Развитие инициативы и самостоятельности ребенка в поисково - исследовательской деятельности.
консультация

Евдокимова Альфия Абдухалиевна

Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы и самостоятельности в поисково – исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad.initsiativa_i_samostoyatelnost.ppt249 КБ
Файл doklad.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Евдоким о ва Альфия Абдухалиевна МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка « 201 7 год «Развитие инициативы и самостоятельности ребёнка в поисково – исследовательской деятельности.

Слайд 2

Создание условий для поддержки детской инициативы и творчества: Для того, что бы поисково – исследовательская деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия , необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы :

Слайд 3

Факторы - предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию; - образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; - содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы; - родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка : чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Слайд 4

При организации работы в этом направлении нужно придерживаться следующих принципов : • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности. • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. • Креативности - создание ситуаций , в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Слайд 5

Методы и приёмы, позволяющие развивать инициативу и самостоятельность детей. моделирование ситуаций с участием персонажей, - индивидуально-личностное общение с ребенком, - поощрение самостоятельности, - побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности, - оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Слайд 6

Формы работы для поддержки детской инициативы в поисково – исследовательской деятельности : Познавательные занятия 2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. 3. Наблюдение и труд в уголке природы 4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 5. Самостоятельная деятельность детей

Слайд 7

Вывод: Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы и самостоятельности в поисково – исследовательской деятельности.



Предварительный просмотр:

Развитие инициативы и самостоятельности ребенка в поисково - исследовательской деятельности.

А.А. Евдокимова*

МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

г. Лесосибирск, Россия

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Для поддержки детской инициативы и самостоятельности необходимо создать условия.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность. К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование  (поисково – исследовательская деятельность) лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни.

Малыш с ранних лет сначала, перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу, откроет все шкафы); повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос: сколько же воды в стакане?;

Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная и поисково – исследовательская деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении нужно придерживаться следующих принципов:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм, методов и приемов организации детской познавательной деятельности.

Для формирования познавательной активности успешны такие приёмы, как:

- моделирование ситуаций с участием персонажей,

- индивидуально-личностное общение с ребенком,

- поощрение самостоятельности,

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы в поисково – исследовательской деятельности являются следующие:

1. Познавательные занятия

Например, можно  провести познавательное занятие:

  • "Путешествие в мир посуды" (в комнате русской сказки). Детям рассказать из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой вилкой была заточенная палочка. Предложим такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Что же дальше придумал человек, чтобы было удобней есть? Все вместе прийти  к выводу, что человек создал инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у многих она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная.
  • "Путешествие в прошлое стула", также детям предложить посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом.

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.

Пример:

  • Пересказ рассказа "Утята". Затем сравнить игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделают вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем воспитатель обращает  внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривают их через увеличительные стекла, пускают их в воду, дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Провести эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты жиром.
  • Знакомство с неживой природой можно провести через надувание мыльных пузырей, наблюдение за мыльным пузырем.

3. Наблюдение и труд в уголке природы

Дети занимаются посадкой лука, наблюдение как развивается растение, его полив.  Вывод, что без воды растение засыхает.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

К примеру при изучении темы "Животные севера" - дать детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложить подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Предложить кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучают все материалы, делают вывод - что вата мягче.

Можно занести в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой. Решение - обернуть и наклеить белые салфетки.

А можно предложить детям шишки, перья, пластилин, скорлупки детского ореха, задать вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумают и сконструируют  поделки из природного материала.  Педагог советует, как сделать что-нибудь, если возникают проблемы и дети не знают как их преодолеть.

Знакомство с водой можно проводить  в процессе хозяйствено - бытового труда т - мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут).

Для фиксации наблюдаемых явлений или итогов эксперимента можно использовать:

1. Фотографии, картинки, схематические зарисовки

2. Зарисовывание самого объекта

3. Схематическое зарисовывания (мнемосхемы)

4. Планы-схемы

5. Рисунки-прогнозы

6. Календарь природы

7. Дневник наблюдений и т.п.

5. Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием расскажут  о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы и самостоятельности в поисково – исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие инициативы и самостоятельности в продуктивных видах детской деятельности»

•Процесс самостоятельной продуктивной деятельности закрепляет приобретенные на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в н...

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"

Предлагаю вашему вниманию презентацию для консультации с педагогами на тему "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"...

"Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей."

В данном материале представлены методы и приёмы, которые можно использовать для развития детской инициативы и самостоятельности.В данном материале представлены методы и приёмы, которые можно использов...

Как поддержать инициативу и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности

Тезисы для выступления на общем родительском собрании...

Конференция «Развитие любознательности и интересов ребенка посредством поисково – исследовательской деятельности»

Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий:любопытстволюбознательность;развитие познавательного интереса;развитие познавательной активности;становление сознания....

Презентация на тему:«Развитие инициативы и самостоятельности ребёнка в поисково – исследовательской деятельности.

Презентация на тему:«Развитие инициативы и самостоятельности ребёнка в поисково – исследовательской деятельности....