Картотека игр на развитие коммуникативности
рабочая программа

Петрова Лидия Александровна

Игры и упражнения на развитие коммуникативности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kommunikativnye.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

1-Й  ЭТАП«Кто Я?»

«Добрые волшебники»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смёяться и не могли стать добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

«Волшебные очки»

Цель: формирование положительных взаимоотношений, создание благоприятной атмосферы.

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет ка- кое-либо его достоинство (кто- то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то

красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Детям необходимо представить, что их пальцы становятся разными животными с характерными особенностями: добрыми котятами, злыми мышатами, добрыми волчатами, злыми зайчатами и т.д. Превращение происходит таким образом, что пальцы на одной руке — добрые, а на другой — злые, и им нужно поговорить друг с другом, организовать взаимодействие. Когда дети освоили правила игры, можно предложить им вступить во взаимодействие с пальцами других детей.

«Если “да” — похлопай, если “нет” — потопай»

Цель: развитие слухового внимания, коммуникативных навыков.

Детям дается словесная инструкция: «Я буду говорить предложения. Если вы согласны с ними, похлопайте в ладоши, а если не согласны — потопайте ногами».

«Вова пришел в гости к бабушке и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Дима ударил Егора и отобрав у него игрушку, Егор поссорило* с ним».

«Даше очень нравился Паша, поэтому она его ударила».

«Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Дети сидят полукругом, воспитатель в центре. Взрослый наматывает конец нитки на палец, бросает клубок какому-либо ребенку и задает ему вопрос (об имени, желаниях, страхах и т.д.>. Ребенок, поймав клубок, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и передает его следующему ребенку, спрашивая у него то, что его интересует. Если по какой-либо причине ребенокне может ответить на вопрос, он возвращает клубок ведущему, а тот, в свою очередь, задает вопрос другому ребенку. Когда все дети ответили на вопросы и соединились ниткой, взрослый делает вывод, говоря о том, что все люди имеют что-то общее, и всегда веселее с друзьями, чем одному.

«Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Дети делятся на две команды. Первая команда — «звери». Они изображают животных, живущих в зоопарке, передают их повадки, поведение, характер. Вторая — «посетители». Они гуляют по зоопарку, рассматривают животных, пытаются угадать их названия, хвалят за похожее исполнение. Когда «посетители» угадывают всех «животных», команды меняются ролями.

2-Й ЭТАП «Я И ДРУГИЕ»

«Испорченный телефон»

Цель: развитие умения действовать в соответствии с интересами других, следовать инструкции.

Дети располагаются полукругом. Вначале взрослый просит ребенка, сидящего первым, рассказать ему на ушко, что он делал в выходные. Затем вызывает интерес у детей, говоря о том, что он только что услышал что- то очень интересное, и предлагает детям так же шепотом, по цепочке передать, как ребенок провел выходные дни. При этом взрослый советует, как удобнее сесть, как говорить, чтобы услышал только сосед, а остальные не слышали, и т.д. Когда информация доходит до последнего ребенка, он громко говорит то, что услышал. Если информация не исказилась, телефон работает исправно, и все дети услышали, что хотели.

«Зеркало»

Цель: развитие умения правильно воспринимать действия другого человека.

Перед тем как начать играть, взрослый просит всех детей встать врассыпную и повторять за ним движения. Движения выбираются несложные. Далее игра проводится в парах. Один ребенок из пары совершает какое-либо действие, а второй пробует как можно точнее его воспроизвести. Остальные дети в этот момент смотрят и оценивают, насколько точно пара выполняет задание. После двух-трех движений пары меняются.

«Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Игра проводится в парах. У одного из детей есть «волшебная» палочка, которая может исполнять только определенные, хорошие желания. Ребенок касается партнера палочкой и задает вопрос: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Партнер отвечает, выбирая какое- либо действие, которое принесет ему радость: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)».

«Войди в круг — выйди из круга»

Цель: развитие эмпатийных способностей, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Игра проводится в кругу, дети стоят, плотно прижавшись друг к другу и держа друг друга за талию, водящий находится вне круга. Задача водящего — попасть в круг, используя разнообразные средства: уговоры, просьбы, физическую силу. Взрослый при этом следит за тем, чтобы дети не допускали проявления агрессии, поощряет вербальные средства, а не физическую силу, помогает детям, которые испытывают трудности. Когда водящий попадает в круг, дети поздравляют его, и на его место встает ребенок, который его пропустил.

«Старенькая бабушка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей, моторной ловкости.

Детей необходимо поделить на две команды: первая — «Бабушки и дедушки», вторая — «Внуки и внучки». «Бабушки и дедушки • очень старые, они плохо видят и слышат, и «Внуки и внучки- должны отвести их к врачу через улицу с оживленным движение* так, чтобы никто не пострадал'. Несколько детей изображают машины — они бегают по улице, пытаясь помешать пешеходам. При этом «старичкам» завязывают глаза, они должны полностью довериться своим «внукам». После посещения врача, которым может быть взрослый, «внуки* покупают в аптеке нужное лекарство и отводят «старичков» обратно домой.

3-Й ЭТАП«Я + ты = Мы»

«Волны»

Цель: формирование положительных взаимоотношений желания действовать в коллективе.

Игра проводится в кругу. Взрослый предлагает детям вспомнить лето, интересуется, как они отдыхали летом, узнает, кто купался в речке, озере. Далее рассказывает о море, о том, как приятно лежать на волнах, как они омывают нас, окутывают своей заботой. Затем предлагает детям искупать друг друга в ласковых и веселых волнах. Но сначала взрослый показывает детям, как ведут себя волны, помогает их изобразить, предлагает повторять движения за ним. Когда дети освоили данное движение, взрослый предлагает каждому ребенку встать в центр круга и искупаться в волнах. Купающийся встает в центр круга, а каждая волна подбегает к нему и ласково поглаживает. Далее дети меняются ролями.

«Живые куклы»

Цель: формирование умения действовать в парах, учитывая интересы партнера.

Игра проводится в парах. Детям предлагают разделиться на пары, выбрав партнера с таким же цветом глаз. В случае возникновения трудностей пары подбирает взрослый. Далее он объясняет содержание игры: один ребенок из пары превращается в малыша, а другой в его говорящую, «живую» куклу. О кукле нужно заботиться, выполнять

ее просьбы, желания. Взрослый предлагает несколько действий: покормить куклу, погулять с ней. предупреждая малыша о том, что нужно выполнять все просьбы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Затем пары меняются ролями.

 «На мостике»

Цель: формирование умения взаимодействовать в коллективе.

Для проведения игры необходимо поделить детей на две команды, которые встают по разным сторонам комнаты. За тем взрослый создает игровую ситуацию, говоря о том, что  дети — путешественники, они долго шли и пришли к глубокому  горному ущелью, через который перекинут тоненький мостик.  Каждой группе путешественников нужно перебраться по этому мостику на другую сторону. Чтобы он не перевернулся, по нему могут идти только два человека с разных сторон. Детям нужно одновременно зайти намостик и перейти на другую eго сторону так, чтобы не заступи за края, иначе — сорвешься в пропасть.

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.

Игра проводится в парах. Дети парами садятся за стол на максимально близком расстоянии друг к другу, взрослый связывает правую руку одного ребенка с левой рукой другого от локтя до кисти. Каждому ребенку в руку дают мелок или фломастер так, чтобы они были разного цвета. Далее дается задание: нарисовать что-либо за определенное время (5—6 мин). Перед началом выполнения задания дети могут обговорить, что и как они будут рисовать. При ознакомлении с данной игрой временные ограничения можно снять, давая детям возможность получить новый опыт взаимодействия. Позже задание можно усложнить, завязав одному из детей глаза. После игры взрослый проводит беседу с детьми, выясняя их ощущения, положительные и отрицательные эмоции, возникшие сложности.

«Поварята»

(авт. — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Дети образуют круг, который символизирует кастрюлю. Далее коллективно договариваются о том, что они хотят приготовить. Каждый ребенок придумывает для себя роль (овощ, фрукт и т.д.).

Ведущим в данной игре выступает взрослый. Он называет компонент, ребенок входит внутрь круга, следующий ребенок входит внутрь и берет его за руку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети снова не окажутся в одном круге.

 «Ладонь в ладонь»

(авт. — Н. Клюева,

Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в парах.

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, прижимая правую ладонь к левой и левую ладонь к правой ладони друга В таком положении они передвигаются по комнате, обход! специально созданные препятствия. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться  прыжками, бегом, на корточках и т.д. На протяжении игры детям нельзя разжимать ладони Для ребенка, который не хочет- взаимодействовать с детьми, первых этапах парой может стать  взрослый.

«Тропинка»

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Игра проводится в командах с равным количеством участник Дети каждой команды образуют

замкнутый круг из детей, держащихся за руки. Пока звучит музыка, дети движутся по кругу Когда музыка смолкает, дети должны выполнить задания, произносимые ведущим:

«Тропинка!» — обе руки кладут на плечи ребенку, стоящему впереди, выполняют приседание одновременно с наклоном головы вниз.

«Кочки!» — выполняют приседание, обхватывая голову руками.

Побеждает команда, все члены которой правильно выполняют задания, которая работает дружно, сообща.

«Небоскреб»

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Игра проводится в кругу. Дети образуют круг сидя. В центре круга нужно построить из кубиков небоскреб. У каждого ребенка есть определенное количество кубиков, которые они кладут по очереди (один кубик за ход). В процессе игры дети могут обсуждать, как лучше положить кубик, чтобы небоскреб был более устойчивым. Если хотя бы один кубик падает, строительство начинается снова. Взрослый в данной игре

следит за ходом игры со стороны, вмешиваясь, только чтобы помочь детям избежать конфликта. В конце игры сравнивает получившуюся башню с командой детей, делая акцент на том, что дружба, умение работать в команде и находить компромисс — это основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие коммуникативных способностей

Игры и образовательные ситуации, способствующие развитию связной речи и коммуникативных способностей детей...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыкрв

Картотека позволит воспитаттелям пользоваться играми, вносить их в рабочую программу....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка....

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков...

Картотека игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Заложить   основы    целостной   гармонично   развитой   личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми.Для того чтобы ребенок...