ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.
методическая разработка (старшая группа)

Мотошкова Юлия Александровна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим   Ашинского района Челябинской области

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ

 

Формирование коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель

Мотошкова Ю.А..

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Сим, 2020

Содержание

 

Введение

3

 

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

7

1.1.

Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

7

1.2.

Театрализованная деятельность в детском саду.

12

1.3.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

15

 

ГЛАВА II. Целенаправленная педагогическая деятельность по формированию коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности

17

2.1.

Показатели и критерии уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

17

2.2.

Целенаправленная  работа по  формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности

19

2.3.

Анализ результатов педагогической диагностики коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

27

 

Заключение

29

 

Список литературы

30

 

Приложение

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка и ведущую роль в этом играют коммуникативные способности. Они позволяют ребенку распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение.

Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс воспитания и обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием в дальнейшей успешной учебной деятельности.

Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:

-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx115.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим                                                Ашинского района Челябинской области

ОПЫТ РАБОТЫ

Формирование коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

Выполнила:

воспитатель

Мотошкова Ю.А..

        Сим, 2020

Содержание

Введение

3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

7

1.1.

Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

7

1.2.

Театрализованная деятельность в детском саду.

12

1.3.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

15

ГЛАВА II. Целенаправленная педагогическая деятельность по формированию коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности

17

2.1.

Показатели и критерии уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

17

2.2.

Целенаправленная  работа по  формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности

19

2.3.

Анализ результатов педагогической диагностики коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

27

Заключение

29

Список литературы

30

Приложение

32

Введение

     Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка и ведущую роль в этом играют коммуникативные способности. Они позволяют ребенку распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение.

Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс воспитания и обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием в дальнейшей успешной учебной деятельности.

Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:

-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации  работы с детьми, а пребывание детей в дошкольном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него приоритетной и ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Наряду с играми,  эффективным средством развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является   театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность  пользуется у детей неизменной любовью, потому что дети учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Дети знакомятся с окружающим миром, участвуя в театрализованных постановках. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние элементов театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Дети во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, ребёнок принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Проблемой общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Е.О.Смирнова, Ю. Гиппенрейтер и другие. В целом, можно сказать, что проблемы общения дошкольников изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений дошкольников.

Предмет исследования: игры и театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений старшего дошкольника.

Цель, связанная с эффективность работы образовательной организации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через игры и элементы театрализованной деятельности».

Цель, связанная с образованием обучающихся: формирование коммуникативных навыков   каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, формирование общей культуры общения.

В качестве гипотезы педагогического опыта работы выступило предположение о том, что формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников будет особенно эффективно проходить с помощью применения  игр и элементов театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий .
  • Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста  через игры и элементы театрализованной деятельности;
  • Реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игры и элементы театрализованной деятельности;
  • Повысить уровень коммуникативных навыков, развитие воображения воспитанников;
  • Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  • повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования коммуникативных навыков воспитанников;
  • сформирован уровень необходимых коммуникативных навыков воспитанников, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
  • повышен уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
  • Реализован в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игры и элементы театрализованной деятельности;

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют осуществлять формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности и могут быть широко применены ввоспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации, с целью создания условий для развития  каждого ребёнка.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

1.1. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.Сущность понятий «общение» и «коммуникативный навык».

Актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

Общение - это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Понятие «коммуникативные навыки»  относят к процессу общения. В исследованиях Л.С. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева понятия «общение» и «коммуникация» равноценны. А.П. Назаретян рассматривает коммуникацию как составной компонент общения. В психологии в процессе общения выделяют следующие стороны:

  • коммуникативную (передача информации),
  • интерактивную (взаимодействие)
  • перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей [17]. Для общения необходимы сформированные коммуникативные навыки. Что же такое «коммуникативные навыки»? Под коммуникативными навыками педагоги и психологи понимают автоматизированные вербальные и невербальные умения, которые позволяют людям строить общение в разных сферах жизнедеятельности. Очевидно, что коммуникативные навыки – это навыки, которые можно и нужно формировать. Другими словами, нужно формировать у воспитанников умение общаться, учить культуре общения, и начинать нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы. Чтобы у ребёнка не возникло проблем с общением, когда он вырастет необходимо уже в дошкольном детстве развивать у него коммуникативные навыки, и участвовать в этом должны и воспитатели и родители, то есть все взрослые, которые окружают дошкольника. Именно на взрослых ложиться ответственность при взаимодействии, с дошкольником, потому что именно в общении воспитанник усваивает его образцы.

2. Особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Т.Е.Батова и авторский коллектив считают общение и совместную деятельность той основой и тканью, на которой в дальнейшем будет строится вся жизнь детей[4].

В трудах Л.С.Выгодского, М.И. Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему   комфортно жить в обществе людей; благодаря  общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или  сверстника), но и самого себя.

В современном дошкольном образовании развитие коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Коммуникативные способности включают в себя:

- желание вступать в контакт,

- умение организовать общение,

-знание норм и правил общения.

В настоящее время число  работ, посвященных общению детей увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии.

М.И. Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым:

  • ситуативно-личностное,
  • ситуативно-деловое,
  • внеситуативно-познавательное,
  • внеситуативно-личностное

и три формы общения со свертниками:

  • эмоционально-практическое,
  • ситуативно-деловое,
  • внеситуативно-деловое[15].

К старшему возрасту изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. Яркая характеристика общения дошкольников-сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.

Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность  и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.

К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды[8].

Перечисленные особенности  характерны для детских контактов  на протяжении всего дошкольного  возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными  в течение всех четырех лет: общение  и отношения детей проходят сложный  путь развития, в котором можно  выделить три основных этапа :

  • младший,
  • средний
  • старший дошкольный возраст.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился  к его шалостям, поддержал и  усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть  в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные  стороны ровесника.

Решительный перелом в  отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно  предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. На этом этапе не менее  отчетливо проявляется потребность  в признании и уважении со стороны  сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в  их взглядах и мимике признаки отношения  к себе, демонстрирует обиду в  ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно  меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к вне ситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.

Существенно меняются и отношения  между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлечённость ребёнка в деятельность и переживания сверстников.  Часто  старшие дошкольники внимательно  наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших  дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его  желания, предпочтения, настроения. К  шести годам у многих детей  возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

В дошкольном возрасте очень  важно развивать  у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы дошкольники был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя,  всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста процесс довольно сложный и трудоемкий, но очень важный, ведь с развитием будет изменяться и его эмоциональная сфера, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

1.2 Театрализованная деятельность в детском саду.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театральная деятельность позволяет уберечь ребенка от эстетической глухоты.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Задачи театрализованной деятельности в детском саду:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности;
  • Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
  • Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности;
  • Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
  • Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  • Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий с использованием театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Игры- драматизации;
  • Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • Отдельные упражнения по этике;
  • Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Из многообразия средств рекомендуется включать:

  • Специальные театральные этюды и упражнения;
  • Игры на превращения;
  • Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
  • Ритмопластика;
  • Игры на развитие двигательных способностей;
  • Ритмический этюд;
  • Музыкально-пластические импровизации;
  • Жесты;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • зарядка для губ,
  • зарядка для шеи,
  • зарядка для языка.

  • Упражнения на дыхание;
  • Сочини сказку;
  • Придумай диалог;
  • Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
  • Скороговорки.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.

1.3.Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному, коммуникативному развитию детей.

Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у них появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля воспитанники учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей.

В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого спектакля.

Очевидно, что именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Глава II. Целенаправленная педагогическая деятельность по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

2.1. Показатели и критерии уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. Данное дошкольное учреждение работает по Основной образовательной программе дошкольного образования МКДОУ №8, разработанной творческой группой педагогических работников с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом Примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20 мая 2015г. №2/15).

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и  психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Показателями уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, которые определяют направление опытной работы, являются промежуточные планируемые результаты по освоению образовательной области «Коммуникативное развитие» ООП МКДОУ №8 г.Сим (Таблица 1)

                                                                                                               Таблица 1

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»

п/п

Ф.И. ребенка

Уровень сформированности коммуникативных навыков в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных навыков в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил  в общении

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Общий балл

1.

2.

3.

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

  1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

  1. Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла)  – ребенок  недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

2.2. Система целенаправленной работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

Реализуя Основную образовательную программу дошкольного образования МКДОУ №8 г.Сим, изучая работы таких авторов, как М.Д. Маханёва, М.И. Лисина, Т.Н. Доронова и другие новинки методической литературы, результаты педагогической диагностики, была разработана  система целенаправленной работы  по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Организация образовательного пространства в группе;
  • Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.
  • Создание у воспитанников и их родителей познавательного интереса к театрализованной деятельности.

Основными направлениями моей педагогической работы являются:

  • чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;

- широкое использование элементов театрализованной деятельности и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

- активное включение родителей в процесс воспитания и развития детей, повышение уровня педагогической компетенции.

Этапы реализации работы

по  формированию коммуникативных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

посредством  игр и элементов театрализованной деятельности:

I этап. Подготовительный (Организационный):

1.        Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

2.        Составление планирования детской  деятельности поформированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

3.         Подбор основного оборудования и материала для оснащения предметно-развивающей среды.

II этап. Внедренческий

1.        Проведение работы с детьми по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

2.        Привлечение родителей к работе по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  игр и элементов театрализованной деятельности.

3.Самореализация:

  • подготовка материала к консультациям, собраниям - практикумам для повышения        компетентности        педагогов        и         родителей        в вопросах

формирования у детей коммуникативных навыков;(Приложение 6)

  • систематизация театрализованных игр и игр направленных на развитие коммуникативных умений, в соответствии с возрастом воспитанников;

III этап. Обобщающий

1.        Определить эффективность проведённой работы.

2.        Провести анализ полученных результатов.

Поставленные задачи  реализовывались с применением авторских инновационных педагогических технологий:

- социоигровая технология (авторы А.П.Ершова и В. М. Букатов)

-театрально-игровая технология

-психолого-педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей старшего дошкольного возраста(Яковлев В.И)

На основе изученных технологий для работы  с детьми были разработаны и успешно внедрены в работу:

  • План работы по формированию коммуникативных умений. (Таблица 2)

План работы по формированию коммуникативных умений.

Таблица 2

месяц

Приобщение к художественной литературе

Формирование коммуникативных умений и развития воображения

Театрализованная деятельность

сентябрь

Чтение и беседы о культуре общения, чтение сказок, присмотр мультфильмов

Дидактические игры, коллективные игры на развитие коммуникативных умений

Режиссёрские игры с игрушкой

октябрь

Чтение стихотворений, небылиц, песенки, потешки, чтение сказок

Словесные игры на

развитие

воображения

Игры с

пальчиковым

театром

ноябрь

Проговаривание чистоговорок, скороговорок, чтение сказок

Подвижные игры, коллективные игры на развитие коммуникативных умений

Игры с куклами бибабо

декабрь

Чтение рассказов, небылиц, песенки, потешки

Настольно - печатные игры, словесные игры на развитие воображения

Игры на развитие жестов, мимики, эмоций

январь

Чтение сказок,

заучивание

стихотворений

Коллективные игры на развитие коммуникативных умений

Игры - пантомимы

февраль

Просмотр

мультфильмов, чтение рассказов, басен

Сюжетно - ролевые игры,словесные игры на развитие воображения

Разыгрывание

этюдов

март

Прослушивание аудиозаписей, чтение рассказов, сказок

Коллективные игры на развитие коммуникативных умений

Экскурсия в театр

«Волшебная

флейта»

апрель

Просмотр презентаций, чтение рассказов и сказок

Коллективные игры на развитие коммуникативных умений

Театрализованные представления для младших воспитанников

Май

«Расскажи стихи руками», чтение стихотворений

Коллективные игры на развитие коммуникативных умений

Театрализованное

представление

  • Картотека театральных  игр и упражнений (Приложение 1);
  • Конспекты занятий по социально-коммуникативному и познавательному развитию (Приложение 2,3);
  • Система игр по формированию коммуникативных навыков;

Система игр, условно разделена на 4 блока:

1блок

Игры, направленные на сближение детей друг с другом.

 Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как «Давайте познакомимся», «Встреча» и др. способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

2 блок

Игры для развития эмоций - с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением. Можно проводить такие упражнения, как "Тренируем эмоции" (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Разговор через стекло», «Ролевая гимнастика» (походи, как младенец, как старик, как медведь, как лиса и др.).

3блок

Игры, направленные на формирование навыков восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

4 блок

Игры, направленные на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе - формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) - темы разнообразны: «Я люблю, когда...», «Когда меня обижают...», «Меня беспокоит...», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Задача педагога- увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по своему, дать свободу выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль. Естественно, дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованны, речь их не выразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная актерская тренировка на играх - занятиях.

 Их цель - помочь овладеть следующими средствами образной выразительности:

ИНТОНАЦИЕЙ –  предлагается произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.) самостоятельно, без подсказки взрослого.

Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.

 

ПОЗАМИ – сначала   предлагается детям поиграть в знакомые игры типа " Море волнуется"; затем изобразить позой кого-нибудь или что-нибудь (например: паука, берёзку и т. д.) и объяснить, почему они выбрали ту или иную позу.

 Полезно дать задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ  легко узнаваемым.

ЖЕСТАМИ - начинаем с простых сценических заданий:

 как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз , мне больно и т. п..);

 следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т.п.)

МИМИКОЙ - учимся  по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец и т.п.)

ПАНТОМИМИКОЙ, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагается детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку"," Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой".

 Далее  "изображаем" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.

В последствие на играх - занятиях задания усложняются: предлагается разыграть сценки, включающие определённые действия, взаимоотношения между персонажами, настроение каждого участника. Например: " Семейный обед ", "Играем в футбол", "Утро" и т.п. Каждый ребёнок заранее решает, что он будет делать и как он будет это делать, используя уже известные ему образные средства.

 После того как дети уже достаточно поупражняются над актёрской техникой, мы устраиваем в детском саду театрализованные представления - готовим драматизации известных сказок. При работе слежу, чтобы воспитанники использовали все средства актёрской выразительности, усвоенные ими ранее.

Для реализации всего объема работы было необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую формирование коммуникативных навыков у дошкольников. Одним из условий является грамотное создание предметно - развивающей среды. Она  позволяет закреплять полученные знания, развивать способность ставить перед ребенком  задачи и находить пути их решения.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Но при этом, исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер, а так же - ее вариативность, доступность, полифункциональность и безопасность. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, развивающая среда должна быть удобной для детей и безопасной.

В основу построения предметно-развивающей среды легли следующие принципы:

  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности – динамичности;
  • принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип учета половых и возрастных особенностей детей.
  • принцип учёта  зон актуального и ближайшего развития детей.
  • принцип учёта  возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Поэтому проектируя   предметно-пространственную  среду группы,  учитывались особенности эмоционально-личностного развития детей, их интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в  группе оборудован театрализованный центр, а также  уголок уединения, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или  посмотреть иллюстрации к спектаклю.

Важно, предоставить детям возможность самим менять игровую среду, для этого в группе имеется различные виды театра (театр масок, теневой театр, кукольный театр, би-ба-бо, настольный,  плоскостной), легкая ширма, которая легко перемещается с места на место, может использоваться для обыгрывания различных ситуаций. Для большей эффективности работы с различными  видами театра в группе имеется  костюмерная, обогащенная  различными видами костюмов; гримерная  с набором театральных атрибутов (носы, бороды, парики и др.). Для разыгрывания  сюжета литературного произведения методическим фундаментом выступает схема работы над сказкой. Предметная среда периодически  обновляется и изменяется, что позволяет ей придать развивающий характер.

Помимо проведения работы с детьми  необходимо выполнение еще одной важной части системы работы - сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.  Использование театрализованной деятельности в работе с родителями, помогает объединить усилия семьи и детского сада, вовлечь родителей в игровое пространство ДОУ, помогает раскрепостить родителей, настроить их на работу, свободно общаться в заданной ситуации.

Построение системы сотрудничества с семьей эффективно осуществить на следующих принципах:

  1. Сосредоточенность на проблемах воспитания, практичность и единство образовательного процесса и жизненных ситуаций в семье.
  2. Практическая и развивающая направленность взаимодействия ДОУ с семьей.  Формальное получение психолого-педагогических знаний недостаточно, необходимо, чтобы эти знания стимулировали родителей к самосовершенствованию и использовались ими на практике собственных взаимоотношений с ребенком.
  3. Принцип партнерства. Позиции педагога и родителей диалогические, эмоционально открытые и личностно значимые.
  4. Признание особого эмоционального микроклимата семьи. Пример родителей, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
  5. Сотрудничество с родителями - это объединение всех ресурсов: родительских знаний о собственном ребенке и профессиональных навыков педагогов для  развития ребенка.

В работе с родителями используются различные формы работы

  • Беседы – консультации, родительские собрания  (Приложение 4,5)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные литературные вечера

Как следствие нашей работы в данном направлении, можно отметить следующие изменения в отношении родителей к  работе по  развитию коммуникативной компетентности своего ребенка: заинтересованность родителей в развитии коммуникативной компетентности ребенка; присутствие и участие группы родителей в совместных  мероприятиях; посещение и активная работа родителей на собраниях.    Совместные мероприятия стали большим подспорьем для родителей. Они получили возможность общения друг с другом, взаимной поддержки и наблюдения за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.

2.3. Анализ результатов педагогической диагностики

В целях исследования эффективности разработанной системы была проведена диагностика воспитанников и опрос родителей по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МКДОУ №8 г. Сим. В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет). Количество детей в контрольной группе-16 детей, а в экспериментальной- 16 детей.

Результаты отображены в виде диаграммы.

Формирование коммуникативных навыков

на начало учебного года в группе №1 (экспериментальная группа).

Формирование коммуникативных навыков

на начало учебного года в группе №2 (контрольная группа).

Формирование коммуникативных навыков

на конец учебного года в группе №1 (экспериментальная группа).

Формирование коммуникативных навыков

на конец учебного года в группе №2 (контрольная группа).

Результаты диагностики, показали значительный рост оценочных показателей в экспериментальной группе, где  проводилась целенаправленная работа по формированию коммуникативных навыков  – высокий уровень– 50%, средний уровень - 50%.

Таким образом, эксперимент показал достаточно высокие результаты.

Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть. Снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций, т.е. повысились коммуникативные способности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в  игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.

Играя и действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля они научились выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобрели опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их развития коммуникативных способностей.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Список литературы

  1. Антипина Е.А. театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с.
  3. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ).
  4. Батова Т.Е. и авт.коллектив. Актуальные проблемы психопедагогики. – М., 1997.
  5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н. Ф. Голованова. СПб. : Речь, 2004.
  6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «В мире детских эмоций»;
  7. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник  игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.
  2. Жулина Е.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. - 2008.
  3. Зедгенидзе В.Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»;
  4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
  5. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение)-М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.
  6. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии/ А. А. Леонтьев. :Избр. псих. труды. – Л., Воронеж, 2001
  7. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С.32-33.
  8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс,1998.
  9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
  10. Петровский, А.В. Введение в психологию: учебное пособие / под ред. А.В. Петровского.- Москва: Академия, 1996- с.283..
  11. Петрова Т.И, Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М., «Школьная пресса» -2000 г.
  12. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С.55-58.
  13. Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу...-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-160с.:ил.
  14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2004.-160с.: ил.-(Театр и дети).

Электронные ресурсы.

1.https://www.metod-kopilka.ru/metody_i_priemy_teatralizovannoy_deyatelnosti_v_dou-29207.htm

2.https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23068

3.http://top-bal.ru/psihologiya/81335/index.html

4.https://www.resobr.ru/article/39891-razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-detey-cherez-teatralizovannye-igry

5.metodika_diagnostirovaniya_kommunikativnyh_sposobnostey_u_mladshih_doshkolnikov.docx

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоциоанальной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности

В работе представлена система методических приемов по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Имеются приложения по планирова...

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством совместной художественно-эстетической деятельности...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через театрализованную деятельность"

В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым требованиям ФГОС...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...