"Русские народные сказки" Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
В наше время русская народная сказка неоправдано забыта. а сколько поколений русских людей выросло на русских сказках. в них глубокий смысл и огромная воспитательная сила. Постоянно сталкиваясь в работе с тем, что дети плохо знают наши сказки, некоторые даже не могут сказать название самых простых сказок, мы решили познакомить детей , вызвать интерес к русским народным сказкам. С этой целью был создан проект "Русские народные сказки". Данный проект долгосрочный. Его длительность 6 месяцев. Проект творческо - игравой. Для реализации проекта были привлечены родители детей группы, музыкальный и физкультурный руководители. В ходе проекта кроме тематических занятий и игр были проведены два конкурса: конкурс мягкой игрушки и конкурс - выставка книжек- малышек. В группе появилась традиция каждую среду мы в первой половине дня читали детям сказку, а вечером, они рисовали иллюстрации к этой сказке. Так в группе появилась "Большая книга сказок". Как итог проекта дети группы сыгрвли для родителей спектакль "Теремок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_skazka.docx | 45.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Русские народные сказки»
Тип проекта: творческо – игровой, групповой
Длительность проекта: долгосрочный, 6 месяцев, X - III
Автор проекта: Перова Е.А
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель
Актуальность
Русская народная сказка служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказка знакомит детей с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни.
В наше время русская народная сказка постепенно уходит из жизни наших детей. А ведь в ней столько мудрости, глубокого смысла, русского языка, т.е. всего того, чего так не хватает современным детям. Как обидно становится, когда ребята взахлёб пересказывают непонятные мультики с непонятными героями, суть которых они даже не понимают и при этом не знают простые русские сказки. Для того, чтобы реабилитировать русскую народную сказку, мы решили организовать в нашей группе проект и назвали его «Русские народные сказки»
Цель проекта: развивать у детей интерес к русской народной сказке
Задачи проекта
Для детей:
Развивающие
- Развивать у детей интерес к русской народной сказке.
- Развивать речь детей как средство общения.
- Развивать у детей творческие способности, умение создавать сюжетные композиции по знакомым сказкам в рисунке, лепке, аппликации.
- Развивать ловкость, координацию движений с помощью народных подвижных игр.
- Развивать интерес к народному творчеству.
Обучающие
- Формировать у детей умение инсценировать небольшие сказки выразительно передавая текст, используя мимику и жесты.
- Расширять у детей представления о многообразии окружающего мира.
- Формировать умение оценивать поступки героев и высказывать своё отношение к их поступкам.
- Развивать у детей воображение, восприятие, внимание, память, мышление, умение кодировать и декодировать информацию.
Воспитательные
- Воспитывать у детей чувство справедливости, отзывчивость, способность к сочувствию, состраданию.
Для педагогов:
- Создать условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Побуждать детей участвовать в инсценировках сказок.
- Способствовать формированию эмоционального отношения к героям сказок.
- Помочь почувствовать красоту и выразительность, мелодичность русского языка.
- Привлечь родителей, музыкального и физкультурного руководителей к участию в проекте.
- Познакомить детей с русскими народными подвижными играми, песнями.
Для родителей:
- Помочь ребёнку в сборе и оформлении материала для проекта.
- Принимать активное участие в осуществлении проекта в группе.
- Оказывать посильную помощь воспитателям по созданию условий для реализации проекта.
Предполагаемые результаты:
Данный проект предполагает:
- накопление у детей знаний о русских народных сказках, проявления интереса к ним;
- у детей открываются творческие способности, проявляется эмоциональность, улучшаются познавательная активность, любознательность, инициативность, самостоятельность;
- речь становится более выразительной;
- расширяется кругозор;
- родители приобщаются к жизни детей в группе, детском саду.
- у родителей формируется активная позиция в воспитании детей.
Этапы проекта:
I этап: Подготовительный (7.10 – 31.10)
- Обогащение развивающей среды книгами, иллюстрациями Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачёва, наборами открыток по русским народным сказкам, разными видами театра.
- Беседа с детьми о том, что такое сказка, её отличие от других литературных произведений (потешки, скороговорки, небылицы)
- Объявление конкурса мягкой игрушки «Мой любимый сказочный герой» (31. 10).
II этап: Основной (2.11 – 28.02)
Область «Речевое развитие»
- Чтение и слушание русских народных сказок с последующим обсуждением
«Теремок»
«Пузырь, соломинка, лапоть»
«Три медведя» (в обработке Л. Толстого)
«Вершки и корешки»
«Гуси – лебеди»
«Волк и семеро козлят»
- Настольный театр «Три медведя»
- Дидактическая игра «Расскажи сказку»
- «Семейная сказка» (сочинение сказок детьми совместно с родителями по принципу комиксов)
- Слушание семейных сказок
Область «Художественно – эстетическое развитие»
- Аппликация по сказке «Вершки и корешки», «Заюшкина избушка», «Заяц – хваста»
- Рисование по прочитанным сказкам и создание альбома «Мы рисуем сказку»
- Лепка «Три медведя», «Снегурочка», «Волк и козлята»
- Раскраски по русским народным сказкам
- Слушание детских русских народных песен
- Изготовление пригласительных билетов на спектакль для родителей
Область «Познавательное развитие»
- Дидактическая игра «Узнай сказку» (мнемотехника)
- Презентации о художниках – иллюстраторах русской сказки Е.М. Рачёв и Ю.А. Васнецов.
- Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом»
Область «Социально – коммуникативное развитие»
- Беседы о героях сказок, их поведении
- Сказкотерапия по сказкам
«Три медведя» (культура поведения в обществе)
«Волк и семеро козлят» (безопасность дома)
- Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
- Изготовление элементов костюмов и декораций к спектаклю по сказке «Теремок» силами родителей и педагогов
- Голосование и подведение итогов конкурса мягкой игрушки «Мой любимый сказочный герой» (25. 11. – 29.11)
- Награждение победителей конкурса «Мой любимый сказочный герой» (04.12)
Область «Физическое развитие»
- Подвижные русские народные игры
«Горелки»
«Дедушка - рожок»
- Пальчиковые игры
«Пять братьев пальчиков»
«Замок»
- Хороводные игры
«Пузырь»
«Берёзка»
«Ходит Ваня»
Работа с родителями
- Анкетирование родителей
- Участие родителей в конкурсе мягкой игрушки «Мой любимый сказочный герой»
- Участие родителей в изготовлении книжек – малышек, придумывании сказки вместе с детьми
- Участие родителей в подготовке спектакля по сказке «Теремок» (изготовление костюмов)
III этап: Заключительный (2.03 – 24.03)
- Спектакль для родителей по сказке «Теремок» (24.03)
- Выставка книжек - малышек «Сказка за сказкой» (семейная сказка)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей
«Сказка в жизни вашего ребёнка»
- Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки?
- Каждый день
- Раз в неделю
- Редко (1 раз в месяц и реже)
- Какие сказки предпочитает Ваш ребёнок?
- Русские народные
- Волшебные
- Авторские
- Современные
- Есть ли у Вашего ребёнка любимая сказка?
- Да
- Нет
Если есть, то какая? __________________________________________
- Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал?
- Да
- Нет
- Редко
- Рассказывает ли ребёнок сказку Вам или своим игрушкам?
- Рассказывает
- Редко
- Никогда
- Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания?
- Да
- Нет
- Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребёнок вопросы?
- Всегда
- Редко
- Не задаёт
- Узнает ли ребёнок сказки по иллюстрациям?
- Да узнаёт
- Затрудняется
9. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра
- Настольный
- Пальчиковый
- Кукольный
- Другие
10. Придумываете ли Вы сказки?
- Для ребёнка
- Вместе с ребёнком
- Не придумываю
СПАСИБО!
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Замок»
На двери висел замок. | Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите. |
Потянули, | Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны. |
Покрутили, | Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой. |
Постучали | Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга. |
И открыли. | Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны. |
«Пять братьев – пальчиков»
«Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! | Собрать пальчики в кулак. |
Этот пальчик в лес пошёл | Начинайте отгибать пальчики по одному, начиная с мизинца |
Этот пальчик гриб нашёл | Безымянный |
Этот пальчик жарить стал | Средний |
Этот – всё на стол собрал, | Указательный |
А этот сел и всё съел, От того и потолстел. | Большой |
«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка, | Идём по столу на выпрямленных |
У неё была корзинка, | Ладони соединяются "ковшом" – корзинка. |
А корзинка на пол - бух! | Ударяем сомкнутыми ладонями |
Полетело десять (девять, восемь) мух! | Разводим руки в стороны, шевеля пальцами |
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
«Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т. е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не лопайся!
«Березка»
Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.
Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:
Ты, березка, белена, белена,
А макушка зелена, зелена.
Летом-то мохнатенька,
Зимой сучковатенька.
Где ты стоишь, там и шумишь!
Пока звучит песня, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:
Березка зеленеька,
По весне веселенька,
В чистом полюшке стоит
Да листочками шумит.
Ветки завивает,
С ветрами играет.
Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:
А осенью слякотной,
Осенью холодною,
Березка нарядная,
Краса ненаглядная,
Дождем умывается,
С красотой прощается.
Корни усыхают,
Листья опадают.
Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Горелки»
Цель: для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим.
- Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
- Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Дедушка-рожок»
Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.
Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!»- и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!»
Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
«Волки во рву»
Цель: формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одним из «волков». Если «зайчика» осалили, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в жаркие страны».
Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении...
Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)
Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»
Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «За пятью печатями»
Материал может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.
Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...
Сценарий игры-драматизации по мотивам русской народной сказки "Теремок" в коррекционной группе компенсирующей направленности
Сценарий игры-драматизации по мотивам русской народной сказки "Теремок" для детей с ограниченными возмжностями здоровья (ЗПР) старшего и подготовительного возраста....
Конспект совместной деятельности по русской народной сказке "Три медведя" в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Итоговое занятие представляет собой просмотр презентации с одновременным выполнением заданий в соответствии с темой. Занятие проводят два педагога – учитель-дефектолог и воспитатель. Данное...