Пальчиковые игр
материал (средняя группа)

Муллаянова Римма Римовна

 Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. В настоящей программе представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласование движения рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разминка

Ты, утенок, не пищи!

Лучше маму поищи.

(сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки)

Погладим котенка

- Киса, кисонька, кисуля! –

Позвала котенка Юля .

- Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

(одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)

Моя семья

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок)

Наш малыш

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

( согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Шалун

Наша мама варила кашу,

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

(соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо – пальцы раздвигать. Влево – мягко соединить подушечки пальцев.

Веер

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

(Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Детки

Раз –два – три – четыре – пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

(Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их  кулачок, начиная с большого.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем – второй, а в заключение – двумя руками.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

На работу

Большой палец встал один.

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

(сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.

Пальчики

Раз - два – три - четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз - два – три - четыре – пять –

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз - два – три - четыре – пять.

На другой руке – опять:

Раз - два – три - четыре – пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

Утята

Раз-два – шли утята.

Три-четыре – за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко-громко запищал:

-Пи-пи-пи – не пищи!

-Мы тут рядом, поищи!

(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Воздушные щелчки

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугавшись щелчка,

Разбежались кто куда.

(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Коготочки

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Жук

Я веселый Майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу…

(сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами»

Комарик

Не кусай, комарик злой!

Я уже бегу домой.

(Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это – «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это «лапки»).

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

(Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Человечек

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

(указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

Дождик

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить!

(Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Коза рогатая

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест,

Молоко не пьет,

Забодаю, забодаю!

(Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!» «козу» «напускать» на ребенка.

Зайчик

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

(Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Улиточка

У улитки – крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками»

Кольцо

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.)

Зайчик – кольцо

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

(Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

  1. Пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
  2. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Очки

- Что стряслось у тети Вали?

- У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали –

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Стульчик

«Стульчик» ты из рук сложи

И детишкам покажи.

(Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг  к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два».

Флажок

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

(Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Домик

Дом мы строим выше, выше!

Есть окошки в нем и крыша.

(Создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястье, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом»

Шарик

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

(Кончики пальцев обеих ру прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.

Мизинчик

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

(кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Пальчик – мальчик

- Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем –

В лес ходил.

С этим братцем –

Щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел!

(Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.

 

Солнце

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

Деревья

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы)

Цветок

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного повернуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)

Птички

Птички прилетели,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

(Пальцы обеих рук производить движениями вверх-вниз.)

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы.

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

Веселые маляры

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

(Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами)

Курочка пьет воду

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

И пила водицу

Прямо из корытца.

(Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки).

Качаем лодочку

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево- вправо.)

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну а мишка – на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

(Имитировать игру на разных музыкальных инструментах).

Считалка

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

(Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные – в кулачок.)

Гусь

Гусь сердитый зло гогочет:

Может быть, он кушать хочет?

(Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»)

Черепашка

- Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней.

(Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.)

Крестики и нолики

У меня на столике

 Крестики и нолики.

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков.

И фигуры у него

Получаются легко.

- Захотите – научу

Девочек и мальчиков

Делать их из пальчиков.

(Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

  1. Крестики – зацепить безымянный палец за мизинец (или средний – за указательный). Удерживать это положение пальцев как можно дольше;
  2. Нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцами;
  3. Одновременно удерживать созданные из пальцев одной руки крестик и нолик.

Братцы

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший – не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.)

Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Ладонь – кулак

- Хочешь? Тоже делай так:

То – ладонь, а то – кулак.

(Руки положить на стол:

  1. Ладони прижать к столу;
  2. Одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак»);
  3. Разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»).

Для усложнения – увеличить темп движения.).

Предметная деятельность

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:

  1. Застегивание и расстегивание пуговиц;
  2. Шнурование ботинок;
  3. Шнурование на специальных рамках;
  4. Нанизывание колец на тесьму;
  5. Игры с мозаикой;
  6. Сортировка мозаики по ячейкам;
  7. Игры с конструкторами;
  8. Перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Сборник пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.

В сборнике представлены пальчиковые гимнастики и игры для детей средней группы....