Конспект совместной деятельности по русской народной сказке "Три медведя" в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Макарова Ольга Владимировна

Итоговое занятие представляет собой просмотр презентации с одновременным выполнением заданий в соответствии с темой. Занятие проводят два педагога – учитель-дефектолог и воспитатель. 

Данное занятие было представлено на конкурсе "Методические идеи учителя-логопеда, учителя-дефектолога" в номинации "Лучшее компьютерное пособие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_tri_medvedya.docx343.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Конспект совместной деятельности

в группе компенсирующей направленности

для детей 5-7 с ЗПР

по русской народной сказке «Три медведя»

с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Номинация: «Лучшее компьютерное пособие»

Авторы-составители:

учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 37 города Кузнецка

высшей квалификационной категории

Макарова Ольга Владимировна;

воспитатель МБДОУ ДС № 37 города Кузнецка

I квалификационной категории

Гусева Галина Михайловна.

Пояснительная записка.

На сегодняшний день в условиях ФГОС ДО, предлагающий оптимизировать и модернизировать процесс обучения воспитанников, неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса становится использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Актуальность этого вопроса определена необходимостью внедрения инновационных технологий с целью улучшения качества обучения, повышения мотивации детей к получению новых знаний, ускорению процесса усвоения знаний.

Использование ИКТ дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Новые требования к воспитанию и обучению детей позволяют заменить традиционные методы на эффективные современные технические средства.

Наиболее интересными и эффективными из инновационных направлений, на наш взгляд, являются мультимедийные технологии.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Применение мультимедийного принципа не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность воспитанников с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие. 

Благодаря смене изображений, возникновению и исчезновению картинок, внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей.

        Возможности мультимедийных технологий позволили обратить наше внимание на допустимость нового подхода к уже используемым методикам.

На протяжении нескольких лет в коррекционно-образовательной работе нашей группы компенсирующей направленности используется авторская разработка «Мы любим сказку». Особенностью этой методики является то, что непосредственно в текст любой сказки включаются задания, которые позволяют детям не просто слушать, но и самому принимать активное участие в повествовании. Задания легко варьируются в зависимости от особенностей либо одного ребёнка, либо целой подгруппы.

Обычно мы берём уже знакомую детям русскую народную сказку.  И на её основе разрабатывается цикл занятий, направленных на развитие познавательных процессов, зрительных функций, мелкой моторики, речи.

В реализации данного цикла занятий принимают участие все педагогические работники группы – дефектолог, психолог, воспитатель, логопед. Они ведут свою деятельность, опираясь на изучаемую в данный период сказку.

На ранних этапах использования авторской разработки «Мы любим сказу» педагоги использовали бумажный иллюстративный материал, настольные театры, игры-драматизации.

Новизна нашего опыта на сегодняшний день заключается в разработке мультимедийной презентации для итогового занятия по конкретной сказке.  Движения героев, звук, мультипликация позволяют заинтересовать детей и удерживать их внимание длительное время, активизировать и развивать познавательные способности дошкольников.

В данной работе представлен конспект итогового комплексного занятия по русской народной сказке «Три медведя» в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с использованием мультимедийной презентации.

Презентация интересна тем, что дети видят не просто статические картинки. Во время просмотра презентации создаётся обстановка реального общения. Герои сказки передвигаются, как бы присутствуют рядом. И дети выполняют задание с конкретным героем, а не с картинкой.

При этом занятия с использованием компьютера следует проводить при соблюдении СанПиНов, что обеспечивает условия для сбережения здоровья детей.

Помимо того, обязательным является использование игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Содержательная часть.

Итоговое занятие представляет собой просмотр презентации с одновременным выполнением заданий в соответствии с темой. Занятие проводят два педагога – учитель-дефектолог и воспитатель. Это обусловлено тем, что в работу включаются все дети группы. Обычно состав группы неоднороден по уровню психического развития, знаний и умений детей. И возникает необходимость дифференцирования заданий в зависимости от диагноза детей или от уровня их развития.

 Учитель-дефектолог рассказывает сказку «Три медведя» с одновременным просмотром презентации. Для выполнения предложенного задания по сказке (например, «Сложи домик», «Совмести детали стула» и др.) дети вместе со взрослыми по подгруппам выполняют задания в специально организованном месте: либо за столом, либо на ковре и т.д.

Цель: развитие зрительного восприятия в процессе

рассказывания сказки.

Образовательные задачи:

- способствовать расширению и обогащению активного словаря детей;

- развивать навык элементарного пересказа (договаривание фразы, проговаривание предложения из текста;

- закреплять величинные понятия «большой», «средний», «маленький»;

- расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомую сказку.

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать общую и мелкую моторику; 

- стимулировать и активизировать зрительные функции: развивать прослеживающую функцию глаз; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т.д.);

- способствовать снятию аккомодационного напряжения в процессе выполнения упражнений (после работы вблизи – перемещение взгляда вдаль);

- развивать зрительно-моторную координацию;

- упражнять в зрительном восприятии контурных изображений предметов;

- упражнять в умении собирать из отдельных деталей целое;

- развивать умение детей узнавать знакомых сказочных персонажей по основным характерным признакам;

- развивать речевой слух: узнавать персонаж на слух;

- совершенствовать графические навыки;

- продолжать развивать психические процессы: мышление, память, внимание.

Воспитательные задачи:

- развивать у детей интерес к сказкам, способствовать развитию чувства сопереживания (радость, огорчение, желание помочь) героям сказок;

- воспитывать умение взаимодействовать с партнерами, желание оказывать помощь.

Оборудование:

- презентация по сказке «Три медведя»;

- «сказочные ворота» (дуга для подлезания, украшенная сказочными персонажами;

- сборный поролоновый домик;

- шнуровка «Домик»;

- контурное изображение чашки;

- пластилиновые шарики для выкладывания по контуру;

- аппарат «Огонёк»;

- прибор «Пушка»;

- настенный и мини- офтальмотренажёр «Тропинки»;

- пальчиковые маски «Медведи»;

- лазерная указка.

Ход ООД

Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Ребята, я хочу пригласить вас в сказку «Три медведя».

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами – волшебный сказочный лес. Чтобы в нем очутиться, нужно сказать волшебные слова и пройти через сказочные ворота.

Сквозь ворота я пройду

И в волшебный лес зайду.

(Дети проходят через «сказочные» ворота и встают перед экраном).

Вот и сказочный лес).

(Слайд 3 – лес).

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Три медведя.

(Слайд 4 – Маша по тропинке идёт к домику).

Однажды пошла Маша в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, да пришла к лесной избушке. Давайте и мы построим сказочный домик.

Д/и «Сложи домик».

Какие красивые домики у вас получились! А кто жил в этом домике, мы узнаем, посмотрев на экран.

В домике этом жила семья медведей.

     

        

(Слайд 5 – зрительная гимнастика «Три медведя»).

Отца звали Михайло Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Её звали Настасья Петровна. Она была поменьше. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

Дом был пуст – медведи ушли гулять по лесу.

(Слайд 6 – комната в домике).

Маша вошла в дом и увидела на столе… А что она увидела, вы узнаете, выполнив задание.

Д\у «Узнай посуду».

(I подгруппа выполняет задание «Выложи силуэт чашки пластилином»,

II подгруппа выполняет задание на аппарате «Огонёк»

«Обведи чашку по контуру»).

        Встаньте перед экраном и будем дальше слушать сказку.

(Слайд 7 – появляются чашки с кашей, Маша присаживается ко всем чашкам, съедает кашу из Мишуткиной чашки и ломает стульчик).

И вот увидела Маша на столе три миски с кашей. Большая, была Михайлы Иваныча. Средняя - Настасьи Петровны. А самая маленькая - Мишуткина.
        Попробовала Маша кашу из большой миски, потом из средней, а из   маленькой Мишуткиной всю кашу съела.

Стала Маша качаться на маленьком стульчике и сломала его.

(Слайд 8 – Маша в спальне).

Пошла Маша в другую горницу. Там стояли три кровати. Легла она на большую - слишком просторно; легла на среднюю -  слишком высоко; а маленькая пришлась ей как раз впору. Маша и заснула.

Мы с вами тоже немного отдохнём. Для этого ложитесь на коврик, чтобы вам было удобно. Посмотрите на потолок.

Д/у «Мерцающие узоры».

(Звучит спокойная музыка. Дети ложатся на ковер и рассматривают на потолке узоры с помощью прибора «Пушка». Учитель-дефектолог: «Звёзды мерцают, переливаются, помогают нам отдохнуть и набраться сил для дальнейшего пути»).


         А в это время медведи возвращались из лесу домой. И шли они каждый по своей тропинке. И мы пройдём вместе с ними по тропинке.

(Работа на офтальмотренажёре «Тропинки»).

        По синей дорожке шёл Михайло Иваныч. По красной дорожке шла Настасья Петровна. По зелёной дорожке бежал Мишутка.

        А теперь будем дальше слушать сказку перед экраном.

(Слайд 9 – медведи в домике у стола).

Вернулись медведи домой и увидели, что кто-то пробовал их кашу, а Мишуткину кашу съел и сломал стульчик.

Давайте поможем медведям и починим стульчик Мишутки.


(Д/у «Совмести детали стула»).

Слушайте продолжение сказки.

(Слайд 10 – медведи в спальне).

Пошли медведи в другую горницу. Мишутка увидел в своей кроватке девочку и запищал: «Вот она! Держите её!».

Увидев медведей, Маша очень испугалась, вскочила и побежала домой. И медведи её не догнали.

(Слайд 11 – Маша бежит домой).

Вот и закончилось наше путешествие. Как называется сказка? Понравилась вам она? Кого мы встретили в сказке? Кто вам больше всего понравился?

Предполагаемые результаты:

- закрепление знаний содержания сказки «Три медведя»,

- увеличение словарного запаса,

- активизация зрительных функций,

- увеличение концентрации внимания,

- увеличение скорости мыслительных операций.

Перечень используемой литературы и инфоисточников.

  1. Русская народная сказка «Три медведя»
  2. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2004.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/14/ispolzovanie-ikt-v-korrektsionno-razvivayushchey-rabote-s-detmi-s-ovz
  4. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/opytrabotypoznavatielnoierazvitiiedietieidoshkolnoghovozrastachieriezispolzovaniieeliektronnykhdidaktichieskikhighr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».

формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое  дыхание, мелкую моторику;-формировать  представления детей о воздухе и его свойствах;  - п...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности на тему « Игра-путешествие по Санкт-Петербургу»

Начинать патриотическое воспитание надо еще в дошкольном возрасте. Вкдь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вы...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности «Идет Волшебница- Зима»

Конспект  совместной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности«Идет Волшебница- Зима» Цель:   - Способствовать закреплен...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Здравствуй Зимушка. Зима» Цель: уточнить и систематизироват...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР «Мы ребята деловые»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Закрепление полу...