"Русские народные сказки" Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Перова Елена Анатольевна

В наше время русская народная сказка неоправдано забыта. а сколько поколений русских людей выросло на русских сказках. в них глубокий смысл и огромная воспитательная сила. Постоянно сталкиваясь в работе с тем, что дети плохо знают наши сказки, некоторые даже не могут сказать название самых простых сказок, мы решили познакомить детей , вызвать интерес к  русским народным сказкам. С этой целью был создан проект "Русские народные сказки". Данный проект долгосрочный. Его длительность 6 месяцев. Проект творческо - игравой. Для реализации проекта были привлечены родители детей группы, музыкальный и физкультурный руководители. В ходе проекта кроме тематических занятий и игр были проведены два конкурса: конкурс мягкой игрушки и конкурс - выставка книжек- малышек. В группе появилась традиция каждую среду мы в первой половине дня читали детям сказку, а вечером, они рисовали иллюстрации к этой сказке. Так в группе появилась "Большая книга сказок". Как итог проекта дети группы сыгрвли для родителей спектакль "Теремок". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:


Название проекта: «Русские народные сказки»

Тип проекта: творческо – игровой, групповой

Длительность проекта: долгосрочный, 6 месяцев, X - III

Автор проекта: Перова Е.А

Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель

Актуальность 

Русская народная сказка служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказка знакомит детей с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни.

В наше время русская народная сказка постепенно уходит из жизни наших детей. А ведь в ней столько мудрости, глубокого смысла, русского языка, т.е. всего того, чего так не хватает современным детям. Как обидно становится, когда ребята взахлёб пересказывают непонятные мультики с непонятными героями, суть которых они даже не понимают и при этом не знают простые русские сказки. Для того, чтобы реабилитировать русскую народную сказку, мы решили организовать в нашей группе проект и назвали его «Русские народные сказки»

Цель проекта: развивать у детей интерес к русской народной сказке

Задачи проекта 

Для детей:

Развивающие

  • Развивать у детей интерес к русской народной сказке.
  • Развивать речь детей как средство общения.
  • Развивать у детей творческие способности, умение создавать сюжетные композиции по знакомым сказкам в рисунке, лепке, аппликации.
  • Развивать ловкость, координацию движений с помощью народных подвижных игр.
  • Развивать интерес к народному творчеству.

Обучающие

  • Формировать у детей умение инсценировать небольшие сказки выразительно передавая текст, используя мимику и жесты.
  • Расширять у детей представления о многообразии окружающего мира.
  • Формировать умение оценивать поступки героев и высказывать своё отношение к их поступкам.
  • Развивать у детей воображение, восприятие, внимание, память, мышление, умение кодировать и декодировать информацию.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей чувство справедливости, отзывчивость, способность к сочувствию, состраданию.

Для педагогов:

  • Создать условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Побуждать детей участвовать в инсценировках сказок.
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к героям сказок.
  • Помочь почувствовать красоту и выразительность, мелодичность русского языка.
  • Привлечь родителей, музыкального и физкультурного руководителей к участию в проекте.
  • Познакомить детей с русскими народными подвижными играми, песнями.

Для родителей:

  • Помочь ребёнку в сборе и оформлении материала для проекта.
  • Принимать активное участие в осуществлении проекта в группе.
  • Оказывать посильную помощь воспитателям по созданию условий для реализации проекта.

Предполагаемые результаты:

Данный проект предполагает:

  • накопление у детей знаний о русских народных сказках, проявления интереса к ним;
  • у детей открываются творческие способности, проявляется эмоциональность, улучшаются познавательная активность, любознательность, инициативность, самостоятельность;
  • речь становится более выразительной;
  • расширяется кругозор;
  • родители приобщаются к жизни детей в группе, детском саду.
  • у родителей формируется активная позиция в воспитании детей.

Этапы проекта:  

 

I этап: Подготовительный (7.10 – 31.10)

  • Обогащение развивающей среды книгами, иллюстрациями Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва, наборами открыток по русским народным сказкам, разными видами театра.
  • Беседа с детьми о том, что такое сказка, её отличие от других литературных произведений (потешки, скороговорки, небылицы)
  • Объявление конкурса мягкой игрушки «Мой любимый сказочный герой» (31. 10).

II этап: Основной (2.11 – 28.02)

Область «Речевое развитие»

  • Чтение и слушание русских народных сказок с последующим обсуждением

«Теремок»

«Пузырь, соломинка, лапоть»

«Три медведя» (в обработке Л. Толстого)

«Вершки и корешки»

«Гуси – лебеди»

«Волк и семеро козлят»

  • Настольный театр «Три медведя»
  • Дидактическая игра «Расскажи сказку»
  • «Семейная сказка» (сочинение сказок детьми совместно с родителями  по принципу комиксов)
  • Слушание семейных сказок

Область «Художественно – эстетическое развитие»

  • Аппликация по сказке «Вершки и корешки», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста»
  • Рисование по прочитанным сказкам и создание альбома «Мы рисуем сказку»
  • Лепка «Три медведя», «Снегурочка», «Волк и козлята»
  • Раскраски по русским народным сказкам
  • Слушание детских русских народных песен
  • Изготовление пригласительных билетов на спектакль для родителей

Область «Познавательное развитие»

  • Дидактическая игра «Узнай сказку» (мнемотехника)
  • Презентации о художниках – иллюстраторах русской сказки Е.М. Рачёв и Ю.А. Васнецов.
  • Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом»

Область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Беседы о героях сказок, их поведении
  • Сказкотерапия по сказкам

«Три медведя» (культура поведения в обществе)

«Волк и семеро козлят» (безопасность дома)

  • Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
  • Изготовление элементов костюмов и декораций к спектаклю по сказке «Теремок» силами родителей и педагогов
  • Голосование и подведение итогов конкурса мягкой игрушки «Мой любимый сказочный герой» (25. 11. – 29.11)
  •  Награждение победителей конкурса «Мой любимый сказочный герой» (04.12)

Область «Физическое развитие»

  • Подвижные русские народные игры

 «Горелки»

«Дедушка - рожок»

  • Пальчиковые игры

«Пять братьев пальчиков»

«Замок»

  • Хороводные игры

«Пузырь»

«Берёзка»

«Ходит Ваня»

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей
  • Участие родителей в конкурсе мягкой игрушки «Мой любимый сказочный герой»
  • Участие родителей в изготовлении книжек – малышек, придумывании сказки вместе с детьми
  • Участие родителей в подготовке спектакля по сказке «Теремок» (изготовление костюмов)

III этап: Заключительный (2.03 – 24.03)

  • Спектакль для родителей по сказке «Теремок» (24.03)
  • Выставка книжек - малышек «Сказка за сказкой» (семейная сказка)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребёнка»

  1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки?
  • Каждый день
  • Раз в неделю
  • Редко (1 раз в месяц и реже)

  1. Какие сказки предпочитает Ваш ребёнок?
  • Русские народные
  • Волшебные
  • Авторские
  • Современные

  1.  Есть ли у Вашего ребёнка любимая сказка?
  • Да
  • Нет 

      Если есть, то какая? __________________________________________

  1. Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал?
  • Да
  • Нет
  • Редко

  1. Рассказывает ли ребёнок сказку Вам или своим игрушкам?
  • Рассказывает
  • Редко
  • Никогда

  1. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания?
  • Да
  • Нет

  1. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребёнок вопросы?
  • Всегда
  • Редко
  • Не задаёт

  1. Узнает ли ребёнок сказки по иллюстрациям?
  • Да узнаёт
  • Затрудняется 

9.  Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра

  • Настольный  
  • Пальчиковый  
  • Кукольный  
  • Другие  

10.  Придумываете ли Вы сказки?

  • Для ребёнка
  • Вместе с ребёнком
  • Не придумываю

                                           СПАСИБО!

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Замок»

На двери висел замок.
Да никто открыть не мог.

Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.

Потянули,

Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны.

Покрутили,

Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой.

Постучали

Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга.

И открыли.

Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

 

«Пять братьев – пальчиков»

«Раз, два, три, четыре, пять! 

Вышли пальчики гулять!

Собрать пальчики в кулак.

Этот пальчик в лес пошёл

Начинайте отгибать пальчики по одному, начиная с мизинца

Этот пальчик гриб нашёл

Безымянный

Этот пальчик жарить стал

Средний

Этот – всё на стол собрал,

Указательный

А этот сел и всё съел,

От того и потолстел.

Большой

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

Идём по столу на выпрямленных 
указательном и среднем пальцах, 
при этом остальные пальцы поджаты

У неё была корзинка,

Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.

А корзинка на пол - бух!

Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух!

Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество 
разогнутых пальцев соответствует тексту.


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

«Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не лопайся!

«Березка»

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, белена, белена,

А макушка зелена, зелена.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит песня, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зеленеька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С ветрами играет.

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Горелки»

Цель: для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим.

  1. Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

  1. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Дедушка-рожок»

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!»- и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!»

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

«Волки во рву»

Цель: формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Ход игры: для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров)«Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одним из «волков». Если «зайчика» осалили, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в жаркие страны».

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении...

Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)

Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое  восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...

Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную  речь.  Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...

Сценарий игры-драматизации по мотивам русской народной сказки "Теремок" в коррекционной группе компенсирующей направленности

Сценарий игры-драматизации по мотивам русской народной сказки "Теремок" для детей с ограниченными возмжностями здоровья (ЗПР) старшего и подготовительного возраста....

Конспект совместной деятельности по русской народной сказке "Три медведя" в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Итоговое занятие представляет собой просмотр презентации с одновременным выполнением заданий в соответствии с темой. Занятие проводят два педагога – учитель-дефектолог и воспитатель. Данное...