рабочая программа
рабочая программа (старшая группа)

Куразян Ольга Викторовна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа451.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  Описание: Картинки по запросу логотип детского сада на приказе

 «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)

Рабочая программа кружка «Юный исследователь»

(опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе)

 на 2019 -2020 учебный год

Подготовила:

Куразян О.В

Актуальность программы

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника.  Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию.  Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего   дошкольного возраста.

Рабочая образовательная программа  разработана   с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта,  вступившего в силу 1 января 2014 года,  и Примерной основной образовательной программой ДОО «Детство»  

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  1. ФГОС ДО
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Конституция ст. 43. 72
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. СанПин 2.4.1.3049-13
  6. Устав ДОУ

Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

-  создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Программа рассчитана на 1года обучения.

Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

Форма организации:

 - непосредственно-организованная деятельность;

 -совместная деятельность;

 -самостоятельная деятельность.

Количество детей – 20

Место проведения:

- групповая комната;

- участок;

  -прилегающая территория детского сада.

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Формы работы:

- занятия путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- проектная деятельность;

-трудовая деятельность;

Ожидаемые результаты реализации Программы

Старшая группа:

- высказывать предположения об ожидаемом результате;

- определять цель деятельности, условия её достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

2019-2020 учебный год

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

2

«Наши помощники - органы чувств»

Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

3

«Необычные кораблики»

Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

4

«Волшебная вода»

Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

Октябрь

1

«Вода – растворитель»

Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

2

«Воздух»

Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться,  и содержится в различных предметах.

3

«Звук»

Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой

4

«Волшебный свет»

Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.

Ноябрь

1

«Что такое масса, длина и высота»

Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

2

«Песок»

Выявить значение почвы

3

«Глина. Камень»

Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

4

«Соль. Сахар»

Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

Декабрь

1

«Почва»

Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

2

«Само удивительное вещество на земле»

Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

3

«Дерево»

Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

4

«Бумага»

Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

Январь

1-2

«Ткань»

Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

3-4

«Стекло»

Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

Февраль

1

«Зеркало»

Выявить особенности отражение в зеркал.

2

«Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

3

«Резина»

Познакомить со свойствами резины и её качествами

4

«Пластмасса»

Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

Март

1

«О мире растений»

Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

2

«Как дышат растение»

Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

3

«Строение, значение, функции и видоизменения частей растения»

Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде

4

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Апрель

1

«Дружба красок»

Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

2

«Металл»

Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

3

«Магнит»

Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

4

«Цветы в вазе»

Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

Май

1

«Вес, притяжение»

Определить, почему все падает на землю.

2

«3 состояния вещества»

Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

3

«Секретные записи»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.

4

«Все обо всем»

Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

Список литературы:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
  3. Николаева С. Н. Юный экологПрограмма экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
  4.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
  6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

9.  «Вода и воздух» Советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. А.Б Казанцева. М.: 2016 г;

10.«Свет и сила» Практические занятия для любопытных детей. А.Б Казанцева. М.: 2016 г;

11.«Эксперименты в ванне» Развивающие игры для детей. С.Н Бондарёва. М.: 2016  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...