Главные вкладки

    Особенности организации проектной деятельности в условиях группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.
    статья по коррекционной педагогике по теме

    в помощь воспитателям

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности организации проектной деятельности
    в условиях группы
     компенсирующей направленности для слабовидящих детей с амблиопией и косоглазием

    В нашем детском саду уже пятнадцать лет работает группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей с амблиопией и косоглазием,

    где дети не только обучаются, но и лечатся. Организация воспитательно-образовательного процесса в данной группе имеет следующие особенности.

    При построении коррекционно-развивающей среды в нашей группе особое значение приобретает личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогом и детьми, так как в силу своих особенностей дети не в полной мере могут использовать визуальный канал восприятия. Это значит, что в воспитательно-образовательном процессе с детьми с нарушением зрения педагог больше, чем со здоровыми детьми, опирается на аудиальный и кинестетический каналы восприятия. Например, воспитатель не показывает детям, как им нужно встать, а подходит к каждому из них со спины и, взяв руки ребенка, ставит их в нужное положение со словесной инструкцией.

    Кроме того, у всех детей нашей группы разная степень дефекта зрения – есть воспитанники с амблиопией (пониженной остротой зрения), косоглазием, некоторые дети периодически носят окклюдер(заклейку).

    Необходимо отметить, что группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей с амблиопией и косоглазием – разновозрастная, что вызвано большим количеством детей с нарушением зрения в городе, нуждающихся в особом подходе. Так, группу посещают дети от 3-х до 6-ти лет. Например, у трехлетнего ребенка плохо развита речь и другие психические функции, культурно-гигиенические навыки только формируются. Шестилетний ребенок, естественно, сильно превосходит малыша по своему уровню развития. Данное положение вещей вносит коррективы в сетку занятий.

    Все эти особенности вызывают определенные трудности в работе педагога.

    В настоящее время в дошкольной педагогике большую популярность завоевал метод проектов. На наш взгляд, проект не только обучает чему-либо. Главная его функция – это воспитание исследовательской личности.

    Как в условиях нашей группы придумать тему проекта? Темой может стать любой объект, явление, ситуация. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда искаженную информацию. Мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные в результате того, что способность овладеть различными предметно-практическими действиями по подражанию у них ниже, чем у нормально видящих сверстников. Вот почему детей с амблиопией и косоглазием необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы.

    Так родился проект «Ловкие ручки – зоркие глазки». Проект посвящен изготовлению нового, интересного, полезного пособия для зрительной гимнастики с детьми коррекционной группы с нарушением зрения.

    В процессе работы над проектом дети при помощи таблицы исследовали характеристики пуговиц и давали им оценку на уровне «хорошо» – «плохо». В результате данной работы ребята выбрали наиболее подходящие для изготовления пособия пуговицы. Затем эти пуговицы были пришиты на ткань по контуру рисунка – так получились елочка, забавный цыпленок и рыбка. Эти пособия используются нами не только для гимнастики для глаз и упражнений для пальчиков, но и как украшения в группе.

    В результате исследовательского проекта «Очки нужны и для меня они важны» у детей формируется привычка самостоятельно следить за своими очками, носить их постоянно, контролировать себя и других детей.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что степень участия каждого ребенка в проектной деятельности разная. В силу разного возраста и степени дефекта зрения дети участвуют только в этапах проекта, соответствующих их возможностям. Например, дети 3-4-х лет в проекте «Ловкие ручки – зоркие глазки» принимали участие в последнем этапе данного проекта – пользовались пособием для зрительной гимнастики. В проекте «Очки нужны и для меня они важны» только Кристина, будучи единственным ребенком старшего дошкольного возраста в группе, могла взять интервью у сотрудников детского сада и составить фантастический рассказ по алгоритму.

    Результаты проведенной работы,  в исследовательском проекте «Мой помощник нос и его возможности» показали, что исследовательская деятельность по развитию обонятельной чувствительности у детей с нарушением зрения способствует положительной динамике в способности детей воспринимать, различать и успешно использовать запахи для получения более полной информации о происходящем вокруг, а также помогает лучше ориентироваться в пространстве и в быту. Кроме того, дети научились готовить обонятельный анализатор (нос) к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Узнали о значении обоняния для слепых и слабовидящих людей. Познакомились с правилами ухода за полостью носа, а также с техникой безопасности при вдыхании запахов. Познакомились со свойствами обоняния: предметной соотнесенностью, дистанционностью, избирательностью. Узнали о влиянии запахов на эмоции человека,  его настроение. Научились различать запахи по интенсивности: сильные и слабые. По количеству: однородные и смешанные. У детей развивается умение пользоваться информацией, получаемой с помощью обоняния, в расширении познавательных возможностей и облегчении пространственной, бытовой и социальной ориентировки.

    Творческий проект «Лечебная гимнастика для глаз» направлен на мотивацию детей к созданию модифицированных тренажеров для активизации навыков регулярного выполнения гимнастик для глаз и внедрение в ежедневный режим дня детей с нарушением зрения таблицы самоконтроля по выполнению лечебных гимнастик.

    В исследовательском проекте «Мяч, лечащий наши глаза» дети сами находят пути исправления зрительных дефектов с помощью игр с мячом. Играя в эти игры, дети укрепляют боковые мышцы глаз, улучшают кровоснабжение глазных тканей, восстанавливают свое зрение.

     В результате проектов «Ловкие ручки – зоркие глазки», «Очки нужны и для меня они важны», «Лечебная гимнастика для глаз» и «Мяч, лечащий наши глаза» воспитанники нашей группы сделали вывод о необходимости заботы о своем зрении, выполнении ежедневной гимнастики, упражнений для глаз, постоянного ношения очков.

    Нашу группу посещают и дети-инвалиды. У многих кроме зрительного восприятия недостаточно развиты умения и навыки осязательного восприятия предметов и окружающего мира. В исследовательской работе «Молнией овладею – все преодолею» дети учатся навыкам самообслуживания через введение комплекса упражнений для развития мелкой моторики.

    Все проекты в разное время принимали участие в городском конкурсе исследовательских работ и проектов старших дошкольников «Я - исследователь», а также во всевозможных Всероссийских конкурсах, на которых неоднократно занимали призовые места.

    Но время не стоит на месте – дети растут, старшие ребята уходят в подготовительную группу, а малыши приходят. Появляются новые проблемы, в решении которых нам помогает проектная деятельность.

    У нас особая группа: группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей с амблиопией и косоглазием, которую посещают и дети-инвалиды. У детей нарушено зрительное восприятие, в связи с этим у многих недостаточно развиты умения и навыки осязательного восприятия предметов и окружающего мира.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Способы органихзации и содержания работы с родителями в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

    Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ...

    Конспект НОД в рамках ОО "Коммуникация" в старшей группе для слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием по теме "О рыбаках и рыбках"

    Основная цель НОД: автоматизация звуков Р и Рь в связной речи, упражнение детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.В качестве наглядности мною использованы сюжетные картинки из пособия:...

    Утренняя гимнастика в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.

    Комплексы утренней гимнастики в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием, на год....

    Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...