доклад на педсовет
статья

Яшина Татьяна Ивановна

 

 На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач: ‒ сохранение здоровья ребёнка; ‒ развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25] Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами — принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей. Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. [2, с. 21] Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве; ‒ интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей; ‒ интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. [2, с. 37] Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. [3, с. 15] При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, использую такие методы как: ‒ сюрпризный, игровой моменты; ‒ рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование; ‒ сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый); ‒ проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ; ‒ разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах. Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. [4, с. 18] Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Например, тематическая неделя, посвящённая дню защитников Отечества, объединяет такие образовательные области, как «Социально-коммуникативная», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое». Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор всех образовательных областей. В течение недели детям читают произведения о Российской армии Л. Кассиля, С. Маршака, рассматривают репродукции картин об армии, На познавательных занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин, мастерят подарок для папы , слушают музыкальные произведения, посвященные армии .

Итогом тематического мероприятия, стал спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», проведенный совместно папами.

Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативная», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое». «Физическое». В течение тематической недели дети с удовольствием слушают произведения о маме («Посидим в тишине»Е. Благининой и др.), рассматривают репродукции с картин знаменитых художников (например, А. Шилова «Портрет матери»).Дети сами рисуют портреты своих мам, а затем организовывается в группе выставка портретов «Мамы всякие важны», где дети рассказывают о своих мамах. Также дети мастерят своими руками подарок для мамы и бабушки — аппликационную открытку. Организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируются у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональность отзывчивость, креативность. В тематическую неделю по знакомству детей с транспортом, включаю такие образовательные области как: «Социально-коммуникативное», — расширяю представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формирую у детей эмоционально-положительное  отношение к создателям транспорта, «Речевое развитие» — чтение произведений о транспорте, отгадывание загадок, «Познавательное» — использование справочной литературы — знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «Художественное-эстетическое» — рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», слушают и исполняют любимые музыкальные произведения из знакомых мультфильмов. Ещё пример: при планировании с детьми старшего дошкольного возраста, образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию по теме: «Разные коты», включила такие образовательные области: «Познавательное» — определить настроение каждого кота, где сидит кот (в каком углу?), выбрать цвет ленточки для бантика кота, «Речевое развитие» — рассказать какой кот (весёлый, хитрый, добрый, умный, т.д.), рассказ о своём котике, считалки, «Физическое» — пальчиковая гимнастика «Котята», игра малой подвижности «Кошки и мышки». При выполнении самостоятельной продуктивной деятельности (рисуют кота), дети выбирают для своего кота (глаза, усы, рот), чтобы передать в своей работе настроение котика. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками. Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".

Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."

Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....

Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы

    Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска.       Предлагаем ознаком...

Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования

Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...