рабочая программа
материал

Тарасова Елена Михайловна

рабочая программа на 2019-2020гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

музыкального руководителя МБДОУ № 312

Тарасовой Елены Михайловны

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет.

Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 312 разработана в соответствии с основной образовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 312 и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении санпин» 2.4.3049-13)
  • Устав МДОУ «Детский сад №312 «Цветик- семицветик» г. Красноярск
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ  «Детский сад № 312 «Цветик- семицветик» г. Красноярск

Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.

 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются  на основе ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, приоритетного направления - физического развития дошкольников с учетом регионального компонента,  на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации программы: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
  • Принцип развития ребёнка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе.
  • Принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.
  • Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  • Принцип интеграции развития музыкальности ребёнка с другими видами художественно-эстетической деятельности

 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ:

•        Программа сформирована на основе ООП ДО с интеграцией парциальной программы музыкального образования детей дошкольного возраста.

•        Программа определяет содержание и организацию музыкальной образовательной деятельности детей от 1,5 до 7 лет.

•        Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

•        Программа   определяет   комплекс   основных   характеристик   музыкального образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

•        Материал программы распределяется по возрастным дошкольным группам (дети от 1,5 до 7 лет) и видам музыкальной деятельности.

  ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1,5-7 ЛЕТ)

Ранний возраст (с 1,5 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

       ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОТ 1,5 ДО 7 ЛЕТ

2-я группа раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)

Виды муз.

деятельности

Образовательные задачи

Слушание

Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагировать на содержание.

Развивать умение различать звуки по высоте

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Формировать способность воспринимать и  воспроизводить простейшие движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Передавать музыкальные образы.

Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Виды муз.

деятельности

Образовательные задачи

Слушание

Приобщать детей к  народной и классической  музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем). Формировать умение различать весёлую и грустную музыку. Приучать  слушать   музыкальное произведение, пони-мать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.   Развивать способность  различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии. Совершенствовать   умение различать звучание музыкальных игрушек,   детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

Способствовать развитию певческих навыков: петь без  напряжения

в диапазоне ре (ми) – ля (си) первой октавы в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.

Песенное творчество

Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю – баю» и весёлых на слог «ля-ля-ля». Формировать навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Формировать умение двигаться в соответствии с  двухчастной формой  музыки и силой её звучания; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.

Музыкально-игровое

и танцевальное творчество

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить детей  с некоторыми  детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их  звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Виды муз.

деятельности

Образовательные задачи

Слушание

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).  Обогащать музыкальные впечатления, развивать осознанное отношение к музыке. Формировать навыки культурного слушания музыки. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте  в пределах сексты, септимы.

Пение

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать  петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?",  «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально-ритмические движения

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Формировать умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег).

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму. Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Виды муз.

деятельности

Образовательные задачи

Слушание

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость на неё. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной, и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, со строением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров. Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение

Формировать певческие навыки,  умение петь лёгким звуком в диапазоне от  ре первой  до до второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.   Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество

Развивать умение импровизировать мелодию на заданный текст,      сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.

Музыкально-ритмические движения

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание,  умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии  с музыкальными фразами.  Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений  (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение;  приседание с выставлением ноги вперёд). Познакомить детей с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен, изображать сказочных животных и в разных игровых ситуациях.

Музыкально-игровое

и танцевальное творчество

Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах

Развивать  умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Виды муз.

деятельности

Образовательные задачи

Слушание

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры; профессиями. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции. Обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Пение

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические  навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до  ре второй октавы, брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально  и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии  на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце её эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.). Совершенствовать умение  импровизировать под музыку соответствующего характера. Закреплять умение  придумывать движения отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Развивать самостоятельность в поисках способа передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

 


ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Раздел «восприятие музыки»

Режимные моменты

Совместная

деятельность педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и

физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях

(ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная

деятельность)

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

Занятия

Праздники,

развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Другие занятия

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных

сказок,

- рассматривание

картинок, иллюстраций в

детских книгах, репродукций, предметов окружающей

действительности.

Создание условий для самостоятельной

музыкальной

деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов

(озвученных и не озвученных),

музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки

и шумовые инструменты

Игры в «праздники», «концерт»

Консультации для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)


Раздел «пение»

Режимные моменты

Совместная

деят-ть педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование пения:

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной

деятельности

- на праздниках и развлечениях

Занятия, праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная

деятельность

-пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

- Подпевание и пение знакомых песенок,

иллюстраций в детских книгах,

репродукций, предметов

окружающей действительности

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов

инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных

персонажей.

Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей:

-песенного творчества

(сочинение грустных и веселых мелодий),

Музыкально-дидактические игры

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления

детей и родителей, совместные

театрализованные представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)


Раздел «музыкально-ритмические движения»

Режимные моменты

Совместная

деят-ть педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыкально-ритмических движений:

-на утренней гимнастике и

физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

Занятия,

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

Театрализованная деятельность

-Игры, хороводы

- Празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов,  атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.).

Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии

Совместные праздники, развлечения

(включение родителей в праздники и

подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической

пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Посещения детских музыкальных театров


Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Режимные моменты

Совместная

деят-ть педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях

Занятия, праздники,  развлечения

Музыка в повседневной

жизни:

-Театрализованная

деятельность

-Игры с элементами

аккомпанемента

- Празднование дней рождения

Создание условий для

самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек.

Игра на шумовых музыкальных

инструментах;

экспериментирование со звуками,

Музыкально-дидактические игры

Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки-передвижки)


Раздел «творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах)

Режимные моменты

Совместная

деят-ть педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и

развлечениях

Занятия, Праздники, Развлечения.

Музыка в повседневной

жизни:

-Театрализованная деятельность

-Игры с элементами аккомпанемента

- Празднование дней рождения

Создание условий для

самостоятельной музыкальной

деятельности в группе: подбор

музыкальных инструментов,

музыкальных игрушек.

Игра на шумовых музыкальных

инструментах;

экспериментирование со звуками,

Музыкально-дидактические игры

Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность

(концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления,

шумовой оркестр)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)


1.9. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»

Образовательный процесс по реализации образовательной области «Музыка» строится на основе рабочей программы, которая разработана  с учетом следующих положений:

-весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;

-постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

-осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.

Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям:

-единства содержания и музыкальной формы;

-соответствия всем видам  детской музыкальной деятельности;

-доступности восприятия и исполнения детьми.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) выступает как   основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, в которой участвуют все дети того или иного возраста.  НОД проводится в соответствии с рабочей программой по всем видам музыкальной деятельности и включает в себя чередование следующих видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, восприятие музыки, игра  на ДМИ,  пение, пальчиковая гимнастика, пляски, игры.

Материал программы распределяется по видам деятельности: слушание, пение, пальчиковая гимнастика, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения и соответствует четырем возрастным группам: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе групп

Формы проведения занятий:

  • Традиционное
  • Комплексное
  • Интегрированное
  • Доминантное


Структура музыкального занятия:

(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)

  • музыкально – ритмические движения
  • развитие чувства ритма, музицирование,
  • пальчиковая гимнастика
  • слушание, импровизация
  • распевание, пение
  • пляски, хороводы
  • игры.

Регламентация образовательной деятельности

Форма музыкальной деятельности

1-я группа раннего возраста

II младшая группа

средняя группа

старшая группа

подгот. группа

Продолжит.

в неделю

в год

Продолжит.

в неделю

в год

Продолжит.

в неделю

в год

Продолжит.

в неделю

в год

Продолжит.

в неделю

в год

НОД

10

2

72

15

2

72

20

2

72

25

2

72

30

2

72

Праздники и

Развлечения

20-25

18

25-30

18

30-35

18

35-40

18

40-45

18


Расписание непосредственной образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №312 «Цветик- семицветик» в 2019-2020 учебном году

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка»

понедельник

вторник

среда

Четверг

Пятница

15.20-15.40

Старшая №3

15.55-16.05

I младшая №1

9.00-9.15

II младшая №5

9.25-9.40

Средняя №7

9.50-10.10

Средняя №2

10.20-10.50

Подгот. №4

12.00-12.25

Подгот. №6

15.50-16.50

Клубный час

15.20-15.40

Старшая №3

15.55-16.05

I младшая №1

9.00-9.15

II младшая №5

9.25-9.40

Средняя №7

9.50-10.10

Средняя №2

10.20-10.50

Подгот. №4

12.00-12.25

Подгот. №6

Индивидуальная работа с детьми.


План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2019-2020 учебный год

сентябрь

1. Планирование и подготовка к праздникам и развлечениям в рамах проектов

2. Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания, музыкально-дидактическими играми.

3. подготовка спектакля в рамках районного конкурса «Театральная жемчужина»

октябрь

1. Подготовка и проведение  заключительного мероприятия по проекту «Осень, Осень, в гости просим».

2. Консультация «Развитие речи средствами музыки»

3. Консультации для родителей.

4. Работа над спектаклем в рамках районного конкурса «Театральная жемчужина»

ноябрь

1. Проведение утренников и развлечений.

2. Участие воспитателей в проекте «Ложки как музыкальный инструмент»

3. Планирование и подготовка к новогоднему празднику.

декабрь

1. Анкетирование воспитателей.

2. Подготовка и проведение новогоднего праздника.

январь

1. Проведение утренников и развлечений.

2. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям.

3. Оформление музыкальных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей

4. Участие воспитателей в проекте «Рисуем музыку»

февраль

1. Подготовка и проведение праздника, посвященному дню защитника Отечества.

2. Планирование и подготовка к празднику, посвященному 8 марта.

3. Мастер-класс

4. Участие воспитателей в проекте «Карнавал животных»


март

1. Подготовка и проведение праздника, посвященному 8 марта.

2. Планирование и подготовка к весеннему празднику.

3. Консультация «Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания»

апрель

1. Подготовка и проведение праздника весны.

2. Планирование и подготовка к выпускному балу.

май

1. Подготовка и проведение выпускного бала

2. Анкетирование воспитателей.

3. Планирование и подготовка к празднику «День защиты детей».


План работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями на 2019-2020 учебный год

сентябрь

1. Анкетирование родителей «Как обеспечить положительное самоощущение ребенка».

2. Индивидуальные консультации по музыкальному воспитанию.

3. Консультация «Форма одежды, обувь на занятиях и праздниках»

4. Выступление на общем родительском собрании «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС».

октябрь

1. Привлечение родителей к подготовке праздника «Осенины».

2. Создание папок-передвижек

3. Участие родителей  в педагогическом проекте «Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей»

ноябрь

1. Привлечение родителей к подготовке праздников

2. Совместное проведение праздника «День матери»

3. Участие родителей  в педагогическом проекте «Ложки как музыкальный инструмент»

декабрь

1. Оформление информационного стенда.

2. Привлечение родителей к подготовке новогоднего праздника.

3. Оформление  наглядно-педагогической пропаганды

январь

1. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания в ДОО

2. Создание фонотеки

3. Участие родителей  в педагогическом проекте «Рисуем музыку»

февраль

1. Привлечение родителей к подготовке праздника посвященному дню защитника Отечества.

2. Привлечение родителей к подготовке праздника, посвященному Международному женскому Дню.

3. Участие родителей в проекте «Карнавал животных»


март

1. Совместное проведение праздника, посвященного Международному женскому Дню

2.Консультация «Разучивание  стихов, ролей, песен дома»

3. Размещение на сайте детского сада альбома «Рисуем музыку».

апрель

1. Выступление на собрании.

2. Анкетирование родителей.

3. Тематическая выставка.

4. Привлечение родителей к подготовке весеннего праздника.

май

1. Привлечение родителей к подготовке выпускного бала.

2. Информационный стенд.


ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Целевые ориентиры дошкольного образования  представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) И умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения  дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.6.1. ОТСЛЕЖИВАНИЕ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ  НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕВОГО ОРИЕНТИРА

2-я группа раннего возраста (возраст 2-3 года)

Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «Музыка»

К концу года ребенок:

  • Узнает знакомые мелодии
  • Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы
  • Двигается в соответствии с характером музыки
  • Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
  • Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

Виды деят-ти

Параметры

Инструментарий

Форма

Ответственный

Слушание

С желанием слушает музыку, эмоционально реагирует на содержание

Различает звуки по высоте (высокое и низкое  звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона)

«Лошадка», муз. Е.Тиличеевой, «Зайка» р.н.песня

«Большой колокольчик», «Маленький колокольчик»

Наблюдение.

Специально организованные пробы.

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Пение

Подпевает музыкальные фразы,

«Баю» муз. М. Раухвергера; «Кошечка» муз. В. Витлина

Музыкально-ритмические движения

1. Двигается в соответствии с характером музыки

2.  Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук

«Вот как мы умеем» муз.Тиличевой


Младшая группа (возраст 3-4 года)

Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «Музыка»

К концу года дети могут:

•   Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

•    Замечать изменения в звучании (тихо - громко).

•    Петь, не отставая и не опережая друг друга.

•    Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами •    Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

Виды деят-ти

Параметры

Форма

Инструментарий

Ответственный

Слушание

Различает музыкальные жанры познакомить: песню, танец, марш. Эмоционально реагирует на музыкальные произведения, различает грустную и веселую мелодию. Различает музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы. Замечает изменения в силе звучания мелодии (громко-тихо)

Наблюдение

Специальные педагогические пробы

Наблюдение за детьми по ходу муз. занятия

1. Детям предлагается под музыку петь, танцевать или маршировать. Повторить несколько раз.

«Плачет котик»  муз. М. Парцхаладзе

«Веселый музыкант»  муз. А. Филиппенко

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Игра на детских музыкальных инструментах

Различает и называет детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, бубен, баян, балалайка.

«птица-мама», «птенчик»

«Большой колокольчик»,

«Маленький колокольчик»

Поиграй на таком же инструменте.

Пение

Поет выразительно, не отставая и не опережая других

Узнает знакомые песни

При проигрывании песни, ребенок начинает подпевать слова, фразы.

Предлагается знакомая песня, дети должны проинтонировать слогом данную мелодию с помощью взрослого.

Музыкально-ритмические движения

Умеет выполнять танцевальные движения (притопывать попеременно двумя ногами, кружиться в парах, выполнять прямой галоп), двигается под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения

Детям предлагается танец,  исполненный взрослым и детьми. Затем детям  предлагается сочинить похожий, но «свой» танец.

Творчество

Может подпевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Самостоятельно может выполнить танцевальные движения под плясовые мелодии


Средняя группа (возраст 4-5 лет)

Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «Музыка»

К концу года дети могут:

•    Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

•    Узнавать песни по мелодии.

•    Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).

•    Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

•    Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах;  движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

•  Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.   Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Виды деят-ти

Параметры

Форма

Инструментарий

Ответственный

Слушание

Различает музыкальные жанры: песня, танец, марш. Не отвлекается, слушает произведение до конца. Замечает выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Различает звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы)

Наблюдение

Специальные педагогические пробы

Детям предлагается под музыку петь, танцевать или маршировать. Повторить несколько раз.

Муз.  руководитель

Воспитатель

Пение

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение

Может петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

«Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. Гречанинова

«Птичка-мама – птенчик»

И/у «Большой колокольчик», «Маленький колокольчик»

Музыкально-ритмические движения

Умеет  самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Умеет выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Может выполнять движения с предметами (игрушками, ленточками)

«Качание рук с лентами»  польск. Нар. Мелодия, обр. Л. Вишкарева

«Кукла» муз.  М.

Творчество

Умеет эмоционально-образно исполнить музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

Детям предлагается прослушать музыкальное произведение и изобразить, как падают снежинки, показать веселого зайку, сердитого волка и т.д.

«Снежинки» муз. О.Берта,

«Медведь и заяц»  муз. В. Ребикова; «Медвежата», муз. М. Красева

Игра на ДМИ

Умеет подыгрывать простейшие мелодии на одном звуке на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Детям предлагается подыграть на ударных инструментах

В. Майкапар «В садике»

«Кап-кап-кап…» рум. нар. песня


Старшая группа (возраст 5-6 лет)

Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «Музыка»

К концу года дети могут:

•  Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

•  Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

•  Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

•  Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.

•   Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.

•   Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Виды деят-ти

Параметры

Форма

Инструментарий

Ответственный

Слушание

С желанием слушает музыку, эмоционально реагирует на содержание, слушает музыкальные произведения до конца, не мешает другим и не отвлекается. Различает музыкальные жанры (марш, танец, песня). Узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Различает звуки  по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка)

Наблюдение

Специальные педагогические пробы

Детям предлагается под музыку петь, танцевать или маршировать. Повторить несколько раз.

И/У «Лесенка»

Муз. руководитель

Воспитатель

Пение

Умеет  петь легким звуком в диапазоне от «ре» 1 до «до» 2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Может петь сольно с  музыкальным провождением и без него.

Предлагается хорошо знакомая детям песня.

«Березка» муз. Тиличеевой Е.

«Тяв-тяв» муз. В. Герчик

Музыкально-ритмические движения

Может ритмично двигаться  в соответствии с характером и динамикой музыки; умеет свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами. Умеет выполнять  танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание выставлением ноги вперед). Умеет изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Под музыкальное сопровождение предлагаются упражнения.

«Маленький марш» муз. Т. Ломовой, «Шаг и бег» муз. Н.Надененко и т.п.

«Парный танец» муз.  Александрова

Детям предлагается прослушать музыкальное произведение и изобразить, как падают снежинки, показать веселого зайку, сердитого волка и т.д.

Игры с пением «Кот Васька» муз. Лобачева

«Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского

Творчество

Может импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать  движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

Ребенку  предлагается сочинить «свою» песню, танец, или сыграть на металлофоне Муз. Руководитель оказывает элементарную словесную помощь.

Игра на детских музыкальных инструментах

Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Детям предлагается исполнить на ударных инструментах знакомую песенку или мелодию


Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)

Планируемые результаты освоения Программы образовательной области «Музыка»

К кону года дети могут:

  • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ
  • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов  (фортепиано, скрипка)

Различать части произведения.

  • Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  • Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
  • Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.
  • Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию
  • Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.
  • Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.
  • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
  • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

Виды деят-ти

Параметры

Форма

Инструментарий

Ответственный

Слушание

Узнает мелодию Государственного гимна РФ

Определяет жанр прослушанного произведения  и инструмент на котором оно исполняется. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения, различает части музыкального произведения. Знает и называет элементарные музыкальные понятия: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры; профессии, творчество композиторов и музыкантов.

Различает звуки по высоте в пределах квинты–терции.

Наблюдение

Спец. организованные пед. пробы

Беседа

Детям предлагается под музыку петь, танцевать или маршировать соответственно жанру исполняемого произведения. Затем назвать инструмент, на котором исполнялось данное произведение.

И/У «Песня-танец-марш»

Муз. Руководитель

Воспитатель

Пение

Может петь песни в удобном диапазоне, исполняет их выразительно, правильно передает мелодию. Может петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

И/у «Назови Композитора музыки»

Музыкально-дидактические игры «Три поросенка». «Звуки разные бывают»

Предлагается хорошо знакомая детям песня или ранее разученная

Музыкально-ритмические движения

Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, попеременный шаг)

«Потопаем-покружимся» рус. нар. мел., «Обидели» муз. М. Степаненко

«Полька» муз. В. Косенко,

«Вальс» муз Е. Макарова,

«Танец Петрушек» муз.  Даргомыжского

«Танец Снежинок» муз. А Жилина

Творчество

Умеет самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера. Умеет придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Под музыкальное сопровождение по инструкции «изобразить лыжника» и т.д.

И/У «Музыкальный магазин».

«Продавец» «ставит пластинку» и голосом воспроизводит мелодию, покупатель отгадывает

Игра на детских музыкальных инструментах

Может играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках

Умеет исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.

И/У «Музыкальный магазин». Сыграть несложную или знакомую мелодию на том инструменте, который «хотят купить»

И/У «Оркестр»


Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы, Комарова, Т.С.,Васильева, М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Агафонникова В.Г., Парцхаладзе М.А. Пойте, малыши! М., 1979
  3. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы. Волгоград.: Учитель, 2011.
  4. Т.А.Лунева Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. 2 младшая группа Волгоград.: Учитель, 2011
  5. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., 2004
  6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества  Спб., 2000.
  7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1985.
  8. Вихарева Г.Ф. Веселинка. Спб., 2000.
  9. Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! Спб., 1999.
  10. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  11. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М., 2004.
  12. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  13. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  14. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  15. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Средняя группа. С.Петербург.: Композитор, 2011
  16. Костина Э. П.Музыкально-дидактические игры. -Ростов-на-Дону : « Феникс» .Серия: Сердце отдаю детям, 2010 -212с
  17. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  В 2 частях. Учеб.-метод. Пособие. М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001.  Ч. 1.
  18. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
  19. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.
  20. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. — М., 1999.
  21. .Музыка в детском саду. 1 младшая, 2 младшая, Средняя, Старшая, Подготовительная группы. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. М., 1990.
  22. Музыка в детском саду. Выпуск 1. Под ред. Н. Ветлугиной. М., 1977.
  23. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет. В. 1./ Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Н. Фок. М., 1978.
  24. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет./ Сост. И.С. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1981.
  25. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду./ Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соколова, З.Н. Ушакова, В.Г. Царькова. М., 1991.
  26. Праздничные утренники в детском саду. Сост. Н. Метлов и Л. Михайлова. М., 1985.
  27. Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
  28. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  29. Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Танцевальная палитра»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...