Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"
    консультация

    Голубева Елена Анатольевна

    Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл golubeva_e.a.docx20.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

    "Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников"

    Воспитатель: Голубева Е.А.

    2020

     Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

    Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

    Экологическая культура - это знания, практические навыки, эстетические переживания ,эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

    Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

    - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    - объединить усилия для развития и воспитания детей;

    - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

     Целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек - не царь природы, а только ее элемент, один из членов природного сообщества. Человек должен понимать, что каждый организм на нашей планете имеет право на жизнь, и уважать это право вне зависимости от наших симпатий или антипатий.
    Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. Образование дошкольников включает: элементарные научно-естественные представления об окружающем мире (на уровне понятий), - как он устроен, что из себя представляет,  экологические знания об окружающем мире (взаимосвязи, зависимости). На основе знаний воспитывается отношение к природе.

    Самые маленькие жители Земли – дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень много взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.

    Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания.

    Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из: знакомства с видами растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой. Чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

    У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, поддерживать возникший у них интерес к природе, побуждать в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задачюю.

    Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе.

    В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

    Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс лишен тех форм организованности и четкости, которые свойственны, например, учреждениям общественного воспитания. Экологическое воспитание в семье имеет особо важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. Все формы работы с родителями должны основываться на педагогике сотрудничества, и работу следует проводить в двух направлениях:
    педагог - родитель;
    педагог - ребенок - родитель.
    Выстраивая такую схему, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и "микроклимат". Желательно проводить работу с родителями дифференцировано и использовать индивидуальный подход. При выборе форм общения с родителями ребенка надо отказаться от нравоучений, замечаний, назиданий и привлекать родителей к решению задач, результат которых даст положительный эффект в экологическом воспитании детей. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.

    В своем докладе я бы хотела поделиться с педагогами своей работой с родителями по экологическому воспитанию детей.

    Свою работу я начинаю с анкетирования родителей, где предлагаю им ответить на вопросы, ответы на которые помогают выявить уровень увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, которые их интересуют. Что также помогает выстраивать схему моей работы с родителями по экологическому воспитанию детей.

    Далее предлагаю вам некоторые формы работы с родителями, которые и активно применяю в своей практической деятельности. Родительские собрания, консультации, беседы. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. Папки передвижки, «Экологический стенд», где я помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

    Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешивается яркое красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители, обычно, не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала. Участники таких выставок благодарственными письмами.

    Проводила выставку совместных работ родителей и детей: «Лучший осенний букет», «Дары осени»...................................................................

    Проводился экологический праздник «День птиц». Родители вместе с детьми  приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики для птиц и кормушки.

    Проводила выставку детских рисунков на тему «Мой домашний любимец», а также фотографии домашних любимцев, слушали рассказы детей и комментарии к фотографиям.

    Сбор макулатуры. В детском саду было предложено родителям совместно с детьми собрать макулатуру......

    В группах проводятся экологические проекты. В заключение каждого проекта делается выставка по данной теме. Дети совместно с родителями  делают рисунки, аппликации, барельеф,  объемные поделки и т.д.

    В группе есть экологический уголок, который совместно с детьми и родителями  пополняется бросовым материалом, камушками, ракушками, шишками, семенами растений и т.д.

    Важные моменты:

    все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

    содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

    оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

    содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

    Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному.

    Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

    Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: "Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста".

    Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...

    Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»

    Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших  дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе  9 человек....

    Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

    Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

    Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

    Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

    Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему: «Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников».

    Конспект выступления на методическом объединении воспитателей на тему:«Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании дошкольников»....


     

    Комментарии

    Голубева Елена Анатольевна

    Экологическое воспитание в ДОУ