Консультация для воспитателей: "Организация прогулок в детском саду"
консультация (младшая группа)

Нефедова Ольга Викторовна

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Организация прогулок в ДОУ»

(воспитатель МАДОУ №24-Нефедова Ольга Викторовна)

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.

 Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС ДО  и ООП ДО предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают создать условия развития ребенка, открывающие возможности  для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Содержание работы с детьми на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у дошкольников  интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. МОТИВАЦИЯ. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять цель и задачи, которые ставит перед нами ФГОС ДО.

Задачи прогулок:

  • Способствовать познавательному развитию; расширению знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.
  • Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.
  • Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Формирование социально-коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.
  • Художественно-эстетическое и речевое развитие.
  • Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.
  • Оптимизация двигательной активности.
  • Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Оказывать закаливающее воздействие на организм.

При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Прогулки бывают разных видов:

Типовая — максимально свободная деятельность детей.

Комбинированная (с играми, занятиями, трудом, экскурсией).

Целевая прогулка.

Прогулка – экскурсия - поход.

Прогулка-мероприятие.

Трудовые акции.

Спортивные игры, эстафеты.

На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.

Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать). Прогулки-походы. С ребятами 5–7 лет можно проводить пешие прогулки на территории детского сада или за его пределами с учётом продуманного маршрута и конечной цели. Этот вид прогулки тренирует выносливость дошкольников, активизирует способность наблюдать за окружающим вокруг, выделять то, что поставлено задачей похода (поиск подходящих для поделок природных материалов, узнавание изученных на развивающих занятиях видов птиц, повторение правил дорожного движения). Прогулка-мероприятие. Проводится во время важного события в жизни детского сада (Праздник осени, Масленичная неделя, Пасхальная неделя, День космонавтики, День Победы, Патриотическая неделя, Неделя экологии и т. д.). Задания на прогулке соответствуют тематической направленности события, подчёркивают его важность, создают сопричастность детей. Прогулка-мероприятие может быть посвящена частному случаю в жизни конкретной группы (появился новый инвентарь, завезли песок, пришла пора заниматься озеленением участка). Трудовые акции направлены на осуществление поддержания порядка на территории детского сада, облагораживание площадок и участков. Хорошо, чтобы подобные прогулки с преобладанием коллективной трудовой деятельности фиксировались в памяти ребят. Можно создавать стенгазеты с информацией о проделанной работе, делать фотоколлажи для информационного стенда ДОУ . Спортивные прогулки имеют целью пропаганду здорового образа жизни. Рекомендуется проводить подобные прогулки в разное время года, акцентируя внимание ребят на важности закалки.

Структура прогулки:

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

• Наблюдение, рассматривание

• Трудовая деятельность.

• Индивидуальная работа с детьми.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Подвижные игры.

Наблюдение - это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.

Объекты наблюдений - живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы

(дождь, снег, текущие ручьи).

Виды наблюдения:

Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений.

Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность: устанавливаются факты; формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений у детей; проводятся сопоставления; делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

• индивидуальные трудовые поручения;

• работа в группах;

• коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

  • Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

  Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).

* Младший возраст – 6-10 минут.

* Старший возраст – 10-15 минут.

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В старшем возрасте проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

Значение: расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества; формируются самостоятельность и активность; вырабатываются положительные взаимоотношения со сверстниками.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать ребенка  и обогатить его знания. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация прогулок в детском саду Воспитатель: Нефедова О.В.

Слайд 2

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, что ФГОС ДО и ООП ДО предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках ОД, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является П рогулка .

Слайд 3

Прогулки создают условия для развития ребенка позитивная социализация ребенка, личностное развитие, развитие инициативы, творческих способностей.

Слайд 4

Содержание работы с детьми на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста . Мотивация. Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей.

Слайд 5

Задачи прогулок Способствовать познавательному развитию; расширению знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире. Пополнять активный словарный запас посредством изучения предметов и явлений природы. Развивать мыслительные способности. Учить самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы. Развивать наблюдательность, любознательность, поисково-исследовательскую деятельность, познавательную активность. Формировать социально-коммуникативные навыки в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности. Художественно-эстетическое и речевое развитие. Повышать уровень физической подготовленности дошкольников. Оптимизировать двигательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе, любви к родному краю. Создавать положительный эмоциональный фон. Оказывать закаливающее воздействие на организм.

Слайд 6

Прогулки бывают разных видов: Типовая — максимально свободная деятельность детей. Комбинированная (с играми, занятиями, трудом, экскурсией). Целевая прогулка. Прогулка – экскурсия - поход . Прогулка-мероприятие. Трудовые акции. Спортивные игры, эстафеты.

Слайд 7

Структура прогулки: Наблюдение, рассматривание. Трудовая деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Самостоятельная деятельность детей. Подвижные игры.

Слайд 8

Наблюдение - это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей.

Слайд 9

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОД, повседневной жизни, экскурсий, усваивают знания о труде взрослых.

Слайд 10

Ведущее место на прогулке отводится играм , преимущественно подвижным . В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Слайд 11

Прогулки будут радостными , интересными, познавательными и, достигнут цели при условии , если воспитатель сумеет заинтересовать ребенка и обогатить его знания. Дошкольники будут с огромным интересом смотреть на окружающий их мир и будут стремиться познать его. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Организация прогулки в детском саду"

учить правильно организовывать прогулку. Дать знания о методике проведения прогулки, разновидности прогулки  и ее структуре....

Консультация для воспитателей "Организация праздников в детском саду"

Малериал направлен на осознание сплоченности коллектива и необходимости совместной работы музыкального руководителя и воспитателя при подготовке праздников....

Консультация для педагогов " Организация прогулок в детском саду"

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:1. Оздоровление детей.2. Физическое развитие.3. Развитие самостоятельности.4. Расширение кругозора.5. Ознако...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними. Свежий воздух малышамНужен и полезен!Очень весело гулять нам!И никаких болезней!... Для восп...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними. Свежий воздух малышамНужен и полезен!Очень весело гулять нам!И никаких болезней!... Для восп...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними. Свежий воздух малышамНужен и полезен!Очень весело гулять нам!И никаких болезней!... Для восп...

Консультация для воспитателей «Организация прогулки в детском саду»

Прогулка — время отдыха детей и одновременно продолжения воспитательной работы с ними....