусства (музыки, живописи). Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ориентирует взрослых участников образовательного процесса на понимание того, что способность к музыкально - эстетической деятельности, являясь универсальной способностью индивида как представителя человеческого рода, на элементарном уровне не требует целенаправленного развития.

Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели, музыкальный руководитель, согласуя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми с ТНР.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени обучения детей с тяжелыми нарушениями речи решаются в разнообразных формах работы, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений о здоровом образе жизни).

Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Физическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание с медицинскими работниками. Активными участниками образовательного Процесса в области «Физическое развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.

2.2 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

см. АООП ДО для детей с ТНР п.2. стр. 43)

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития включает в себя:

1. Диагностический модуль.

2. Коррекционно-развивающий модуль.

3. Социально-педагогический модуль.

4. Консультативно-просветительский модуль.

Направления работы специалистов ДОО:

Учитель-логопед:

- обогащение и активизация словарного запаса;

-развитие слухового внимания и речевого слуха;

-развитие речевой подражательной деятельности в форме любых звуковых проявлений;

-формирование слов, фразы.

Перспективный план индивидуально-коррекционной работы (Приложение 3)

2.3 Организация взаимодействия с семьями воспитанников

см. АООП ДО для детей с ТНР п.2. стр. 58

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды   см. АООП ДО для детей с ТНР п.3. стр. 60

 

3.2. Кадровые условия реализации Программы

Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют следующие педагоги под общим руководством заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе (старшего воспитателя):

-учитель-логопед

-воспитатель,

-инструктор по ФИЗО,

-музыкальный руководитель;

Медицинское сопровождение: невролог, фельдщер ДОО.    

Коррекционная работа осуществляется учителем-логопедом, через подгрупповую и индивидуальную работу в соответствии с учебным планом и планом специалиста.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в организации коррекционной  работы.

Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей групп, дети которых посещают коррекционные занятия, осуществляется в следующих направлениях:

-коррекционно-воспитательное;

-образовательное.

Воспитатель совместно со специалистами участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Воспитатели знают характер этих нарушений и владеют основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а образовательное – подчиненным.

У большинства детей группы комбинированной направленности есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонематические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. В связи с этим основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателей в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.

Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и учителя-логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

-учитель-логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

-воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Основные средства и способы организации коррекционно-логопедической работы

воспитателя:

- артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой);

-пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 - 5 раз в день;

-корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна;

-индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Содержание данных занятий определено программой коррекционно-логопедической работы:

-проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

-повторение лексико-грамматических упражнений;

-упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. (Приложение 5)

Планирование образовательной деятельности

Реализация программы осуществляется во второй младшей группе комбинированной направленности специалистами ДОО, воспитателями, младшим воспитателем группы на занятиях, в совместной деятельности, режимных моментах через ежедневное использование комплексов игр и упражнений, рекомендованных узкими специалистами, а также через посещение индивидуальных (подгрупповых) занятий с узкими специалистами.

Режим занятий. Занятия проводятся учителем-логопедом, 2 раза в неделю по 20 мин. Форма занятий – индивидуальная, подгрупповая. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу на занятиях и в режимные моменты по рекомендациям логопеда, педагога-психолога. Количество занятий и их продолжительность отражены в индивидуальном учебном плане (Приложение 6)

4. Дополнительный раздел

Краткая презентация программы

АОП предназначена для выстраивания коррекционно-образовательной деятельности с воспитанником на основании заключения ПМПК в котором рекомендована АОП для детей с ТНР. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками выстраивается с учетом рекомендаций ТПМПК.

АОП предусматривает решение задач (обучающих, развивающих, воспитательных) по пяти образовательным областям.

Задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной.

Отличительной особенностью программы является применение в образовательной деятельности с детьми ТНР технологий речевого развития.

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Адаптированная образовательная программа предназначена для получения дошкольного образования воспитанником 2 младшей группы комбинированной направленности с тяжёлыми нарушениями речи в бюджетном муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 44».

Используемые примерные программы

АОП разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 44» (2018 г.), АООП МБДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи «детский сад № 44» (2015 г.).

Приложение № 5

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ТНР

2 младшая группа

 Ф. И. ребенка:

Задачи:

 -развитие представлений об окружающем мире;

-обучение доступным знаниям, имеющим практическую направленность и соответствующим возможностям ребенка;

-целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение всех анализаторов;

-расширение, обогащение предметных и пространственных  представлений, формирование и расширение понятий;

-развитие познавательной деятельности;

-обогащение и активизация словарного запаса;

-развитие речевой подражательной деятельности в форме любых звуковых проявлений.

-формирование слов, фразы.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

«Угадай, что звучит?»

Развитие  восприятия  (сенсорных эталонов)

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко низко, далеко – близко)

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

 «Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

Развитие внимания

Развивать объем внимания

Развивать  концентрацию внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развитие памяти

Развивать слуховую память (4 слова, 3-4 звука)

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

Развитие мышления

 Развивать нагдядно- действенное и наглядно образное мышление

 «Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

Развитие воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

- понимание конкретных существительных

- понимание обобщающих слов

- понимание действий

- понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

- понимание форм ед. и мн. числа

существительных

- понимание форм ед. и мн. числа глаголов

- понимание падежных конструкций

- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

- понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

Развитие речи

Развивать лексико-грамматический строй речи

Словообразование

- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Связная речь

- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам

- развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?» (дом. животные

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы - ….»

«Назови животных и их детенышей»

«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Продолжи предложения»

«Ответь на вопрос по картинкам»

«Расскажи сказку по картинкам»

Развитие тонкой моторики рук

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

Социальное развитие

•закреплять представления о себе и о своей семье.  Учить называть свое имя и фамилию, половую принадлежность. Называть имена своих близких, понимать родственные связи

•учить с ребенком адрес, по которому он проживает. Дать представление о городе, в котором он живет.

•продолжать совершенствовать представления  о своих частях тела и лица, их назначении

•формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить»,  «Я устал, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я  не хочу суп», «Я хочу играть» и т.д.

•приучать ребенка  обращать внимание на просьбы других людей;

•продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как у тебя дела?», «Какие у тебя игрушки?»; «Как тебя зовут?» «Кто ты?»; «Давай играть в строитель» и т.д.

•воспитывать бережное  отношение к  игрушкам, вещам, продуктам питания;

•формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия с взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться к взрослым  по имени и отчеству);

•формировать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи;

•удерживать внимание на собеседнике, предмете, деятельности.

        

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.

Учить действовать самостоятельно:

одеваться и раздеваться.

Учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками. Завязывать шнурки. Воспитывать самоконтроль;

приучать аккуратно класть вещи на место (учить вешать и складывать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик, убирать игрушки); во время еды: закреплять навыки правильного удержания ложки во время еды и есть, не проливая суп; пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду; пить из чашки и из стакана; пользоваться салфеткой во время и после еды;

приучать расправлять кровать: складывать покрывало пополам и класть его на стул

Формирование игровой деятельности:

учить воспроизводить цепочку игровых действий (3-4 действия): строительные игры – нагружаем кубики, везем их строить дом;

включать знакомые игровые действия в простой сюжет, постепенно усложняя его (игры: Магазин, Доктор, Повар и др.).

учить выполнять роли в процессе простой сюжетно-ролевой игры: в повара, доктора, музыкального руководителя, няни, шофера и др.

Формирование продуктивных видов деятельности

Сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.

Учить узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке)  реальные предметы окружающей действительности.

Учить ребенка использовать материалы и принадлежности по назначению, правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, соблюдая технику безопасности. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Формировать технические навыки.

Способствовать развитию воображения.

Лепка

формировать способы обследования предметов перед лепкой, выполнять лепные поделки с использованием различных приемов («огурец», «апельсин», «банан», «мандарины», «помидор»); учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин, применять стеку;

учить лепить предметы по подражанию («Баранки», «Колобок»).  

 Рисование

вызывать интерес к рисованию: взрослый  на глазах у ребенка рисует и учит рисовать различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши) прямые, круговые линии, действуя  рукой ребенка, давая образец на другом листе. учить дорисовывать картинку: ленточки к шарику, веревочку к машинке и т.д.;  учить раскрашивать картинки , не выходя за край рисунка;

учить рисовать знакомые предметы по образцу; соотносить цвета изображаемых предметов с реальными.

      Конструирование и ручной труд

Развивать согласованность действий обеих рук, формировать захват предметов (ладонный захват, ладонно-пальцевой захват, щепоть, пальцевой)

учить строить конструкции по показу, образцу и речевой инструкции.

       Аппликация:

познакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу: учить наклеивать  простые предметы по показу - «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме»;

учить Ребенка располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы - мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики  и  т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...