Мастер - класс «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми с речевыми нарушениями»
материал

Закамалдина Наталья Николаевна

Мастер - класс для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_master_-_klassa.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на мастер – классе для педагогов «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми с речевыми нарушениями»

Дата выступления: 05. 11. 2019 г.

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет развивать способности и возможности ребенка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы, а также повышает уровень психического и физического здоровья. Данная проблема вызывала интерес со стороны многих исследователей, среди которых можно выделить Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.А. Поваляева, Е.А. Пожиленко, и другие.

Проблема использования нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. В последние десятилетия многими исследователями доказывается эффективность использования нетрадиционных методов в коррекционной работе, а также наблюдается необходимость их внедрения в практику.

Использование нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Новое в образовании это не только идеи, методы, подходы, технологии, которые еще не используются в практике, но и любые элементы коррекционного процесса, которые содержат прогрессивное начало. Не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи при нарушениях речи доказывает, что применение нетрадиционных методов признано в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в речевом развитии.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

  • нестандартностью по замыслу, организации и методике проведения;
  • созданием условий для развития интереса, и творческой самостоятельности детей;
  • благоприятным климатом на занятии, в группе и т.д.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы:

  • -  Логопедический массаж
  • -  Массаж языка
  • - Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
  • -  Самомассаж, растирания подушечек пальцев,  ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом
  • -  Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
  • - Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
  • -  Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
  • -  Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
  • -  Имаготерапия – театрализация
  • -  Куклотерапия
  • -  Сказкотерапия
  • -  Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  •  - Крупотерапия – игры с крупой
  • -  Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Из списка данных  технологий  я бы порекомендовала для детей с нарушениями речи, начиная с младшего возраста, игры с природным материалом, Су- Джок терапию и крупотерапию.

1. Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:

  • -  Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук  
  • - Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
  • -  Способствуют расширению словарного запаса
  • - Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза
  • -  Позволяют развивать фонематический слух и восприятие
  • -  Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений
  • -  Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма
  • -  Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде
  • -  Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации)

2. Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.  Широко известны такие приемы:

  • -  Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте  сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.
  • -  Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные  баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
  • -  Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв. -  Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;   Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней   помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком).

   

  •  Массаж с дарами природы. Приспособления для самомассажа. С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи  различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные  упражнения, которые можно выполнять с орехами:
  • -  прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
  • -  кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;
  • -  раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
  • - С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая  движения стихотворным текстом.
  • - Упражнение «Сосновая шишка».
  • -   Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против  часовой  стрелки.
  • -  Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях.
  • -  Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, право - Упражнение «Еловая шишка».
  • - Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями.
  • -  Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук.
  • -  Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук.  

Для детей старшего возраста  я бы рекомендовала технологию «Синквейн» .

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В России используется с 1997 года. Педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Чтобы составить СИНКВЕЙН, нужно:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы.
  • научиться находить в тексте, в материале главные элементы;
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
  • анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения, согласовывать слова в предложении;
  • делать выводы и заключения, высказывать своё мнение,

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

  • 1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
  • 2-я строка – два слова;
  • 3-я строка – три слова;
  • 4-я строка – четыре слова;
  • 5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
  • Что пишется в каждой строке?
  • Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

 В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети с ОНР в в старшем дошкольном возрасте.  Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам.

И сейчас я  предлагаю вам составить синквейн.

(работа с фокус – группой)

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов позволило нам прийти к выводу что их применение предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность детей и повышает эффективность логопедической работы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Метод кинезиологии в работе с детьми с речевыми нарушениями»

В специальной литературе отмечается, что у детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики.  В связи с этим авторы подчёркивают необходимость специальной работы ...

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Материал будет полезен воспиталям групп раннего возраста....

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста»

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальца...

Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...

Мастер - класс «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий – массаж ложками, криотерапия».

Познакомить  участвующих в мастер-классе,  с нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями и приемами их использования....

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;• пространственной ориентировки н...