Главные вкладки

    рабочая программа
    рабочая программа (старшая группа)

    Куразян Ольга Викторовна

    рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл рабочая программа451.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска  Описание: Картинки по запросу логотип детского сада на приказе

     «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)

    Рабочая программа кружка «Юный исследователь»

    (опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе)

     на 2019 -2020 учебный год

    Подготовила:

    Куразян О.В

    Актуальность программы

    Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

    Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника.  Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

    Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

    В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию.  Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

    Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

    О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

    Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего   дошкольного возраста.

    Рабочая образовательная программа  разработана   с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта,  вступившего в силу 1 января 2014 года,  и Примерной основной образовательной программой ДОО «Детство»  

    Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

    1. ФГОС ДО
    2. Закон РФ «Об образовании»
    3. Конституция ст. 43. 72
    4. Конвенция о правах ребенка
    5. СанПин 2.4.1.3049-13
    6. Устав ДОУ

    Цель программы: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

    Задачи:

    -  создать условия для экспериментальной деятельности;

    - формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

    - расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

    - познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

    - упражнять детей проводить элементарные опыты;

    - развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

    - стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

    - развить речь, пополнить словарный запас;

    - формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

    - развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

    - воспитание самостоятельность

    - развить интерес к изучению нового.

    Программа рассчитана на 1года обучения.

    Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 20-25 минут.

    Форма организации:

     - непосредственно-организованная деятельность;

     -совместная деятельность;

     -самостоятельная деятельность.

    Количество детей – 20

    Место проведения:

    - групповая комната;

    - участок;

      -прилегающая территория детского сада.

    Методические приемы:

    - наблюдения;

    - создание проблемных ситуаций;

    - экспериментирование;

    - рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

    - дидактические игры;

    - моделирование;

    - трудовые поручения.

    Формы работы:

    - занятия путешествия;

    - занятия – эксперименты;

    - целевые прогулки;

    - циклические наблюдения;

    - проектная деятельность;

    -трудовая деятельность;

    Ожидаемые результаты реализации Программы

    Старшая группа:

    - высказывать предположения об ожидаемом результате;

    - определять цель деятельности, условия её достижения;

    - с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

    - умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

    - анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

    - анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

    Календарно – тематическое планирование

    1 год обучения

    2019-2020 учебный год

    Месяц

    Неделя

    Тема

    Программное содержание

    Сентябрь

    1

    «Детская лаборатория»

    Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

    2

    «Наши помощники - органы чувств»

    Определить значимость органов чувств (уши, язык, глаза, нос).

    3

    «Необычные кораблики»

    Выявить особенности веса различных предметов. Подвести к пониманию понятий: тяжелый – легкий, летает – не летает, плавает – тонет.

    4

    «Волшебная вода»

    Познакомить с основные свойства воды (нет вкуса, запаха и цвета, формы), текучесть и прозрачность воды

    Октябрь

    1

    «Вода – растворитель»

    Выявить вещества, растворяющиеся в воде. Познакомить с понятием растворимость.

    2

    «Воздух»

    Познакомить с основными свойствами воздуха: нет формы, невидимый, воздух может перемещаться,  и содержится в различных предметах.

    3

    «Звук»

    Познакомить с основными свойствами звука: сила звука, источник звука, звонкий - глухой

    4

    «Волшебный свет»

    Познакомить со свойствами света. Понять значения: прозрачный, непрозрачный, полупрозрачный, образование теней, яркость света.

    Ноябрь

    1

    «Что такое масса, длина и высота»

    Показать, что предметы бывают тяжёлые – легкие, длинные – короткие, высокие – низкие.

    2

    «Песок»

    Выявить значение почвы

    3

    «Глина. Камень»

    Выявить сходства и различие свойств глины и камня. Изготовление игрушки из глины.

    4

    «Соль. Сахар»

    Познакомить со свойствами соли и сахара. Использование соли, сахара в быту.

    Декабрь

    1

    «Почва»

    Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости.

    2

    «Само удивительное вещество на земле»

    Установить зависимость изменений в природе от сезона. Снег – вода. Выделить основные свойства снега и льда. Наблюдение за сосульками.

    3

    «Дерево»

    Познакомить со свойствами дерева: не тонет в воде, дерево легче металла, как узнать, сколько лет дереву.

    4

    «Бумага»

    Познакомить с основными свойствами бумаги (рвется, режется, намокает, издаёт звук). Изготовление игрушки из бумаги.

    Январь

    1-2

    «Ткань»

    Познакомить со свойствами ткани: впитывает воду, не рвется, не мнётся, режется.

    3-4

    «Стекло»

    Познакомить с основными свойствами и качествами стекла. Виды стекла. Увеличительное стекло

    Февраль

    1

    «Зеркало»

    Выявить особенности отражение в зеркал.

    2

    «Мыло-фокусник»

    Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность. Делаем мыльные пузыри

    3

    «Резина»

    Познакомить со свойствами резины и её качествами

    4

    «Пластмасса»

    Познакомить с пластмассой с её свойствами и качествами.

    Март

    1

    «О мире растений»

    Определить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений

    2

    «Как дышат растение»

    Определить какие части растения участвуют в дыхании, нужен ли корешкам воздух, установить, что растение выделяет кислород

    3

    «Строение, значение, функции и видоизменения частей растения»

    Функции корней, строение растений, испарение влаги с листьев, взаимосвязь между структурной поверхностью листьев и потребностью их в воде

    4

    «Солнце дарит нам тепло и свет»

    Дать детям представления о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

    Апрель

    1

    «Дружба красок»

    Определить свойства красок, их смешивание. Рисование красками.

    2

    «Металл»

    Познакомить с металлом, его качествами и свойствами

    3

    «Магнит»

    Познакомить с магнитом. Выявить предметы, которые притягиваются, на каком расстоянии и установить силу притяжения через различные материалы.

    4

    «Цветы в вазе»

    Установить какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении.

    Май

    1

    «Вес, притяжение»

    Определить, почему все падает на землю.

    2

    «3 состояния вещества»

    Выяснить, что вещество может быть в трёх агрегатных состояниях: жидкое, твердое и газообразное

    3

    «Секретные записи»

    Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Развивать у детей самостоятельность.

    4

    «Все обо всем»

    Итоговое занятие. Обобщить знания и навыки экспериментирования.

    Список литературы:

    1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
    2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. (Серия «Программа развития»)
    3. Николаева С. Н. Юный экологПрограмма экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
    4.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
    5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
    6. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
    7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)

    9.  «Вода и воздух» Советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. А.Б Казанцева. М.: 2016 г;

    10.«Свет и сила» Практические занятия для любопытных детей. А.Б Казанцева. М.: 2016 г;

    11.«Эксперименты в ванне» Развивающие игры для детей. С.Н Бондарёва. М.: 2016  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

    Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

    Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

    Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

    Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

    Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

    рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

    Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

    Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...