для Аттестации -2020 "Опыт работы по познавательно-речевому развитию дошкольников"
статья

Сурина Любовь Викторовна

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ориентация в окружающем мире.Хорошая речь – одно из условий всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОСП Детский сад № 2                                                                                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
Большеберезниковского муниципального района
Республики Мордовия

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Суриной
Любови Викторовны

На тему:

«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников»

2019 год

Информационная карта педагогического опыта

  1. Автор: Сурина Любовь Викторовна

  1. Занимаемая должность: воспитатель

  1. Стаж педагогической работы в данной должности: 30 лет, квалификационная категория – первая.

  1. Тема педагогического опыта: «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников».

  1.  Место реализации: ОСП Детский сад №2 МБДОУ                                «Б-Березниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковский муниципальный район Республика Мордовия.    

                                                                   

  1. Уровень опыта по степени новизны:. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию умственных способностей детей.
  2. Цель педагогического опыта: Развитие познавательных интересов и способностей детей. Формирование грамотной речи в процессе познания.
  3. Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его актуальности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории.

       

Хочешь быть умным,                                                                                                 научись разумно спрашивать,                                                                                           внимательно слушать,                                                                                                                     спокойно отвечать                                                                                                                  и переставать говорить,                                                                                                     когда нечего больше сказать.

(Лафатер, Иоганн Каспар)

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.                                                                                                                                                                        На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

 Актуальность проблемы заключается в том, что познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных компонентов современного стандарта дошкольного образования и направлено на развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;

- развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;

- формирование у ребенка целостной картины мира;

- совершенствование и обогащение речи ребёнка, которая является одним из необходимых условий познания.

 Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.

Хорошая речь – одно из условий всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Это естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. в решении познавательной задачи.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Дело в том, что родители заняты на работе, свободное время они проводят в соцсетях. Общение детей и взрослых ограничено, чтение сказок и книжек детям происходит не часто.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».

Целью моей работы стало необходимость заботиться о формировании чистой и правильной речи детей, развитие познавательной активности и высокого уровня познавательно-речевой готовности к школе.

Для достижения поставленной цели определила для себя следующие задачи познавательно - речевой деятельности:

1. Развивать познавательную сферу детей через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов, обогащать словарный запас ребенка.

7.Заинтересовать родителей в достижении детьми высокого уровня познавательно-речевой активности и владением ими практическими знаниями и умениями в организации деятельности познавательно-речевого направления в домашних условиях.

Ведущая педагогическая идея опыта: Основная форма работы с детьми- игра. Развитие познавательно-речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности способствует не только усвоению и обогащению знаний, но и активизации речи детей в различных видах деятельности. У дошкольников вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание. Воспитанники не замечают, что в ходе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию, речь. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием.

Технология опыта работы

Свою работу по этой теме я начала с изучения методической литературы. Мной прорабатывалась теоретическая база исследований в данном направлении. В пособии Микляевой Н.В.» Познавательное и речевое развитие дошкольников « систематизированы теоретические основы умственного воспитания дошкольников с позиции познавательного и речевого развития: описаны условия, задачи и этапы, методы и средства образовательной деятельности. Учтены современные требования к представленой модели познавательного и речевого развития и воспитания дошкольников в образовательном процессе детского сада. Затем я провела педагогическое наблюдение за детьми, подобрала методические диагностики познавательного развития, выявила уровни познавательного развития детей, разработала комплекс мероприятий.

•        Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира.

•        Познавательное развитие согласно ФГОС ДО – образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Всем известно, что дети обожают экспериментировать. На улице, дома, в детском саду. Так почему бы не использовать их интерес в образовательных целях?  Применяя проблемно-поисковый метод обучения, мы даем толчок интеллектуальному развитию ребенка и значительный импульс к речевому развитию. Включая в коррекционную работу занимательные опыты, практические и экспериментальные действия, наблюдения, проблемные ситуации, направленные на развитие поисково-познавательной активности, мы даем толчок к развитию связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это -  последовательность мыслей, которые требуют речевого оформления. Новые мысли, возникшие у ребенка в результате поиска, объяснения того или иного факта, рождают у него и новое речевое мышление. И все это требует от ребенка умения подбирать наиболее походящие для выражения данной мысли слова, умение строить синтаксически правильную фразу, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Желание высказать свою мысль, поделиться осенившей догадкой, выяснить что-то непонятное – все это буквально выплескивается у ребенка в процессе такой работы.

Примеры проблем, предлагаемых для разрешения:

- Будет ли медведь домашним животным, если будет жить дома?

- Почему не делают игрушки из стекла?

- Почему маленькие девочки не носят туфли на каблуках?

Поисковый метод:

- Что будет, если принести сосульку домой?

- Что нужно, чтобы получился звук?

 В своей работе с детьми использую такие формы                                                        - Наблюдения

- Беседы педагога с детьми

- Исследования и экспериментирование

- Чтение познавательной литературы

- Встречи с природой

- Рассказы взрослых

- Разбор проблемных ситуаций и их решение

- Разгадывание загадок

- Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера

- Информационные занятия

- Познавательные практикумы

- Игровые мероприятия

- Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий

Основные направления познавательного развития

Формирование элементарных математических представлений

Ребенок и мир природы

Детское экспериментирование

Конструирование

- из различных материалов :

- из природного материала

- из бросового материала

-из строительного материала

Дидактические игры занимают особенное место в познавательно-речевом воспитании детей дошкольного возраста. Только посредством игры, многократно в ней участвуя, ребенок учится запоминать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, выделять качества предметов. В своей работе я использую такие дидактические игры «Найди одинаковы предметы», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Узнай по описанию», «Запомни и повтори» и т.д.       Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Средства и способы познания мира: - через действия, через собственный практический опыт; - посредством слова, т. е. через рассказы взрослых; - благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

       В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития.  Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы? Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", «символ», «знаковые системы», «время». Эти понятия начинают вводиться с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов  климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами («Места где я еще не был»).

       . Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам:   Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).  Также дети получают сведения о неживой природе  «Атмосферные явления», «Климатические зоны», «Времена года», «Солнечная система», «Камни».

       В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплекс, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления

       Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа «Дорисуй», «Дострой», «Составь картинку из геометрических фигур», «На что это похоже?», «Найди сходства», «Найди различия».

      Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинение загадок и составление, и отгадывание кроссвордов.

       Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

       Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: «Что лишнее?», «Что вначале, что потом?», «Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”»

Игры: «Логический поезд»

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

Экспериментирование

       Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

       В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

       Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

       Источником познавательной активности становятся преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Результатом        работы по  познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста  явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.

Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через общение с детьми и родителями. Для его проведения использовала: методы диагностики (наблюдение,анкетирование,беседа)
Диагностика познавательного развития старших дошкольников показала, что уровень сформированности познавательного развития повысился в отношении к окружающему миру. Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.                                     

Через познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком. На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.

Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей увеличился объем памяти и внимания, обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении.

Заключение

Изучая и анализируя научно-методическую литературу по проблеме  развития познавательного интереса старших дошкольников, пришла к выводу, что проблема познавательного развития детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования

Понятие развития речи и познавательного процесса связаны неразрывно и употребляются вместе неспроста. Невозможно развивать речь, не включая ее в познавательный процесс. И, наоборот. Познавательный процесс в идеале должен сопровождаться развитием речи. Насколько грамотной будет речь малыша, какие обороты он будет использовать для изъяснения своих мыслей, зависит от «качества» познавательного процесса.
Так, если дошкольник будет проводить большую часть времени рядом с людьми (семья, воспитатели в ДОУ), которые грамотно говорят, имеют четкое произношение всех звуков, то такая культура речи передастся и ему.  Но не только окружающие люди влияют на развитие речи. Эта функция распространяется и на окружающее пространство. Ребенок не будет разговаривать в «голых» стенах. Поэтому пространство, в котором он «обитает», должно быть насыщенно дидактическими играми и иным наглядным материалом. Чем более обогащенной будет окружающая обстановка, тем больше возможностей у ребенка будет для развития речи.

Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ориентация в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе, к природе и к окружающим людям.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы мышления, сознания.

Жизнь детей в детском саду стала интересней и разнообразней. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием занимаются, играют. В общении с друзьями используют разные виды игр.

Между родителями и коллективом детского сада установлены доверительные отношения.

 

 

 

Литература

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», под ред. Бабаевой
  • Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000
  • Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.
  • Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  • Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
  • Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.
  • Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»

Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...

Опыт работы по познавательно-речевому развитию "Обогащение словаря дошкольников при ознакомлении с природой"

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром....

Формы работы по познавательно – речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС

ФГОС предполагает деление познавательно-речевого развития на две отдельные области: познавательное и речевое.Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...