Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
материал

Сергеева Елена Александровна

Развивающая среда в ДОУ по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv.sreda_po_fgos.doc568.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование образовательных областей для создания РППС в группах ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

В соответствии с ФГОС – необходимо создание  условий  реализации ООП ДОУ. Известно, что одним из условий является создание РППС в группах детского сада. Другое условие – любое окружающее дошкольника пространство должно быть образовательным. Третье условие, диктуемое  ФГОС, - интеграция ОО, которая достигается реализацией принципа комплексно-тематической организации РППС. Поэтому встает необходимость в создании такого образовательного пространства, или РППС, которое выполняло бы все поставленные условия.

Огромный поток современной информации по обогащению среды в группах, а также множество развивающих дидактических игр, пособий, атрибутов и т.д. требуют некой организации.  При всем этом многообразии отсутствует единая структура создания РППС, нет централизованно разработанной схемы анализа образовательного пространства в группе детского сада. Это  ставит педагогов перед проблемой, которая заключается в создании такого образовательного пространства, чтобы выполнялись все вышеуказанные требования и требования к РППС. Поэтому  в первую очередь возникает необходимость в едином анализе и структурировании развивающей среды в ДОУ.

Целью моей работы является разработка моделей-схем образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС для дальнейшего их использования педагогами при создании РППС групп. При этом мной были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить нормативные документы с их требованиями к развивающей предметно-пространственной среде в группах ДОУ;
  2. Разработать  на основе нормативных документов систему моделей-схем образовательного пространства;
  3. Представить педагогам сущность моделей и принципы их создания, научить интерпретировать схемы и  использовать их при создании РППС в группах;
  4. На основе разработанных моделей образовательного пространства создать единую схему оценки и анализа РППС в группах ДОУ;
  5. Изучить и проанализировать уровень создания РППС в ДОУ после процесса пополнения среды с опорой на предложенные модели-схемы.

Чтобы определить основу структуры образовательного пространства в детском саду, мной были выбраны части из нормативных документов – описания  ОО в ФГОС и требования к РППС. Анализ документов позволил выявить и обозначить ключевые моменты, которые помогли структурировать РППС, определить модель-схему как опору для  создания образовательного пространства в каждой группе детского сада.

Каждая модель-схема создана с учетом следующих принципов:

  • Принцип системности – подразумевает взаимосвязь  и взаимопроникновение всех компонентов схемы, которая строится  от центра – основного понятия -  к периферии – его содержанию и реализации через создание РППС.
  • Принцип непрерывности – раскрывается в постоянном прибавлении элементов схемы в ходе пополнения и обогащения образовательного пространства группы и детского сада в целом.
  • Принцип минимакса -  обозначает возможность наполнения образовательного пространства, или РППС, по  достаточному минимуму, но с необходимостью постоянного роста и обогащения.
  • Принцип направленности от цели к задачам и средствам – предполагает, что целью является организация образовательного пространства определенной области (ОО), при этом средством для достижения поставленной цели  и решения задач является созданная РППС в группе и в детском саду.
  • Принцип обоснованности – соответствие требованиям нормативных документов: ФГОС, Закона об образовании РФ, СанПин.

Следуя указанным принципам, организация  развивающей предметно-пространственной среды осуществляется посредством игр, пособий, демонстрационных материалов и т.д., которые отражены в схемах образовательных областей. Правильная  организация образовательного пространства в группе с опорой на предложенные схемы – модели обеспечит реализацию таких принципов РППС, как полифункциональность, вариативность, содержательная насыщенность, а также интеграцию образовательных областей (см. приложение).

После разработки моделей-схем образовательного пространства они были предложены к рассмотрению, изучению и интерпретации педагогам детского сада. Для создания более полного представления у педагогов  о процессе моделирования РППС проводилась работа с педагогическим коллективом в разных формах:

  • Представление моделей образовательных областей на бумажном носителе – для рассмотрения и определения для себя интереса в этом;
  • Интерпретация моделей: объяснение сущности и необходимости их, а также процесса создания схемы образовательного пространства – в презентации материалов;
  • Круглый стол с педагогами - «стажистами» – обсуждение актуальности предложенных схем, решение проблемных ситуаций с их использованием;
  • Обучение молодых специалистов моделированию образовательного пространства с помощью моделей-схем;
  • Мастер-класс для педагогов с демонстрацией всех этапов создания модели ОО.

Отзывы воспитателей о разработанных моделях-схемах образовательного пространства говорят об их необходимости и целесообразности. Они позволяют структурировано создавать развивающие центры в группах детского сада и продолжать обогащать их с опорой на предложенную системную схему. На основе таких моделей наполнение РППС в каждой группе становится понятным и конкретным.

Разработанные модели-схемы образовательного пространства дают  возможность провести полную оценку и анализ РППС в группах детского сада по степени ее наполняемости, т.е. насколько развивающая предметно-пространственная среда в группе соответствует представленному содержанию в модели-схеме. Дополнительными критериями оценки являются следующие показатели:

  1. Рациональность использования помещения для разных видов детской деятельности
  2. Привлекательный вид, эстетичность, красочность
  3. Степень сотрудничества с родителями
  4. Доступность и удобство расположения развивающих центров
  5. Соответствие возрасту

Анализ РППС в нашем детском саду в соответствии с разработанными критериями и с опорой на модель-схему образовательного пространства, а также отзывы педагогов о процессе создания РППС в группах показали, что:

  1. Модель-схема образовательного пространства помогает структурировать развивающую среду в группе и в зависимости от элементов структуры наполнять ее пособиями, атрибутами, играми;
  2. Модель-схема образовательного пространства позволяет постепенно и постоянно расширять, пополнять или обновлять среду группы за счет указанных элементов в разработанной заранее схеме;
  3. Соблюдаются требования нормативных документов к РППС;
  4. Модель-схема помогает соблюдать принцип преемственности между тематическими неделями в работе группы и принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса в целом.

Схема создания РППС в группе для реализации ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

Комментарий к схеме создания РППС для  ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

В центре – название ОО – «социально-коммуникативное развитие». Вокруг центрального понятия – его непосредственное содержание, т.е. социально-коммуникативное развитие направлено на формирование:

  • Позитивных установок к труду и профессии
  • Основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
  • Готовности к совместной деятельности
  • Уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье

В каждом из выделенных направлений необходимо формировать у ребенка сопереживание, уважение, самостоятельность и положительную мотивацию  к  какой-либо деятельности в целом.

Чтобы решить поставленные цель и задачи, необходимо наполнить  РППС следующими  элементами:

Картотеки – и для педагога, и для детей

Тематические альбомы, иллюстративный материал

Игры, пособия, материалы, атрибуты (к каждому  указанному направлению)

Условные обозначения: маркеры образовательного пространства, знаки, символы, …

Таким образом, каждый элемент первого окружения центрального понятия СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ должен проникать в каждый элемент всех следующих окружений.

ПРИМЕР: в группе детского сада для реализации ОО социально-коммуникативное развитие необходимо подобрать следующие игры:

  • на формирование навыков СД, игры на сближение, доверие, сплочение
  • по темам ОБЖ
  • сюжетно-ролевые игры «Быт» и «Семья», дидактические, настольные, настольно-печатные игры с теми же задачами
  • подбор игр по темам «Профессии», «Труд»

Аналогично создается система  картотек, символов, иллюстративного материала для создания РППС ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Схема создания РППС в группах для реализации ОО

 «Физическое развитие»

        

        

Комментарий к схеме создания РППС для  ОО

«Физическое развитие»

В центре – название ОО – «физическое развитие». Вокруг центрального понятия – его непосредственное содержание, которое заключается в следующих обязательных направлениях:

двигательная деятельность

формирование представлений о спорте

игры с правилами

формирование привычки здорового образа жизни

Каждое из этих направлений  должно реализовываться через наполнение  РППС следующими  элементами:

картотеки

тематические альбомы, иллюстративный материал

пособия, материалы, атрибуты (к каждому  указанному направлению)

условные обозначения: маркеры образовательного пространства, знаки правильного поведения, символы видов спорта, …

Таким образом, каждый элемент первого окружения центрального понятия ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ должен проникать в каждый элемент второго окружения.

ПРИМЕР: в группе должны быть созданы картотеки:

двигательной активности детей (ОРУ,  пальчиковых гимнастик и т.д.)

видов спорта, их краткого описания содержания и истории

игр с правилами (подвижных, малой подвижности, динамических пауз, двигательно-игровых упражнений и т.д.)

информации о здоровом образе жизни (виды закаливания, правильное питание – витамины, минералы, режим питания)

А также тематические альбомы с изображениями, иллюстрациями, картинками для детей:

выполнения ОРУ,  детской зарядки (двигательной активности)

различных видов спорта - зимних и летних

изображений к подвижным детским играм, схематических символов правил в играх и т.д.

Схема создания РППС в группах для реализации ОО

 «Познавательное развитие»

Комментарий к схеме создания РППС для  ОО

«Познавательное развитие»

В центре – название образовательной области – «Познание», которая раскрывается содержанием таких направлений, как:

  • мир природы – живая и неживая природа, явления, предметы и т.д.
  • мир человека – профессии, искусство, отношения и т.д.
  • развитие познавательных процессов – внимание, память, мышление, восприятие и т.д.
  • развитие эмоциональной сферы – волевые усилия, отношение к явлениям, действиям, происшествиям и т.д.
  • деятельностные умения – умения составить план, выполнять практические действия, находить способы решения поставленных задач и т.д.

Каждый элемент второго окружения как необходимое условие первого должен найти свое отражение непосредственно в РППС группы, которая представляется в создании:

  • картотеки
  • дидактических игр
  • сюжетно-ролевых игр
  • библиотеки
  • дидактических пособий
  • материалов и средств для экспериментирования

ПРИМЕР:  деятельностные умения необходимо формировать как умения организовать СР-игру, выбирать для себя по интересам дидактическую игру, умения проводить экспериментальные действия, пользоваться  библиотекой группы, знать и уметь использовать предложенные картотеки и т.д.

Таким образом,  все элементы схемы взаимопроникновенны  и взаимосвязаны между собой, т.е. при правильной организации образовательного процесса в таком образовательном пространстве  группы осуществляется интеграция всех элементов.

Схема создания РППС в группах для реализации ОО

 «Художественно-эстетическое развитие»

Комментарий к схеме создания РППС для  ОО

«Художественно-эстетическое развитие»

В центре схемы – ключевое понятие - ОО «художественно-эстетическое развитие». Его окружение – это основное содержание понятия -  данное направление развития предполагает:

развитие предпосылок ценностного восприятия произведений искусства,

формирование представлений о видах искусства,

становление эстетического отношения к окружающему миру в целом,

 реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

Каждый из представленных элементов содержания в группе может реализовываться через использование таких предметов и материалов, как:

Картотеки по разным направлениям, созданные педагогами: предметные и сюжетные картинки, стихи о музыкальных инструментах, музыкальная коллекция дисков, картотека информации о детских писателях и поэтах, пейзажи, портреты, натюрморты …

Тематические альбомы – подобранные иллюстрации по разным темам: портреты выдающихся писателей, поэтов, композиторов,.. сезонные альбомы с изображениями картин природы, сюжетные картинки по теме искусства, профессии искусства, …

Музыкальные инструменты (нестандартное оборудование, шумовые инструменты, пособия для развития слухового восприятия)

Материалы для детского творчества –изодеятельности

Выставка творчества – оформление детских работ для всеобщего обозрения: детей, родителей, гостей и.т.д.

Литература, театр – организованные в группе центры чтения (библиотека) и театральной деятельности (разные виды театра)

Каждый элемент внутреннего окружения ключевого понятия взаимопроникает в каждый элемент наружного окружения.

ПРИМЕР: самостоятельная творческая деятельность ребенка организуется в группе через театральную деятельность, чтение и ли восприятие художественной литературы, тематических альбомов, работа с картотекой картинок об искусстве, в игре на музыкальных инструментах и т.д. Аналогично рассматриваются остальные направления в реализации ОО.

Схема создания РППС в группах для реализации ОО

 «Речевое  развитие»

                

 

Комментарий к схеме создания РППС для  ОО

«Речевое  развитие»

В центре схемы – ключевое понятие - ОО «речевое развитие». Его окружение – это основное содержание понятия;  данное направление развития предполагает решение следующих задач:

Развитие связной речи

Обогащение словаря

Развитие фонематического слуха

Формирование культуры речи

Восприятие художественной литературы

Формирование умений звукового анализа и синтеза

Каждый из представленных элементов содержания в группе может реализовываться через использование таких предметов и материалов, как:

Картотеки упражнений, игр, иллюстративного материала, художественных произведений и т.д.  для решения указанных задач

Пособия – плакаты, картины, схемы для моделирования, иллюстрации

Дидактические игры – на развитие и формирование разных речевых умений дошкольников, которые отражены в задачах

Библиотека в группе – подбор произведений художественной литературы, сюжетно-ролевая игра библиотека

Театр – разные виды театра в соответствии с возрастом детей в группе

Сенсорно-дидактический столик, назначение которого – это также решение указанных в схеме задач

ПРИМЕР: дидактические игры в группе  должны подбираться таким образом, чтобы через их использование решались следующие задачи:

Расширение словаря – «Скажи ласково», «Подбери и назови детеныша»

Развитие связной речи – «Что сначала, что потом»

Развитие звуковой культуры речи – игры для дыхания, «Звуковое лото»

Восприятие художественной литературы – лото «Мои любимые сказки», «Кубики-сказки»

Таким образом, каждый элемент одного окружения центрального  понятия взаимопроникает в каждый элемент другого окружения, и речевая РППС становится комплексной и систематичной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС ДО"

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения в связи с изменениями, происходящими в дошкольном образовании....

Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"

В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС...

Развивающая предметно- развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО

Предложены методические рекомендации по организации развивающей предметно- развиваюшей среды в соответствии с ФГОС ДО...

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находя...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...