Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое восприятие.
2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных представлений.
3. Закрепить четкое произношение звука [О].
4. Работать над просодической стороной речи, развивать длительный плавный выдох.
5. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа и синтеза (выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции,
учить детей анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО).
7. Упражнять в образовании единственного числа имен существительных от множественного.
8. Развивать координацию речи с движениями.
9. Развивать внимание, память, мышление .
10. Знакомить детей с буквой О.
11. Учить детей анализировать звукобуквенные ряды: ОИ, ИО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква [О]»
учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны
(г. Краснодар «Детский сад № 195)
Тема недели: «Продукты питания». Тема НОД: «Знакомство с буквой О».
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- коммуникация;
- здоровье.
Технологии:
- использование игровых методов;
- игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания;
- здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: упражнения для
развития общей моторики, пальчиковая гимнастика;
- коррекционные технологии: психогимнастика.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое восприятие.
2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных представлений.
3. Закрепить четкое произношение звука [О].
4. Работать над просодической стороной речи, развивать длительный плавный выдох.
5. Совершенствовать у детей навыки звукового анализа и синтеза (выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции,
учить детей анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО).
7. Упражнять в образовании единственного числа имен существительных от множественного.
8. Развивать координацию речи с движениями.
9. Развивать внимание, память, мышление .
10. Знакомить детей с буквой [О].
11. Учить детей анализировать звукобуквенные ряды: ОИ, ИО.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- демонстрационные предметные картинки со звуком [О];
- зеркала;
- кукла Маша;
- игральный кубик;
- пеналы для звукового анализа;
- кассы букв, тетради;
- поощрительные наклейки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Задание 1. Общее расслабление.
- Какое сейчас время года? – Осень.– Давайте представим, что подул сильный осенний ветер:
Дует ветер нам в лицо, (Обмахивают лицо кистями рук.)
Закачалось деревцо. (Машут над головой поднятыми руками.)
Ветерок все тише, тише. (Приседают, опуская руки к полу.)
Деревцо все выше, выше. (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх.)
Задание 2. Массаж лица.
– Ветер нагнал тучи и пошел дождик (Массаж лица: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
Задание 3. Развитие мимических мышц.
- Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.
- Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
- Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
- А теперь пройдите к своим местам.
Задание 4. Развитие слухового внимания.
- Сейчас сядет тот, к кому я обращусь шепотом. Будьте внимательны.
II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Задание 5. Знакомство со звуком [О]. (На доске предметные картинки: картофель, морковь, помидор.)
- Как все это можно назвать одним словом? – (Овощи)
- Какой первый звук в слове овощи? - (Звук [О])
(Перед зеркалами объяснить детям правильную артикуляцию звука [О]:
- губки округлены и слегка вытянуты вперед;
- зубки закрыты губками;
- язычок лежит на дне ротика;
- горлышко «работает» (дети руками на горлышке контролируют
вибрацию).
Дети перед зеркалами правильно произносят звук [О], затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.
Педагог объясняет, что звук [О] можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). - «Какой же это звук?» - «Гласный». – «Каким цветом мы его обозначим?» - «Красным».
Педагог показывает символ звука [О]: мальчик болеет и стонет: ООО…
Задание 6. Фонетические упражнения.
(Дети произносят вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
- Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей: ООО…
Произнести вслед за взрослым отрывисто:
- Маша вздыхает: О, О, О…
- Произнести звук [О] столько раз, сколько точек выпадет на игральном кубике.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Поймай звук»:
о, н, р, а, о, ит, он, пы, мо, душ, мак, сон, жук, бак, бук.
Задание 8. Дидактическое упражнение «Много – один» (У меня стекла. А у тебя? –А у меня стекло. Седла – седло, окна – окно, крылья – крыло, перья – перо, колеса – колесо). – Дети, назовите одинаковый последний звук во всех словах. – О.
Задание 9. Выбрать из ряда имен только то, которое начинается на звук [О] (голосом выделять первый звук): Аня, Ира, Антон, Оля, Уля, Иван.
Задание 10. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (Облако)
Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью)
Сер, но не волк,
Длинноух, но не заяц,
С копытами, а не лошадь. (Ослик)
Задание 11. Рассмотреть картинки и с помощью кружка и карточки определить место звука [О] в этих словах.
Задание 12. Психогимнастика.
- Ребята, давайте встанем в круг. Представьте, что на улице холодно, идет дождь. Покажите, как вы замерзли, съежились, дрожите. Давайте изобразим, как будто мы играем с мячом (имитация движений). Поиграли, согрелись, расслабились.
Задание 13. ФКМ (дети выполняют соответствующие тексту движения) - А теперь:
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
Задание 14. Выучить чистоговорку:
О-о-о – я надел пальто.
О-о-о – мне тепло.
(садятся на места)
Задание 15. Знакомство с буквой О. Соотношение звука с буквой.
В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
(В.Степанов)
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
(О.Гофман)
- На что еще похожа буква О? (Буква О из пальчиков: большой и указательный, большой и средний. Нарисовать букву О на столе.)
Задание 16. Расслабление мышц глаз. «Пальминг» (оптическое голодание – автор Т. Новомлынская)
Глазки ладошками закрылись (Опершись о стол локтями,
И в пещере очутились. мягко прикрыть глаза ладонями так,
Раз-два-три, ничего не видим мы… чтобы не было ни одного просвета.
Расслабиться.)
Задание 17. Нормализация тонуса глазных мышц. «Пальчик»
(авт. текст Т.А. Новомлынской )
Пальчик к носу поднесём, (Медленно поднести указательный палец
к носу, не сводя с него глаз.)
А потом отведём. (Отвести палец подальше на вытянутую руку,
следя взглядом.)
Поморгаем, помолчим (Поморгать глазами
И опять всё повторим. и повторить всё сначала.)
Задание 18. Анализ звукобуквенных рядов: ОИ, ИО.
- Дети, вспомните, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии. Я подскажу вам губами (артикуляция без голоса звука [И]) Вспомним стишок про этот звук:
И-и-и – губы к ушкам растяни;
И-и-и – хорошо сиди;
И-и-и – песенку тяни.
- Произнесем: ОИ. Давайте обозначим эти звуки цветными кружочками. (Звуковой анализ: - Назовите первый звук (второй звук) в ряду.)
Откройте домики для букв. Видите, в новой квартире поселилась буква О. Выложите из букв азбуки этот ряд и прочитайте, что получилось. Какая буква стоит слева (справа). А теперь положите еще одну букву О, а слева от нее – букву И. Прочитайте, что получилось?
Давайте попробуем написать букву О. Сначала обведем её по точкам, начинаем писать с правой стороны. А теперь спишите буквенные ряды из ваших азбук.
III. Итог занятия и оценка работы детей.
- О каком звуке сегодня говорили?
- Дайте характеристику звука [О]. Назовите по одному слову со звуком О. (Окна, осы, облако, осень, овощи, Оля, окунь, стол.)
Ребята, вы меня радовали правильными ответами. И сегодня отвечали хорошо … (дать соответствующие наклейки). Отвечали очень хорошо … Отвечали отлично… Давайте встанем и попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".
В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Пересказ описательного рассказа "Собака Кнопка".
В плане-конспекте представлены приемы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу описательного рассказа по опорным картинкам....
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]"
В данном конспекте представлены приемы работы по слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ш]...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе . Тема "Звук и буква "Ч". Делу -время, потехе- час"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи построен на принципе деятельностного подхода к формированию навыка ...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (познание, коммуникация, сенсорика) совместно с педагогом-психологом
Формирования умения правильного построения простого предложения при ответах на вопросы. Развитие речевой активности. Закрепление знаний детей об основны...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР По образовательной области познавательное развитие: математические представления. Тема НОД: «Путеше
Конспект Итоговой непосредственн...
План-конспект подгрупповой непосредственно- образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в лес»
Конспект подгрупповой НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Путешествие в лес"...