Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-грамматических категорий, развитию коммуникативных способностей. Конспект составлен с учётом тематического подхода к воспитательно-образовательному процессу, который способствует более глубокому погружению детей в материал и позволяет сделать его более интересным. Вживаясь в сказочную ситуацию, дети думают, рассуждают, выполняют умственные операции, тренируют внимание, усидчивость, терпение. В процессе деятельности у дошкольников формируются качества, необходимые для достижения общей цели.

Предложенный конспект может быть использован педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проблемы в усвоении  учебного материала при подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku_o_poteryannom_vremeni.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект непрерывной образовательной деятельности

               в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»

 Программное содержание:

  1. Вызвать у детей желание помочь сказочным героям вернуть молодость, воспитывать умение работать коллективно  для достижения общей цели.
  1. Уточнить и расширить представление детей о времени, часах, часовых поясах.
  2. Продолжать учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

4.  Закрепить цифры, порядок расположения чисел натурального ряда.

  1. Продолжать учить ориентироваться на листке бумаги в клетку (математический диктант).
  2. Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, причастий от глаголов.
  3. Упражнять в подборе слов - паронимов, определять звуки, которыми они отличаются.
  4. Выявить степень овладения зрительным синтезом, объединением элементов в целостный образ.
  5. Развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

 чтение  художественного произведения  Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», знакомство с часами, работа детей в музее часов, заучивание пословиц, поговорок, песенок, частушки, стихов и загадок о часах и о времени.

Материал:

  • Книга Шварц «Сказка о потерянном времени;
  • Цифры;
  • Игра «Что лишнее?»;
  • Игра «Разрезные картинки»;
  • Картинки с изображением разных видов часов;
  • Ковролинограф с контуром часов и стрелками, картинки к словам - паронимам;
  • Блоки Дьенеша (часы разных геометрических форм и цвета );
  • Макеты часов;
  • Картинки цветов;
  • Тетради в клетку, простые карандаши;
  • Фотографии человека от младенчества до старости;
  • Звукозапись боя курантов;
  • Сказочные герои: Петя Зубов, Наденька Соколова, Вася Зайцев.

Ход:

В группу с шумом и криком вбегают 3 старика: бабушка - Наденька Соколова, дедушка Петя Зубов, дедушка Вася Зайцев. Они прыгают на скакалке, стреляют из пистолета, рогатки, толкаются, ссорятся, дразнятся.

Воспитатель: Это что за безобразие! Пожилые люди, а ведут себя хуже, чем дети. Вот у Вас, дедушка (обращается к Пете Зубову), борода седая, а Вы кричите и деретесь, да еще из рогатки стреляете.

Петя: Какой же я дедушка? Я вовсе и не дедушка. Я Петя Зубов, ученик 3 класса.

Вася: Я Вася Зайцев.

Надя: Я Наденька Соколова.

Воспитатель: Да вы посмотрите на себя в зеркало!

Сказочные герои смотрят в зеркало...

Наденька: Что же с нами случилось? Ведь еще вчера мы были школьниками, а теперь старики, одинокие и несчастные старики. Не будет у нас теперь ни мамы, ни папы, ни детей, ни внуков.

Вася: А главное мы ничему не успели научиться. Настоящие старики - это ученые, академики, мастера. А кому мы нужны, если мы только ученики 3 класса, да еще учились на двойки и тройки. Нам даже пенсии не дадут, мы ведь ничего не умеем.

Петя: Что же с нами теперь будет?

Плачут.

Воспитатель: Вот ведь как оказывается устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. А злые волшебники разведали об этом и стали ловить ребят, теряющих время понапрасну. А время, потерянное ребятами, забирают волшебники себе. И становятся волшебники малыми детьми, а ребята - стариками. Как же быть? Что делать? Неужели не вернуть ребятам потерянной молодости?

Старики: Ребята, помогите нам, пожалуйста.

Воспитатель: А мне кажется, в одной книге уже описывалась такая же история. Кто помнит, как она называется? Может она нам поможет?

Берут книгу «Сказка о потерянном времени». В ней цифры - задания:

I. «Собери волшебные часы»

Давайте соберем волшебные часы. Что есть у всех часов? (цифры, циферблат, стрелки - длинная и короткая). Из чего можно сделать циферблат? (Из обруча, скакалки….)

Разложите цифры по порядку. Из чего можно сделать стрелки? (Из указок, карандашей…)

Чтобы вернуть старикам молодость, надо стрелки волшебных часов повернуть обратно.

         Первое задание мы выполнили. Переставим длинную стрелку на 1 час назад.

II. «Цветочные часы»

Воспитатель:

Разложить картинки цветов по циферблату (по времени, когда какие цветы раскрываются).

Козлобородник – в 3 часа,

 мак – в 4 часа,

шиповник – в 5 часов,

 лён – в 6 часов,

 одуванчик -7 часов,

ноготки – в 9 часов,

кисличка – в 10 часов,

 осот – в 11 часов.

 Переставим длинную стрелку на 1 час назад.

III. «Выручайка» .

 Петя Зубов:

Уважаемые дети! Вспомните пословицы, поговорки, песенки, названия сказок, рассказов, частушки, стихи и загадки о часах и о времени.

Переставим длинную стрелку на 1 час назад.

IV.«Заколдованные круги»        

Воспитатель:        

Работа с блоками Дьенеша.

Задание: разложить все круглые часы  в зеленый обруч, все красные часы - в синий обруч.

Рисунок №2

Переставим длинную стрелку на 1 час назад.

V. Игра «Что лишнее? »

Вася: выбрать часы, непохожие на остальные.

Переставим длинную стрелку на 1 час назад.

VI. Математический диктант
Петя:
нарисовать часы (по клеточкам)

2 клеточки вправо, 1-вниз, 3-вправо, 1-вниз, 1-вправо,6-вниз, 1-влево, 1-вниз,3-влево,1-вниз,1-вправо, 1-вниз,4-влево, 1-вверх,1-вправо, 1-вверх, 3-влево, 1-вверх, 1-влево, 6-вверх, 1-вправо,1-вверх, 3-вправо, 1-вверх.

Рисунок №1

 VII. Часики (т, т')

Физкультминутка «Тик - так»

Наденька:

Дети проговаривают «тик - так».

Все часы идут вот так:

Тик - так, тик - так.        (Наклоны головы в стороны)

Смотри скорей, который час:

Тик - так, тик - так.        (Раскачиваться в такт, руки в противоположную сторону)

Налево - раз, направо - раз:

Тик - так, тик — так.        (Повороты в стороны)

Мы тоже с вами можем так:

Тик - так, тик - так.        (Наклоны в стороны)

Переставим длинную стрелку на 1 час назад.

VIII. «Покажи который час» (за столами)

Петя:

Игра «Покажи который час»

Наша планета Земля разделена на часовые пояса. Их всего 24. Когда в Москве и у нас утро, то в Америке и на Дальнем Востоке - ночь. Так происходит потому, что Солнце освещает нашу планету неравномерно. Я вам буду называть  страну и говорить, показывать  или отстукивать, который час в этой стране. А вы на своих часах это время будете устанавливать.

Москва  - 10 часов  утра,

 Англия  -  5 часов утра,

Украина - 11 часов утра,

Бразилия – 3 часа утра,

Франция – 6 часов  утра

                IX. «Сложи часы»
Вася:

Игра «Сложи часы» (разрезные картинки 6 и 8 частей)

         Передвигают стрелку на 1 час назад.

X. «Какие часы»

Наденька: Какие бывают часы?

 Если часы висят на стене – это настенные часы.

 Находятся на башне –  башенные.

 Стоят на полу –  напольные.

Стоят на столе –  настольные.

 Носят на руке – наручные.

Носят в кармане – карманные.

Часы с песком – песочные.

Часы с водой – водяные.

Часы из цветов – цветочные.

Показывают при помощи солнца – солнечные.

 При  помощи  огня –  огненные.

 Часы, работающие на механизмах – механические,

 на кварце – кварцевые,

на электробатарейке – электронные.

Если часы работают, значит, они работающие,

спешат – спешащие,

сломались — сломанные,

отстают – отстающие,

отремонтированы – отремонтированные,

тикают – тикающие,

бьют куранты – бьющие.

  Передвигают стрелку на 1 час назад.

XI. «Разложи по возрасту»

Воспитатель: Как вы думаете, что такое время? Как оно движется?

Иногда,  кажется, медленно (когда чего- то ждешь), иногда — быстро. Но всегда время идёт вперёд. А можно время увидеть? - Да, можно.

Можно увидеть, как меняется человек с того момента, как он родился до старости.

Задание: разложите картинки (фото) по возрасту, от младенчества до старости.

Передвигают стрелку на час назад

XII. «Звуковые часы»

Наденька:   (Работа с ковролинографом)  

Подберите слова -  картинки, похожие по звучанию:

 мышка – мишка,

 цапля – капля,

 жук – лук,

тень – пень,

зайка — майка,

коса - коза.

Стрелки часов и длинная, и короткая остановились на 12.

Звучит звукозапись боя часов.

Герои убегают, возвращаются уже детьми-учениками. Благодарят детей, обещают больше не тратить время  напрасно.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по сказке о потерянном времени. Этим ребятам мы помогли. А вы помните, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет!


Методические рекомендации

Предварительная работа: чтение  художественного произведения  Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», знакомство с часами, работа детей в музее часов, заучивание пословиц, поговорок, песенок, частушек, стихов и загадок о часах и о времени.                                                                                                                                                                    Мини - музей часов поможет

-обогатить предметно – развивающую среду группы,

-формировать у дошкольников представления о музее,

-расширить кругозор ( знания об истории часов),

-формировать элементарные представления о необратимости времени,

-развивать чувство времени: различать длительность временных интервалов( 1, 5,10 минут, 1 час),

-учить определять время по часам,

-обогатить словарь детей,

-знакомить с художественной литературой ,фольклором по теме «Часы. Время».

Примерный план экскурсии:

  1. Что такое время?
  2. Загадывание загадок.
  3. Игра «Цепочка времени»
  4. Рождение гномонов (солнечных часов).
  5. Водяные часы, их устройство.
  6. Огненные часы.
  7. Цветочные часы.
  8. Виды знаменитых часов мира.

                                                             

 Приложения

Рисунок   1                                                                                                                                                                            

Рисунок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в жаркие страны».

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в обучении...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Страна Игрушек"

Интеграция детской деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной.Используемые технологии: технология исследовательской деятельности, здоровье - сберегающая технология, ТРИЗ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» тема: «В гостях у зайчика»

Занятие на  узнавание и называние геометрических фигур;умение составлять образ  из геометрических фигур опираясь на образец: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Закрепить умение о...

Конспект открытого подгруппового мероприятия непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Зима. Зимующие птицы" Звук [С]. Буква "С".

Цель: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются,  как люди помогают птицам в зимнее время....

Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности по рисованию «Зимний пейзаж»

Конспектнепрерывно образовательной деятельностив подготовительной группе компенсирующей направленности по  рисованию«Зимний пейзаж»...