Опыт работы «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Бондаренко Наталья Ивановна

Опыт работы по экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekperimentirovaniyu_sayt.rar43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  №  15  «Сказка»

Опыт работы

«Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Выполнила

воспитатель I кв. категории

Бондаренко Наталья Ивановна

с.Дивное

2019 год

Содержание:

I Актуальность опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Развитие исследовательских способностей ребенка.
  2. Требования ФГОС.
  3. Задачи опытно-экспериментальной деятельности.

II Теоретическая основа опыта работы.

  1. Место детского экспериментирования в дошкольном образовании.
  2. Взаимосвязь с другими видами деятельности.
  3. Методы и формы проведения опытов и экспериментов.
  4. Особенности дошкольного экспериментирования.
  5. Познавательно – исследовательская деятельность.

 

III Практическая основа опыта работы.

  1. Этапы опыта работы.
  2. Формы работы.

 

IV Выводы по опыту работы.

V Литература.

 

 

«В любом человеке могут расцвести

сотни неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить для этого возможность».                                              Д. Лессинг.

 

   Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

   Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.   «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»  (Р. Эмерсон).

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

   С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

ФГОС ДО прописывает требования к результатам освоения ООП ДО: на этапе завершения образовательной программы «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».  В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.

   Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть,

изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

  ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

   Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.  

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте, приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь,  негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Цель и задачи опыта работы:

Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования  в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)

2. Подобрать познавательный, игровой материал экологического содержания, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.

5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.

6.   Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Ожидаемые результаты:

- ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;

- у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.

- ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом.

- развивается мускулатура пальцев.

- развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

II Теоретическая основа опыта работы.

 Место детского экспериментирования в дошкольном образовании.

Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.


           Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов различными действиями, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян) воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем поставлен опыт.
          Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация  выводов на основе полученных результатов.

 В настоящее время метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании.

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда ребенок начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.

Важно вовлекать ребенка в экспериментальную работу – проведение простейших опытов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.

Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.

Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт увиденному, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

           В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности:

  • наблюдение, развитие речи - умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

 формирование элементарных математических представлений - во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает

 экспериментирование.

изобразительная деятельность - чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого эксперимента.  Работая в детском саду, я заметила, что на занятиях изобразительной деятельностью детям также  интересно и экспериментирование.  Они одинаково быстро вовлекают детей в процесс познания, исследования, вызывают у них новые оригинальные идеи, желание придумывать и находить новые способы получения результата своей продуктивной деятельности, подталкивают детей к самостоятельным действиям, то есть помогают проявить непосредственно свою творческую индивидуальность.

 В последние годы особый интерес представляет использование так называемых нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. 

Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности.

1. Нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.

2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения.

3. Учитывать индивидуальные различия.

4. Учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе).

5. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

6.В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Познавательно-исследовательская деятельность направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т.е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Результативность.

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Работа по экспериментированию предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска,  на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывали ответственность за их жизнь и здоровье.

 Все групповое пространство у меня распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, оборудование для опытов. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

  В группе оборудован центр экспериментирования  «Почемучки», для проведения элементарных опытов, экспериментов. Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат,  для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование.   Мы используем  любые подручные или бросовые материалы.

  Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.

У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.

Комнатный «Весёлый огород», где вместе с детьми мы   выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения.

Собраны коллекции «Морские ракушки », «Камней  и  минералов»;

• Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки;

- схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

         В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.         

        

Описание основных элементов педагогического опыта.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); 

 

 Проводили опыты с   веточками  сирени, следили за их изменениями в росте, наблюдали за сезонными изменениями в природе «Изменения природы от времени года», «Почему летом цветут цветы»,«Зачем кормить птиц зимой». В течении летнего периода проводила с детьми целевые экскурсии на огород. Дети с удовольствием наблюдали за ростом овощных культур, принимали участие в поливке и прополке грядок, проводили эксперименты: «Что будет если не пропалывать грядки от сорняков», «Поливать грядки – это важно или нет». С нетерпением ждали, когда поспеет урожай, а когда пришло время собирать его, восторгу не было предела.

 

  1. Неживая природа, (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) На непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", "Что вырастет из зёрнышка?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такая деятельность помогла детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом.

 Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта».

 Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Имеет ли  воздух вес?  Ответить  на этот  вопрос  также  можно  с помощью опыта,  положив  на одну  чашу  весов пустой  шарик, а  на  другую  надутый. Так знакомлю детей со  свойствами воздуха.

Экспериментирование с водой:  позволило детям сравнить различные состояния воды. Вижу - не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»)

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Провели простейшие опыты с водой: - Почему осенью бывает грязно?

Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Ход опыта: В чашку с землёй набрызгала воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь.

Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.  

 Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз).   Дети узнали, что воду можно покрасить, заморозить.

Ход опыта: Взяли стаканчики с водой, краски с кисточками сначала воду покрасили затем заморозили, получилась мозаика изо льда. Дети с огромным удовольствием выкладывали разноцветные льдинки на снегу.

Познакомила детей со свойствами льда и снега.

Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне»,«Песок и камешки»)

Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Для начала знакомила детей с названиями частей своего тела. Кажется,  это просто, но такие слова, как запястье, затылок, ступня, кисть, голень, бедро детям могут быть не знакомы. В своей работе использовала наглядно – дидактический материал «Строение тела», «Для чего нужны руки, ноги…»

Для малышей интересно сравнивать людей и животных. Играли в игру «Найди сходство и отличия». Например:

-Чем похожи человек и птица? (Есть голова, туловище, две ноги, два глаза). А чем они отличаются? (У человека - руки, а у птицы - крылья; у человека – рот и нос, а у птицы - клюв).

Знакомила детей с внутренним строением. Предлагала ребенку потрогать живот и спину. Спина заметно тверже живота, так можно объяснить, что внутри человека есть кости, которые и придают форму нашему телу. Рассматривали с детьми книги,  иллюстрации, проводили опыты: «Для чего нужны руки, нос, ноги…», «Зачем мыть руки», «Кожа – какая она?» «Как физические упражнения влияют на организм человека»

  Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

   Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.

   Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек» и «Почемучек», выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными.  

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме:

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.

  Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Мною уделяется все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку". Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Для более глубокого изучения темы "Домашние животные" изготовила мини-макет "Скотный двор" здесь дети видят разницу жизни домашних животных. Дети узнали, что за животными ухаживают люди, они кормят, их поят, а мы нарисовали для них забор, что бы к ним не прокрался волк. Познакомились с семьей петушка и превратили цыплят в жёлтые комочки, а котяткам нарисовали пушистую шёрстку.

Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

(через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

(проговаривание результатов опыта, наблюдений)

(через опыты, наблюдения дети получают знания)

(через беседы о пользе фруктов и овощей)

 

Вывод

В результате организации детского экспериментирования:

  • У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
  • Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
  • Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
  • Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность,  познавательная активность и целеустремленность.

 

 

Выводы по опыту работы.

Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию, как средство познавательного развития дошкольников, позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

 

  Литература.

   

  1. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира».
  2. Рыжова П. «Игры с водой и песком».
  3. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной».
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста».
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  6. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  7. Малашенкова В.Л. «Освоение программы экологических знаний»
  8. Методика диагностирования познавательной активности Юркевича В.С. «Древо желаний» и «Маленький исследователь».

9.       Рыжова Н.А. «Волшебница – вода».

10.     Интернет ресурсы.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...

Статья на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год

Пояснительная запискаОбоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс  «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»А....