Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад
методическая разработка

Кострикова Елена Геннадьевна

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи.

Образовательные:

- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

- способствовать социализации воспитанников;

-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях,  людях-тружениках.

Развивающие:

-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;

- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.

Воспитательная:

-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;

-прививать навыки здорового образа;

- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;

-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 комбинированного вида»

Опыт работы представлен

воспитателем Костриковой Еленой Геннадьевной

 Тема:  «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение»

2020-2022 учебный год

Тема:  «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинными патриотами»

                                                (С. Михалков)

Актуальность:

В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.

Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – сформировать умение детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию это проведение экскурсий по родной деревне в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:

- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, социальная действительность),

- художественно – эстетическое развитие (продуктивная),

- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,

- нравственно – патриотическое воспитание,

- работа с родителям.

В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.

Гипотеза. Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.

Задачи.

Образовательные:

- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;

- способствовать социализации воспитанников;

-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях,  людях-тружениках.

Развивающие:

-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;

- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;

- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.

Воспитательная:

-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;

-прививать навыки здорового образа;

- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;

-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями:

Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Ожидаемый результат.

Дети:

- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повышение познавательной и речевой активности;

- усвоение необходимых знаний об особенности природы родного края, о наиболее важных исторических событиях  родной деревне.

Родители:

- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса;

-возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Формы реализации:

-экскурсии;

-непосредственно –образовательная деятельность по развитию речи;

- беседы;

- продуктивная деятельность;

-чтение художественной литературы.

                             План работы на 2020-2021 год

№ п/п

Время проведение экскурсии

         Название экскурсии

1.

Осень

«Библиотека»

2.

«Почта»

3.

«Пешеходные переходы в нашем поселке»

Зима

«Пекарня «Хлебная усадьба»»

«Школа искусств»

«Школьный  парк»

«Стадион»

Весна

«Грачевник»

«Бегуницкая средняя образовательная школа»

«Братское захоронение павших во второй мировой войне»

«Бегуницкий агротехнический лицей»

Лето

«Ивановские горы»

«Храм Архангела Михаила»

«Аллея Гомонтово. Конюшня»

                   План предварительной работы

№ п/п

Экскурсии

         Название мероприятия

1.

Вводная часть

Беседы: «История нашей деревни»;

«Флаг Бегуницкого поселения»;

«Знаменитые люди нашей деревни»

2.

Библиотека

Чтение художественной литературы;

рассматривание книг;

оформление самодельных книжек-малышек из детских рисунков.

3.

Почта

Чтение художественной литературы (С. Я. Маршак «Почта», А. Шибаева «Почтовый ящик);

рассматривание иллюстраций по теме;

изготовление писем и конвертов для своих близких.

4.

«Пешеходные переходы в нашем поселке»

Изготовление макета «улица полна неожиданностей»;

дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «назови дорожный знак»;

НОД по изобразительной деятельности: «Троллейбус»; «Дорожные знаки»; «придумай дорожный знак».

5.

«Пекарня «Хлебная усадьба»»

Беседы: «Откуда хлеб пришел», «Сельскохозяйственные машины на полях», «Грузовик- машина хлебороба»;

НОД по изобразительной деятельности «Хлебные и кондитерские изделия», «украсим торт», «Булочки, баранки»

6.

«Школа искусств»

Знакомство с композиторами и их произведениями в рамках программы ДОУ (презентация);

игра на детских музыкальных инструментах;

дидактическая игра: «Узнай, на чем играют»

7.

«Школьный  парк»

Просмотр презентации: «Зима в парках»:

составление описательного рассказа по картине;

дидактическая игра «Признаки зимы»

8.

«Грачевник»

Беседа на тему: «Перелетные птицы»;

Чтение и заучивание стихов о перелетных птицах

НОД по изобразительной деятельности «Перелетные птицы»

9.

«Бегуницкая средняя образовательная школа»

Рассматривание картины «Школа»;

Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни и заучивание стихов;

Беседы, рассказы взрослых о школьной жизни.

10

«Братское захоронение павших во второй мировой войне»

Просмотр презентации и беседа на тему;

Изготовление искусственных цветов для возложения на братское захоронение

11

«Бегуницкий агротехнический лицей»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Транспорт»;

просмотр презентации «Профессии на селе»;

отгадывание загадок.

12

«Ивановские горы»

Презентация «Лес»;

наблюдение за деревьями на прогулке4

рассматривание иллюстраций;

чтение худ. литературы о природе.

13

«Храм Архангела Михаила»

Презентация «Православные праздники, обычаи»;

рассмотреть иллюстрации с изображением икон, церквей

(обратить внимание на особенности архитектуры)

14

«Аллея Гомонтово. Конюшня»

Просмотр фильма «Лошади»;

чтение художестенной литературы;

нОД по изобразительной деятельности «Лошадки»

Результат работы: Методическое пособие для педагогов «Познавательно-речевое развитие через краеведение» и видеоотчет о проведенных мероприятиях.

Организация работы с семьей по краеведению. 

Работа с родителями содержит следующие разделы:

  1. Бегуницы – моя малая Родина.
  2. Природа земли Бегуницкой.
  3. Праздники и традиции.
  4. Юные экскурсоводы-краеведы.

Раздел представляет собой несомненный интерес для детей дошкольного возраста, расширяет кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, развивает логическое мышление.

Очень важен и такой фактор, как развитие интереса к прошлому и настоящему родного города, приобщение к культуре деревни Бегуницы, его истории, традициям.

Цель первого раздела – познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с наследием деревни Бегуницы.

  1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
  2. Организация консультаций на тему:

«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу».

«Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников».

«Куда повести ребенка в выходной день».

«Храм – дом божий».

  1. Привлечение родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников «Масленица», «День Победы», «Что, где, когда?», «День защиты детей», «Пасха», «Праздник птиц», «Каледа», «Новый год» 

  Раздел «Природа земли Бегуницкой» направлен на то, чтобы объяснить дошкольнику, что и как происходит вокруг него, подготовить малыша к жизни в большом пространстве.

Цель второго раздела – воспитание осознанно-правильного отношения к природе ближайшего окружения.

  1. Групповые родительские собрания «Знакомство с содержанием экологической работы в детском саду»
  2. Анкетирование, опрос родителей по проблемам экологического воспитания детей.
  3. Совместная работа по благоустройству территории детского сада, работы в огороде, совместные экологические походы с детьми.
  4. Эколого-краеведческий поход «Мой родной край».
  5. «Праздник труда и весны»
  6. Тематические выставки: «Природа Бегуницкого края», «Природная кладовая», «Народный календарь», «Наши экскурсии» и т.д.
  7. Консультации: «Необходимы ли домашние животные для ребенка?»,  «Редкие растения Бегуницкого края», «О добре и зле. Отношения: «Человек и животные», «Лекарственные растения Бегуницкого края», «Флористика» и т.д.
  8. Конкурс поделок: осенний конкурс «Поделки из природного материала – удивительное рядом!», «Зимний букет»
  9. Совместное участие в экологических акциях по охране природы: «Чистая деревня– детям!», рисунки на асфальте «Мы любим свою деревню»

Цель раздела – развитие духовно-нравственной культуры ребенка через приобщение его к народной культуре и традициям

Цель раздела – воспитание любви к родному дому, семье, малой родине.

  1. Составление  семейного древо «Наша семья».
  2. Консультации:

      «Русский дом без родства не живет».

     «На всякий случай – свой обычай».

     «Корми деда на печи – сам там будешь».

 

Раздел «Юные экскурсоводы-краеведы» рассчитан на детей старшего, подготовительного возраста.

Цель раздела – развитие дошкольника средствами краеведческо-туристической деятельности, расширение общих представлений детей о своем крае, его истории, природе, мире людей, организуя комплексный подход к интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию дошкольника.

  1. Анкетирование родителей «Экскурсии– да?»
  2. «Круглый стол» на тему «В стране экскурсий»
  3. Совместные экскурсии детей с родителями.
  4. Создание фотовыставки «Бегуницы– глазами детей».
  5. Консультации:

«Как знакомить ребенка с правилами поведения на экскурсии»;

«Вместе весело шагать» (семейные экскурсии);

«Создание виртуальной экскурсии»;

 «Питание ребенка в походе»;

«Лыжные прогулки»;

«Летний отдых всей семьей».

Рекомендации родителям:

  • познакомить детей с родословной своей семьи, с ее историей;
  • создать семейные альбомы, в которых отражены все семейные связи;
  • рассказать детям о семейном быте дедушек и бабушек, семейных традициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Росто...

Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...

Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

        К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...

Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...