Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский наш родной»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Топычканова Татьяна Николаевна

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить  свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Для детей с задержкой психического развития характерна эмоционально-волевая незрелость, обусловленная своеобразием формирования их поведения и личностных особенностей. У детей страдает сфера коммуникации: уровень коммуникативной деятельности находится на более низкой ступени развития. Дети с нарушениями в развитии иначе, чем нормативно развивающиеся, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: часто инфантильно, не всегда адекватно, некритично. В связи  с этим проблема нравственно-патриотического воспитания приобретает актуальность. Задача специалистов и педагогов выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы к достижению школьного возраста максимально приблизить их к возрастной норме развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида»

Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский наш родной»

                                                             

                     

 Автор проекта:

учитель-логопед                                                                              Топычканова Т.Н.

г. Петропавловск-Камчатский, 2019 г.

Тип проекта: 

 Информационный; по содержанию: ребенок и семья; внутри одной возрастной группы, долговременный.
     Актуальность темы:

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить  свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Для детей с задержкой психического развития характерна эмоционально-волевая незрелость, обусловленная своеобразием формирования их поведения и личностных особенностей. У детей страдает сфера коммуникации: уровень коммуникативной деятельности находится на более низкой ступени развития. Дети с нарушениями в развитии иначе, чем нормативно развивающиеся, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: часто инфантильно, не всегда адекватно, некритично. В связи  с этим проблема нравственно-патриотического воспитания приобретает актуальность. Задача специалистов и педагогов выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы к достижению школьного возраста максимально приблизить их к возрастной норме развития.

Цель проекта:

Формирование первоначальных представлений о родном городе и крае, воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, родному городу Петропавловску-Камчатскому.

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные: стимулировать познавательную активность детей; формировать представления об историческом прошлом и культурном облике родного края; формировать представления дошкольников о макросоциальном окружении  историческом, культурном, географическом, природно-экологическим своеобразием родного региона; расширять знания детей об особенностях  труда взрослых нашего края; расширять и уточнять словарный запас  детей, связанный с содержанием эмоционального и бытового опыта.

Коррекционно-развивающие: Развивать внимание детей к различным видам социальных отношений,  развивать стремление детей передавать различные эмоции в процессе моделировании социальных отношений; развивать память, диалогическую и монологическую речь; общую и мелкую моторику; творческие способности дошкольников.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к  достопримечательностям города, культурным ценностям, природе, уважение к  жителям, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта: дети 6-7лет с задержкой психического развития, родители, педагоги, специалисты сопровождения.

Срок реализации проекта: 1 год

Планируемые результаты:

Дети  обладают начальными знаниями о себе и социальном мире, об истории города и его культурных ценностях, географических особенностях родного края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. Дети осваивают некоторые моральные нормы и правила поведения; оценивают поступки других людей, литературных персонажей. Дети осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх. В рисунках дети отражают региональные особенности родного края, специфику  профессии моряков и военных.  Дети владеют различными средствами межличностного взаимодействия. У детей продолжает развиваться связная речь, речь становится грамотной, .  Повышается родительская компетенция по взаимодействию с детьми по представленной работе.

Реализация проекта.

Планирование по реализации проекта:
1 этап.  Накопительный (информационный, подготовительный)

Включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о крае и  родном городе,  истории, достопримечательностях; диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города; подбор литературного и дидактического материала.

2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)

Включает в себя: мероприятия с детьми в соответствии с перспективным планом,  совместные мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми разного возраста, экскурсию-путешествие по городу, в библиотеку, посещение музея «Вулканариум»,  пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций, фотоматериалы, просмотр видеофильмов.

Октябрь: Тема «Моя малая Родина»

Цель: Знакомство с родным городом и краем.

1. Путешествие «О чем расскажут памятники», для  дошкольников 6-7 лет с ЗПР .

2. «Путешествие  в страну вулканов». Знакомство детей  подготовительной группы ЗПР с миром вулканов родного края в музее «Вулканариум».

3.  Беседа  с детьми  «Национальные костюмы и украшения народов Камчатского края»;

4. Плетение браслетов  с родителями из бисера;

5. Выставка работ  «Украшения собственными руками».

Ноябрь: Тема «Природа родного края»

Цель: Формирование представлений о водоёмах, растительном и животном мире.

1. Беседа с детьми о флоре и фауне Камчатского  края, презентация «Флора и фауна Камчатки»;

2. Чтение художественной литературы о природе;

3. Изготовление из бисера поделок символизирующих природный мир Камчатки;

4. Рассматривание книги В. Гуменюк  "Очарование камчатки" (фоторепортажи), «Живая азбука Камчатки» К. Алейников

Декабрь: Тема «Символика России и нашего города, края»

ЦЕЛЬ: Знакомство с символами и оберегами родного края.

1 Беседа «Земля Кутха».

2. Конкурс работ «Пеликен -оберег моей семьи»;

Январь: Тема «Зимние вида спорта»

Цель: Знакомство с  особенностями спортивной жизни города.

1. История проведения соревнований по зимним видам спорта;

2. Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»;

3. Детская спартакиада «Малышок».(проводится совместно с инструктором по физической  культуре)

Февраль: Тема «Военная история города»

ЦЕЛЬ: Знакомство с историческими событиями родного города.

1. Конкурс поделок и рисунков «Памятники Петропавловска-Камчатского»;

2. Беседы о памятных военных событиях нашего города. 

3. Спортивная игра  «Защитники Отечества».(проводится совместно с инструктором по физической культуре)

Март: Тема «Дружная семья»

Цель: Формирование привязанности к семье, любви и заботливого отношения к её членам.

1. Подготовка к празднику «8 марта» (проводится совместно с музыкальным руководителем)

2.Выставка рисунков «Семейные традиции».

3. Консультация педагога-психолога «Семья это…»

Апрель: Тема «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: Формирование интереса дошкольников  к трудовой жизни города.

1.Экскурсия в библиотеку;

2. Беседа о важности всех профессий нашего края;

3. Презентация «Профессия рыбака»

4. Выставка детских рисунков  «Все профессии Камчатки важны…»;

5. Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Май: Тема «Боевая слава города»

Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с историческими событиями.

1.Изготовление праздничных открыток;

2. Беседа о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.  Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»;

3. Песни военных лет (совместно с музыкальным руководителем).

3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)

 Выставка работ воспитанников  группы компенсирующей направленности  с ЗПР, созданных в ходе проекта «Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский  наш родной» для всех воспитанников МАДОУ «Детский сад №50»

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

 Список использованных источников

1. Вайнштейн И.В., Петров А.В.

Петропавловск-Камчатский, Двенадцать месяцев: фотоальбом.– Петропавловск-Камчатский: «Камчтпресс», 2010.-268с.

2. Город над Авачинской бухтой:(история города Петропавовска-Камчатского)/Ирина Виттер, Александр Смышляев-Петропавловск-Камчатский: холд.комп. «Новая книга», 2011.-312с.

3. Памятники Петропавловска-Камчатского, Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2007,-96с.

4. Пирагис, Александр. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают/Александр Прагис.-Петропавловск-Камчатский: холд.комп. «Новая книга», 2000.-128с.

5. И. Шпиленк "Камчатка, которую я люблю. Истории в кадре и за кадром",

6. «Сказочная Камчатка» А. Агафонова

Интернет-ресурсы:

https://kamchatkaland.ru/note/interesnye-fakty-kamchatki 

https://your-kamchatka.com/history 

Другие ресурсы: Для успешного проведения проекта необходима организация поддержки родителей и других сотрудников детского сада: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, заместитель заведующей по ВМР, воспитатели.

 Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста [Текст] // Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в Африку»

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР   «Путешествие в Африку»...

Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Путешествие в Город Мастеров"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной  группе  компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии&r...

"Русские народные сказки" Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности

В наше время русская народная сказка неоправдано забыта. а сколько поколений русских людей выросло на русских сказках. в них глубокий смысл и огромная воспитательная сила. Постоянно сталкиваясь в рабо...