статья "Развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС ДО"
статья по теме

Вершинина Елена Николаевна

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения в связи с изменениями, происходящими в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС ДО

Наш мир динамичен, постоянно требуется смена каких-то знаний в любой предметной области: отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые, меняется культура. Возникает необходимость изменения стратегии образования детей, которым предстоит жить в быстро изменяющемся мире: важно сформировать у дошкольников исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы; обучать работе с информацией; коммуникациям, адаптировать к динамичной картине мира. Иными словами – создавать педагогические условия для формирования ключевых компетентностей.

Но развитие детей не возможно без целостной, многофункциональной, насыщенной среды, которая бы обеспечивала реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В нашем педагогическом процессе активно используются технологии, основанные на теории решения изобретательских задач (автор – Г.С. Альтшуллер), общей теории сильного мышления (автор ОТСМ – Н.Н. Хоменко) и мировом фонде методов развития творческого воображения.

Мы взяли за основу создания развивающей среды методы технологии «ТРИЗ и РТВ».

При создании предметно-развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса.

Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко закрепляющего функции за отведённым пространством).

Вариативность  среды – рамочный проект предметно-пространственной среды может дополнять, конкретизировать и разрабатывать сам педагог-практик.

Предметно-развивающую среду мы подбирали с учётом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

 Это можно проследить в развивающих пространствах групповых комнат, а также помещений, созданных специально для воспитания и развития детей: «Сенсорная комната», «Подводный мир», «Космическая комната». Помещение, даже очень маленькое оформлено в определённом  стиле и имеет своё тематическое направление. Например, коридор ДОУ представляет собой макет подводного мира, где дети могут знакомиться с обитателями морской флоры и фауны. Небольшой холл перед входом в группу раннего возраста стал сенсорной комнатой: там размещены игры, пособия  для самостоятельной деятельности детей, дидактическая игра «Лесной теремок»,  изготовленные руками педагогов. Холл перед входом в старшую группу стал космической комнатой, где можно найти созвездия, макеты планет, магнитные игры, игры на развитие творческого воображения, а также воспользоваться информацией о космосе, космонавтах и т.п.

  Развивающие игры и пособия по ТРИЗ и РТВ мы изготавливаем плоскостными и помещаем их на стены, что снимает проблему загромождения пространства и служит  элементом оформления. Обращаем внимание и на «умные» игры и игрушки, которые способствуют развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. Наши игры и игрушки пригодны к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнёра) и инициировать совместные действия детей.  Например, пособия по именам признаков (технология ТРИЗ и РТВ).

Ознакомившись с методами и приёмами технологии «ТРИЗ и РТВ» наши педагоги создают в проектной деятельности с детьми развивающие пособия, такие как:

«Капитошкина копилка», «Интеллектуальная гусеничка», «Шарики - смешарики», «Банк чувств», «Лесной теремок», «Волшебники преобразования», «Сенсорный домик», «Праздничный календарь» (ознакомиться с фотоматериалами по развивающей среде вы можете на нашем сайте: ds20-lastochka.ucoz.ru.) Естественно,  что подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.

Кроме того, систематически проводится анализ состояния предметно-окружающей среды с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, соразмерность и пропорциональность мебели, функциональность оснащения в сюжетной линии оформления помещений).

Естественно, изменения в предметно-развивающей среде несут за собой изменения в ориентации образовательного результата с привычных знаний, умений, навыков на формирование ключевых компетентностей, готовя воспитанников к жизни в постоянно меняющемся мире. Упражнения и тренинги, построенные на методах технологии «ТРИЗ и РТВ», а также специально созданные для этого условия, позволяют развивать каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями к восприятию нового материала. При этом, постепенно, дети начинают выполнять некоторые функции педагога, обучая своих сверстников тому, что уже освоили сами. Это позволяет детям дошкольного возраста получать и развивать опыт коммуникации, развивает речь и другие навыки, обеспечивающие эффективное мышление. Радость успеха при решении проблем, создаёт также внутреннюю мотивацию к усвоению нового. Усвоение нового позволяет человеку легче ориентироваться в динамичной картине мира и занимать активную, созидательную позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....

Развивающая предметно-пространственная среда ДО в контексте ФГОС

Презентация кратко даёт определение РППС, принципы её построения и содержательный компонент с учетом видов детской деятельности....

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Статья раскрывает требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования...

Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС ДО»

Цель: формирование у педагогов психолого-педагогической готовности к проектированию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии с р...

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДОУ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО.

Статья содержит  рекомендации по формированию ППС в группе ДОУ....

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда МБДОУ в контексте ФГОС ДО»

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования....