Проект по опытно-экспериментальной деятельности
проект (средняя группа)

Гостева Ирина Олеговна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proetk_opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Вид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий характер

Продолжительность:  краткосрочный

Участники: дети средней группы №2, воспитатели, родители.

Срок реализации: 1 месяц

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

При реализации проекта были использованы следующие формы работы:

  • Чтение познавательной и художественной литературы;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Наблюдение во время прогулок;
  • Творческая деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Подвижные игры;
  • Беседы

Предполагаемый результат:

Для детей:

  • Формирование системы знаний о снеге и его свойствах. Дети знакомятся с образованием снежинок, узнают о пользе и вреде снега.
  • Совершенствование умения  устанавливать простейшие причинно- следственные связи, умение рассуждать, высказывать предположения, умение договариваться и прогнозировать результат.
  • Развитие наблюдательности, умение видеть и ценить красоту природы.

Для родителей:

  • Проведение в домашних условиях простейших опытов со снегом и льдом;
  • Наблюдение во время прогулок за зимними явлениями погоды, за снегом;
  • Помощь в организации мини- музея «Парад снеговиков», изготовление снеговиков из различных материалов;
  • Оказание помощи в постройке снежной горки на участке.

Для педагогов:

  • Создание папки- передвижки «Интересные факты о снеге»;
  • Проведение родительского собрания по теме проект;
  •  Постановка сказки «Снежный колобок»

Цель проекта

      Ознакомление  со  свойствами снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности

Задачи:

1.Создавать условия для расширения представлений детей о явлениях окружающей действительности (снег, лёд),

2.Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей  с новыми способами  обследования снега.

3. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

4.Содействовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

5.Развивать познавательные процессы ( память, внимание)

6. Содействовать развитию речи:  обогащать и активизировать словарь, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;

7.Содействовать развитию творческих способностей и воображения;

8.Развивать трудовые и самостоятельные навыки, чувство коллективизма и ответственность за выполненную работу.

9.Воспитывать  интерес и любовь к чтению;

10. Продолжать развивать интерес  детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить.

  Планируемые результаты.        

-Расширение представления о снеге .

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

Методы – исследования:

-Чтение художественной и познавательной литературы

-Опыты – эксперименты со снегом

-Рассмотрение иллюстраций

-Просмотр видеоматериалов

-Беседы

-Рассказ из личного опыта

                                           

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми.

• Создание необходимых условий для реализации проекта..

II этап – основной.

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный.

• Оформление результата проекта.

• оформление папки – передвижки « Интересные факты о снеге»

Презентация проекта «Снег – снежок»

Проведение родительского собрания по теме проекта

Реализация проекта

Познавательное - развитие

Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (снег, метель, гололед). Опытно – экспериментальная деятельность

Речевое развитие 

Чтение художественных произведений:

  • С.Козлов «Зимняя сказка»
  • «О чём плачут сосульки»М.Лякишева
  • Русская народная сказка «Снегурочка»
  • «Какая бывает зима» М.Пляцковский
  • К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»

Пересказ рассказа Н.Калининой «Снежный колобок»

Заучивание стихотворений наизусть:

  • «Снег идёт» М.Познанская
  •  «Снежно - белый снеговик» В.Савончик
  •  «Зимушка-зима» Ю.Никонова

Рассматривание иллюстраций и фотографий.

Беседы

  • «Можно ли есть снег?»
  • «Почему снег белый?»
  • «Какую пользу приносит снег?»

Художественно-эстетическое развитие.

  • Рисование «Зимушка - зима»
  • Рисование «Мы вылепили разных снеговиков»
  • Рисование «Снежинка»
  • Лепка сюжетная «Дети играют в снежки»
  • Лепка (плоскостная, коллективная) «Снег идет»
  • Лепка «Снежинка»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды.
  • Салфеточная аппликация «Зимний лес»
  • Салфеточная аппликация «Весёлый снеговик»
  • Аппликация «Новогодняя открытка»

Физическое развитие

  • Русская народная игра «Снежная баба»
  • Подвижная игра « Снежинки и ветер»
  • Игровые упражнения « Снежинки кружатся»
  • Игровые упражнения « По снежному лабиринту»
  • Подвижная игра «Мороз – красный нос»
  • Дыхательная гимнастика « Снежинки летят»

Безопасность

Беседа на тему: «Снег может быть опасным» (Нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот так как может заболеть горло.)

Развивающая среда

Сюжетные картинки на зимнюю тематику. Альбом для рассматривания «Времена года». Украшение группы к Новогоднему празднику.

Вывод:

1.Снег-это зимний вид атмосферных осадков. Наличие снега играет важную роль в жизни растений и животных.

2. Снег есть нельзя, потому что он холодный, может заболеть горло, а ещё и недостаточно чистый, может повредить здоровью.

Заключение.

В результате проведения исследования дети сделали вывод, что снег и лед - грязные и не пригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а также его пьют животные и птицы. Также снегом можно играть, строить снежные постройки.

Приложение

Цель:

Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.
Задачи:

Формировать знания детей о явлениях природы весной.

Учить наблюдать, видеть причинно — следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к
своему здоровью.

Возраст

Опыты и эксперименты

средний дошкольный возраст

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: понаблюдать за таянием снега на руке, варежке, на отопительной
системе, на грелке и т. д..

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две белые тарелки, в одну положить снег, в другую налить
водопроводную воду. Через некоторое время рассмотреть воду в тарелках,
сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на
дне). Убедитесь в том, что снег — это грязная талая вода, не пригодная для
питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно
давать животным.

Средний дошкольный возраст.

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что
отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они

могут его увидеть.

Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в
качестве зеркала.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода — прозрачная», «грязная-
непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов
(пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено
понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум) Дать задание: доказать, что вода в банке
прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать
вопрос «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в
нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем — продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной,
мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в
аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли
вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода
непрозрачная.

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки,
камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его
постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи
гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится
птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых
изображений и материалов.

Старший дошкольный возраст.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и
полиэтиленовая пленка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на
солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и,
поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
ЭФФЕКТ РАДУГИ

Вы можете сами расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета,
воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам
понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в
воду и прислоните его к краю миски

Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный
свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась
отраженная «радуга».

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета,
выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и
др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у
воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из
одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и
как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который
налита, то есть может легко менять форму.

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместить в воду большую и маленькую «льдину», спросить, какая
быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.

Вывод: Чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот.

СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель; Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее
нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди
которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на
солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым
горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета
улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот
почему грязный снег тает быстрее чистого.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.

Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель,
растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку Окунуть стебли растения в баночку и
подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким
канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Все возраста.

ТОНЕТ — ПЛАВАЕТ,

Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную
палочку.

Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО BOДЫ

Цель: Показать важное свойство воды — давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни.

Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и
с влажной ватой.

Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.

Вывод: продолжить работу над проектом в 2017-2018 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.

Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на подоконнике"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7360906","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне»           воспитатель Семенова Ольга Владимировна...