Организация проектной деятельности в средней группе по теме: «Кипит самовар, во все стороны пар»
проект (средняя группа)

Хазанова Виктория Валентиновна

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Цель: расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta_pro_samovar.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в средней группе по теме:

«Кипит самовар, во все стороны пар»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (3 неделя)

Участники проекта:  дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность: 
Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще – область прошлого. Но, как ни странно, они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Цель:

  • расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения;
  • развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки;
  • обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.);
  • развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа;
  • формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций;
  • Дополнить уголок по патриотическому воспитанию необходимой атрибутикой по теме проекта, а также всем необходимым для проведения сюжетно- ролевой игры «Чаепитие у самовара»
  • побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития;
  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • воспитывать уважение к предметам старины.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы элементарные знания о народных традициях.
  • Дети заинтересованы темой о самоваре, проявляют познавательную активность.
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Продукт проектной деятельности:

  • Сюжетно-ролевая игра « Чаепитие у самовара».
  • Мини-выставка «Русский самовар»

План реализации проекта
I этап – подготовительный

  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка конспектов занятий.
  • Подбор игр по теме.
  • Подготовка атрибутов для игр, занятий с детьми.
  • Сбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).
  • Подготовка презентаций для родителей и детей.
  • Подготовка ТСО.
  • Беседа с родителями и педагогами «Участие в проекте «Батюшка Самовар»
  • Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.

II этап – познавательно-творческий
Работа с детьми:

  • НОД «Знакомство с самоваром» (ознакомление с окружающим миром).
  • НОД «Самоварчик» (изобразительная деятельность – лепка).
  • НОД «Золотые завитки на самоваре» (изобразительная деятельность – рисование в технике хохлома)
  • Аппликация «Самовар с баранками»».
  • Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирог», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники».
  • Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».
  • Сюжетно-ролевые игра «Чаепитие у самовара».
  • Дидактические игры «Кухонная утварь», «Накроем на стол».
  • Дыхательное упражнение «Чайничек».
  • Физкульминутки «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка».
  • Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих чаепитие, различные виды и формы самоваров.
  • Просмотр презентации «Необыкновенная история о чудо-самоварах и русской самоварной традиции».
  • Чтение: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Даниил Хармс «Иван Иваныч Самовар».
  • Прослушивание мелодий: «Пых-пых, самовар», «Барыня – Самовар».

                                                 Работа с родителями:

  • Папка-передвижка «Самовар».
  • Консультация для родителей «Сохраним добрые, народные - обычаи и традиции»

                                                 Работа с педагогами:

  • Создание альбома «Русский самовар».
  • Консультация «Приобщение детей к народным традициям».

III этап – заключительный

  • Создание мини-выставки «Русский самовар» 
  • Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие у самовара»

Вывод:

Проект «Кипит самовар, во все стороны пар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стала интересная мини - выставка про самовар и сюжетно-ролевая игра « Чаепитие у самовара». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

Используемая литература:

  • Комарова Т.С. – Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Шанина С.А., Гаврилова А.С. – Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. (Готовимся к школе). – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.
  • Лещинская В.В., Иевлев А.И. – Развивающие игры с детьми до 3-х лет. (Серия: «Домашняя библиотека»). – ООО «Аделант», 2010.
  • Коваленко З.Д. – Аппликация семенами. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  • Стефанова Н.Л. – Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Новиковская О.А. – Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.
  • Интернет-ресурсы.


Консультация для родителей «Сохраним добрые, народные - обычаи и традиции»

 У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение, русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Как не вспомнить слова пушкинской Татьяны: «Мне скучно, поговорим о старине». Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть… «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его. Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию. В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов. В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие – и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла. От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки – обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек, выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб. Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках. Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера. Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу. Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание. В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг. Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка. Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Статья на тему: Организация проектной деятельности в младших группах.

В данной статье рассказывается о том, как правильно организовывать проекты в младших группах. Виды проектов и их особенности....

Организация проектной деятельности в средней группе по теме «Снеговик – лучший друг Деда Мороза».

Тип проекта: информационно - творческий;Длительность проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы....

Технологическая карта организации проектной деятельности подготовительной коррекционной группы "Наш новый друг - дубок"

В данной карте мы использовали информационно-коммуникативные, здоровсберегающие, поисково-позновательные и проблемно-игровые технологии....

Технология организации проектной деятельности детей среднего возраста по теме: "Сказочная жар- птица"

Используя в качестве воспитания декоративное искусство, позволяет эффективно развивать у ребенка творческую фантазию, хороший эстетический вкус, а также являясь по происхождению искусством народным, п...

Консультация «Организация проектной деятельности в младших группах»

Консультация «Организация проектной деятельности в младших группах»...