Проект на тему «Театрализованная деятельность в детском саду».
проект

Мустафина Гульчачак Мансуровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mustafina_gulchachak_mansurovna_.docx76.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета

 Апастовского муниципального района Республики Татарстан»

«Проектная деятельность как форма повышения качества образования»

ТЕМА ПРОЕКТА:

«Театрализованная деятельность в детском саду».

Художественно-эстетическое развитие

                                                                                                                         Выполнила:

Мустафина Гульчачак  Мансуровна

 воспитатель МБДОУ «Свияжнинский детский сад

общеразвивающего вида «Лейсан»

Апастовского муниципального района

Республики Татарстан        

Свияжнинск, 2019

   ОГЛАВЛЕНИЕ

        

Содержание

№ страницы

1

Актуальность проекта

3

2

Проблема проекта

5

3

Цели, задачи, ожидаемые результаты  проекта.

6-7

4

Основная часть

Пути реализации проекта

8

5

Заключение

10

6

Список использованной литературы

11

7

Приложения

12

Актуальность проекта:

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная  деятельность  в детском саду во все времена считалась актуальнейшей, своевременнейшей и  обязательной деятельностью.

         Театральная деятельность направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

        Главным и самым ценным в нашей работе является, конечно, ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача для нас  педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Я ежедневно сталкиваюсь, что у  современных детей плохо развита связная монологическая  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  Несомненно, при полной реализации данного проекта речь детей значительно улучшится.

Театрализованная игра  является условием развития творчества, но это условие не достаточное. Достаточность оно приобретает, если создаются специальные педагогические условия, необходимые для развития творчества в сюжетно-ролевой игре.

Следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка.

Проблема проекта: 

У детей не развит интерес к миру театра, посредством которого можно развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Причины:

  1. Дети с семьей не посещают театр или делают это редко.
  2. Недостаточно уделяется времени в семье беседам о театре.
  3. Непонимание родителей значимости театрализованной деятельности для развития ребенка.
  4. Интерес к театру подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.

Цель проекта:

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности; способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

Задачи:

  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • поэтапное освоение детьми видов творчества;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • развивать творческое воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  • вызвать желание участвовать в праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети научатся инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
  2. Дошкольники получат представление о театре и театральной культуре.
  3. У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
  4. Научатся импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  5. Умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
  6. Умение свободно держаться на сцене.
  7. Дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
  8. Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

1 этап (сентябрь) - подготовительный

2 этап (октябрь-апрель) – реализация проекта

3 этап (май) – заключительный

2. Основная часть.

Пути реализации проекта

Совместная деятельность педагогов и детей

Взаимодействие с родителями

Месяц

Беседа «Что такое театр»;

Чтение сказки «Репка»; Настольно-печатные игры  по мотивам сказок;

Консультация на тему

«Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольника»;

Сентябрь

  • Изготовление сказочных героев из природного материала;
  • Рисование: путешествие в сказку «Репка»;
  • Обучение татарскому языку: «Бармак уеннары»;
  • Просмотр мультфильмов по сказкам на русском и татарском языках.

Папки - передвижки: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

Октябрь

  • Подвижная игра «Лохматый пес»;
  • Распределение ролей, заучивание диалогов героев сказки «Репка».

-Подготовка декораций и костюмов для спектакля «Репка»; 

-Показ спектакля «Репка» на  родительском собрании.

Ноябрь

  • Речевое развитие: Знакомство с эмоциями «удивление», «грусть»;
  • Закрепление умений вождение кукол настольного театра;
  • Знакомство с техникой игры пальчикового театра;
  • Разучивание скороговорок.

Консультация:

«Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».

Декабрь

  • Беседа «Театральная азбука»;
  • Чтение сказки  «Заюшкина избушка»;
  • Рисование по сказке «Заюшкина избушка»;
  • Настольные игры;
  • Подвижная игра:  «Лиса в курятнике».

Консультация: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?».

Январь

  • Просмотр мультфильмов «Заюшкина избушка», «По щучьему веленью»;
  • Пересказ сказки «Заюшкина избушка»;
  • Показ сказки «Заюшкина избушка» младшим группам

Папка - передвижка: «Обогащение эмоционально-волевого опыта дошкольника».

Февраль

  • Чтение сказки «Колобок»;
  • Изготовление декораций к настольному театру «Колобок»;
  •  Введение артикуляционной гимнастике;
  • Настольный театр: «Колобок», «Репка».

Опрос родителей –

«Играете ли Вы с ребёнком в театр».

Март

  • Отгадывание «Сказочных загадок»;
  • Физкультура  - «Колобок»;
  • Подвижная игра: «Хитрая лиса»;
  • Рисование по сказке «Колобок »;
  • Просмотр мультфильмов на русском и татарском языках:«Колобок», «Теремок», «Колобок».

Консультация для родителей – «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр».

Апрель

  • Литературная викторина «Наши любимые сказки»;
  • Разучивание слов сказки «Колобок»;
  • Показ сказки «Колобок» родителям.

Изготовление костюмов для драматизации сказки «Колобок».

Май

Заключение:

коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Использованная литература:

1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
4.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
5.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
6.
 Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Приложения

Беседа с детьми «Что такое театр?»

Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).

Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.

Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку. Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. (Проводится физкультминутка).

Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Подведение итогов:

Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре.

Воспитатель: Что нового узнали? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.

Сценарий сказки «Репка»

Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:

Жил в одной деревне Дед

Вместе с Бабкой много лет.

Захотел однажды Дед

Репки пареной в обед.

Дед:

Что ж, пожалуй, я схожу

Да и репку посажу.

Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:

Расти репка сладкая,

Расти репка большая.

Рассказчик:

Репка выросла на славу

Что за чудо из чудес?

Репка - чуть не до небес!

Решил Дед выдернуть репку.

Но, не тут-то было -

Одному не хватит силы.

Что же делать? Как тут быть?

Позвать Бабку подсобить!

Дед(машет рукой):

Бабка, Бабка - где же ты?

Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:

Раз – вот так!

Два – вот так!

Ох! Не вытянуть никак!

Знать, ослабли наши ручки.

Позовём на помощь Внучку!

Бабка:

Ну-ка, Внученька, беги,

Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:

Раз – вот так!

Два - вот так!

Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:

Вот так репка! Ну и овощ!

Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:

Жучка! Жученька! Беги,

Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:

Вот, помочь готова Жучка,

Уцепляется за Внучку.

Раз – вот так!

Два - вот так!

Ох! Не вытянуть никак…

Знать, придётся кликнуть кошку,

Чтобы помогла немножко.

Жучка:

Кошка Мурка, беги,

Дёргать репку помоги!

Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:

Раз - вот так!

Два - вот так!

Ох! Не вытянуть никак…

Позовём, пожалуй, Мышку…

Где-то прячется, трусишка!

Кошка:

Мышка-Мышка, выходи!

Репку дёргать помоги!

Бежит Мышка

Рассказчик:

Мышка эта - очень сильна!

Сильнее медведя, сильнее слона!

Репку вытащить может одна,

Помощь ей совсем не нужна!

Ну-ка, Дед, за репку берись,

Ну-ка, Бабка, за Деда держись,

Внучка и ты не ленись:

Крепче скорее за Бабку возьмись.

Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:

Вот и вытянули репку,

Что в земле сидела крепко.

Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям):

Велика ль у Мышки сила?

Это дружба победила!

На здоровье кушай, Дед,

Долгожданный свой обед!

Вот и сказочки конец,

А кто слушал- молодец!

Сценарий сказки «Заюшкина избушка»

(В зале звучит музыка, входят дети)

Сказочница 1: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы вам очень рады!

Сказочница 2: Сказку мы сейчас покажем!

Да в стихах ее расскажем!

Сказочница 1: Тихо заяц жил косой

Рядом с хитрою лисой.

Заяц: У меня короткий хвост,

Чуткий нос и малый рост.

А на выпуклой макушке

Вверх торчат прямые ушки.

Лиса: Посмотрите, я какая,

Вся горю, как золотая!

Хожу в шубе дорогой

Хвост пушистый и большой.

На уловки мастерица-

А зовут меня – лисица.

Сказочница 2: Решили они построить себе избушки.

Заяц: Я из лубочка!

Лиса: А я изо льда!

Вместе: Славно заживем, славно заживем!

Звери нас не тронут, не придет беда!

(под музыку заяц и лиса строят себе домики)

Сказочница 1:

Вот у леса на опушке

Стали рядом две избушки.

Пляшут заинька с лисой,

Каждый хвастает избой.

Лиса:

Я строить мастерица! Избой могу гордиться!

Избушка ледяная, прозрачная, сквозная!

Готова наконец! Блестит, как леденец!

Заяц:

Лисица-мастерица, избушка не годится.

Как солнце припечет - избушка потечет!

А моя зато крепка, вся из прочного лубка.

Приходи скорей, весна, ты избушке не страшна!

Звучит музыка весны, домик лисы покачивается, наклоняется и убирается за ширму.

Сказочница 2: Попросилась лиса в гости к зайцу, да его и выгнала.

Сел заяц на пенек и плачет. Тут бежит собака.

Собака: Я с хозяином дружу,

Его дом сторожу.

Живу под крылечком,

А хвост – колечком.

- Почему ты, зайчик, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Меня лиса из дома выгнала.

Собака: Не плачь, зайчик, я ее выгоню!

Эй, лиса, уходи прочь!

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Сказочница 1:

Испугалась собачка и убежала в лес.

Сидит заяц и плачет, идет мимо медведь.

Медведь: Я – медведь Михайло.

Хоть и ростом я большой,

Но хозяин-то какой!

Я с соседями дружу,

Всех на чай приглашу!

- Почему ты, зайчик, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Меня лиса из дома выгнала.

Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню!

Эй, лиса, уходи прочь!

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Сказочница 2: Испугался медведь и убежал в лес.

Сказочница 2:

И медведь не смог помочь. Может петушки помогут?

Петушок 1: Мы лихие петушки,

Мы задорны и легки!

Крылья поднимаем,

Весело шагаем!

Петушок 1: Здесь со мной мои дружки-

Боевые петушки!

Грозны наши голоса –

Испугается лиса!

Петушок 2: Мы лисицу победим

Домик мы освободим!

Все: Ку – ка – ре – ку! Уходи, лиса, прочь!

Сказочница 1:

Испугалась лиса и убежала в лес, а заяц с петушками стали жить – поживать, чаи распивать, добра наживать. Тут и сказки конец, а кто слушал, молодец!

 «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы — ледяная»

(конспект НОД по ИЗО)

Цель: продолжать развивать у детей образные представления, воображение.

Задачи:

  • Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.
  • Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами       (цветные карандаши, красками, восковыми мелками).
  • Воспитывать аккуратность в изображении, усидчивость

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»; чтение стихотворений о весне. На прогулке наблюдение – эксперимент со снегом (в тепле тает) . Рассматривание иллюстраций к сказке.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал иллюстрация к сказке.

Раздаточный материал: альбомные листы; краска-акварель; восковые мелки; кисти; стаканчики для воды; клеенки.

Ход:

Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску, к какой сказке эти иллюстрации? («Лиса и заяц» или «Заюшкина избушка»)

Вспомните что это за сказка? (русская народная)

Кто главные герои этой сказки? (лиса, заяц, петух)

Какая избушка была у зайца? Какая у лисы? Что сними, случилось?

Сейчас я вам предлагаю сесть за столы и нарисовать избушку зайца и избушку лисы.

Как вы будите рисовать избушки? Какой формы они будут? Какие краски вы будите использовать?

Предлагаю вам, нарисовать саму избушку красками, а детали на избушке- восковыми мелками, когда она высохнет.

Какими деталями можно будет украсить еще ваш рисунок (деревья) Какой материал вы можете использовать, чтобы их нарисовать?

На каком плане они будут находиться? Какие будут по размеру?

Не забываем, что сегодня ты рисуем избушки, а на следующем занятии будем дорисовать героев сказки. Как мы должны расположить предметы, чтобы осталось место для главных героев сказки?

Приступаем к работе. Рисуем аккуратно, не забываем, что надо отжимать кисть, чем меньшее на кисточке воды, тем ярче будут краски.

… Дети выполняют задание, воспитатель контролирует осанку, как правильно держат кисть, не забывают ли отжимать; аккуратность закрашивания (равномерно, краски яркие, соблюдение пропорций в рисунке, расположение объектов на листе…. Кто закончил рисовать избушки, предлагаю приступать к рисованию деревьев, снега.

Мы закончили с вами рисовать, давайте выложим ваши рисунки, расскажите мне, пожалуйста, что вам особенно понравилось в рисунках?

Какую работу можно отметить за аккуратное изображение?

Вы отлично справились с заданием, на следующем занятии мы с вами дорисуем главных героев.

Детские скороговорки

Скороговорки - это ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки создавались с давних пор народом ради забавы детей, и надо заметить, эта забава оказалась весьма полезной. Ведь если использовать скороговорки для развития речи ребенка, можно добиться огромных успехов в корректировке и исправлении неправильного произношения звуков.

Скороговорки для развития речи

Пытаясь развить правильную речь ребенка, нужно как можно чаще применять скороговорки, поскольку дети их очень любят. Скороговорки произносятся в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Важно следить за четкостью произношения каждого звука, тогда речь будет развиваться правильно. Особое внимание необходимо уделять тем скороговоркам, в которых идет проработка звуков, вызывающих наиболее затруднительное произношение у  ребенка

Дима дарит Дине дыни,

Дыни Дима дарит Дине.
***
У бабы бобы, у деда дубы.
***
До города дорога в гору,
От города - с горы.
***
У Бобы винт, У Вити бинт.
***
Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.
***
От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт
***
У пеньков опять пять опят стоят.
***
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
***
Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
***
Ткет ткач ткани на платки Тане.
***
Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.
***
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
***
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
***
По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
****
Стрекотали три сороки на рассвете во дворе,

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

****

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

****

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

Литературная викторина

 "Наши любимые сказки»

Цели: 1. Закрепить знания по сказкам.

            2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь

            3. Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.

Оборудование: выставка книг-сказок, пазлы по русским народным сказкам, мяч.

Ход викторины:

Воспитатель. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину « Наши любимые сказки». Для проведения викторины нам необходимо выбрать жюри, которые будут внимательно наблюдать за ходом нашей игры.

Дети делятся на две команды: «Лисичка-сестричка» и «Зайчик-побегайчик»

1 конкурс «Разминка»

  • Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?   (Жучка)
  • Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
  • Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
  • У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
  • В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
  • Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Назови сказку»

Дети по обложкам книг определяют название сказок.

3 конкурс «Угадай героя сказки»

«Только прыг через порог –

И пошел гулять без ног».   (Колобок)

«В огороде вырос овощ,

Приходите все на помощь.

Вытянуть не можем.

Кто же нам поможет?»   (Репка)

 «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне»    (Емеля)

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей»   (Царевна Лягушка)

«Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад»     (Волк)

 «Волшебница из проруби –

Бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною

Не машет, ни рукою.

Но по ее велению,

Лишь было бы желание,

Случаются явления,

Достойные внимания»     (Щука)

Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет.

Нос крючком,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая

Дыбом волосы стоят

4 конкурс «Исправь ошибку»

«Петушок Ряба»

«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»

«Утки – лебеди»

«Лисичка с кастрюлькой»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

5 конкурс «Вспомни сказки»

Команды по очереди называют сказки, героями которых являются заяц и лиса

6 конкурс «Собери сказку»

Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам, а затем называют сказку.

Жюри подводят итоги, а детям предлагаю поиграть в игру «Иван-Царевич» (с мячом)

Мышка-норушка     (начало говорит воспитатель, заканчивают дети)

Лягушка-квакушка

Зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка

Сестрица-Аленушка

Братец-Иванушка

Серый-волк

Царевна-лягушка

Шапка-невидимка

Ковер-самолет

Жар-птица

Василиса-премудрая

Дети садятся на места.

Жюри объявляет победителей. Награждение.  

Сказочные загадки

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

(Соловей-разбойник)

***

Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — …

(Теремок)

***

На сметане мешон,

На окошке стужён,

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…

(Колобок)

***

И зайчонок, и волчица —

Все бегут к нему лечиться.

(Доктор Айболит)

***

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(Айболит)

***

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

(Белоснежка)

***

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

(Медведь)

***

Кто любил играть и петь?

Два мышонка — Круть и …

(Верть)

***

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон)

***

На лесной опушке

Сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метёлкой ей дорога,

Это зловредная…

(Баба-Яга)

Сценарий сказки «Колобок».

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Актуальность темы.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают! А. Лесных

Ведущий:

Дорогие взрослые, дорогие дети

Вместе с вами мы живем на одной планете.

Любим песни, любим сказки в них тепло, любовь и ласка

К нам пришли артисты наши, мы для вас споем и спляшем

Вам – подарок от души, выступают – малыши!

Ведущий:

У леса на опушке, в избе жила старушка

Она грибы солила, в березовой кадушке.

Она сучила пряжу, она ткала холсты

А дед работал в поле и устал до ломоты.

Дед:

Потолок почернел, дверь скрипучая

Что за жизнь у нас невезучая, испеки колобок, бабка милая

Он зарядит меня новой силою

Бабка:

Ну и дед, вот дает нет муки которой год

Из чего же испеку если в жизни не везет

Дед:

А ты по коробу поскреби, по сусекам помети

Вот и наберешь муки на колобок

Бабка скребет, метет, лепит колобок.

Выводит за руку ребенка-колобка и говорит:

Вот как деду угодила Колобок какой слепила

И румяный и душистый вот какой он золотистый!

Только-только из печи еще щечки горячи

Подойди сюда к окошечку, полежи, остынь немножечко

(сажает колобка на стул под окошком и уходит в дом)

Ведущий:

Надоело колобку на окошке лежать

Покатился по дорожке нужно ноженки размять.

Колобок на носочках «катится» по тропинке вокруг домика и поет:

Я веселый колобок, колобок, колобок

У меня румяный бок

Я от дедушки ушел и от бабки ушел

Но друзей я не нашел, не нашел, не нашел

Навстречу ему заяц:

Колобок, колобок, у тебя румяный бок

Я тебя съем!

Колобок:

Не ешь меня косой, не видишь я босой!

Лучше я тебя песенку спою.

Колобок поет песенку:

Колобок, я колобок у меня румяный бок

На сметанке замесили, прямо в печку посадили

Положили остывать, я надумал убежать.

Я от бабушке ушел и от дедушке ушел

Я себе друзей искал, но меня ты напугал

У тебя глаза косые раз, два, три, четыре, пять

А теперь попробуй, заяц быстро ты меня догнать.

Убегает:

Катится колобок, а навстречу ему волк

Волк:

О! Колобок тебя мне только не хватало

Ну, одного как будто мало. Сейчас я съем тебя родимый!

Скорей иди ко мне любимый!

Колобок:

Колобок я, а не трус тебя волк я не боюсь!

Я от бабушки ушел, я от бабушки ушел

От косого убежал, и меня ты не достал! (убегает)

(колобок катится, навстречу медведь)

Медведь:

Здравствуй колобок, колобок – румяный бок!

Я тебя съем!

Колобок:

Ну хватит, миша реветь не ешь меня

Я тебе песенку спою!

Колобок поет песенку:

Я колобок, колобок….

(убегает)

Ведущий:

Колобочек покатился и назад не воротился.

Сколько можно убегать? Где друзей ему достать?

Глядь мелькает на тропинке чья – то рыженькая спинка.

Лиса:

Ах, колобок, какой проказник!

У меня сегодня праздник! Я новый самовар купила,

Гостей на праздник пригласила, испечь хотела пирожок,

Но встретила тебя, дружок! Какой же ты хорошенький,

Какой же ты пригоженький!

Колобок:

Ура! Я нашел подружку! Ты не будешь меня есть?

Лиса:

Нет, нет!

Колобок: Я тебя песенку спою Я веселый колобок, у меня румяный бок…

Лиса:

Ох, горе какое, глухая стала, Ничего не слышу! Сядь ко мне на носок!

Да пропой еще разок!

Колобок: (подходит ближе и поет)

Я веселый колобок, у меня румяный бок….

Лиса:

Я лисичка, хвостик рыжий подойди ко мне поближе!

Сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок!

Из домика выходит дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь и говорят:

Ты прости нас колобок, колобок, румяный бок

Ведь лисица рыжая, съест тебя бесстыжая.

Ты из дома укатился, чтоб друзей себе найти,

Но давай скорее руки, нам с тобою по пути!

Театрализованные игры-путь к детскому творчеству

(консультация для родителей)

Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.

По - настоящему цельной можно называть такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развивать в ребёнке и то и другое.

Несомненно, ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности начинает по- новому рассматривать своё «я», своё собственное поведение и поведение других, своих взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога- мастера, педагога- психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и также активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.

При всём разнообразии художественной деятельности, занятий ( по форме и по содержанию) особое место в воспитательно - образовательной работе дошкольных учреждений занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом, на художественно-деятельное общение со взрослыми.

Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируется творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, память, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, смелости, честности, формируют понятия добра и зла.

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально- личностными особенностями. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому- преодолеть неуверенность в себе.

         Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством сохранения эмоционального здоровья ребёнка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие- наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразным по форме и содержанию.

         Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры, интересы, желания.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться, проявлять самостоятельность при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа.

«Почему с детьми надо проводить пальчиковые игры»

(консультация для родителей)

Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагружать малыша чрезмерной информацией не стоит. С ним надо общаться осторожно и нежно, ведь мозг ребенка в ранний период еще не способен воспринимать знания в большом количестве и все навыки малыша имеют, безусловно-рефлекторный, характер. Младенец еще не может осознанно выполнять даже простые действия. Такие осмысленные движения у него появляются позже, в результате обучения взрослыми. Поэтому игры с ребенком имеют немаловажное значение и помогают ему познавать окружающий мир. Да и родителям будет приятно совместное времяпровождение с малышом. В плане развития ребенка очень полезны пальчиковые игры для малышей. Легкие, простые и веселые они принесут ему большую пользу, развивая мелкую моторику рук и знакомя его с новыми ощущениями. Уже давно признано и то, что развитие рук ребенка, его мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи. И вы, наверное, не раз обращали внимание на то, как малыш пытается познавать новое, прикасаясь к нему пальчиками. Именно таким образом он знакомится с понятиями «мягко» и «твердо», «тепло» и «холодно».

Поэтому значение пальчиковых игр очень велико для формирования всесторонне развитой личности. Играйте с ребенком как можно чаще, но недолго. Этим вы будете способствовать активации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии карапуза. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.

На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

Задавая себе вопрос для чего нужны пальчиковые игры, мы также легко можем на него ответить, наблюдая за развитием своего малыша. Какой радостью светятся его глазки, когда он пытается повторять ваши движения и слушает стишки. Развивая свои пальчики, ребенок стимулирует мышление, а фантазируя вместе с вами – подключает воображение. Поэтому значение, используемых для занятий с малышом пальчиковых игр, особенно велико в раннем младенческом возрасте.

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников

Такие игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево – право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Освоить такие пальчиковые игры и продемонстрировать их могут ребятишки, начиная с 4-5 лет. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий. Для самых маленьких сначала используется массаж ладошек, который включает в себя поглаживание, сгибание-разгибание пальчиков, растирание. Его делают не более 3-5 минут. А деткам постарше предлагают «Козу-дерезу», «Сороку-ворону», «Ладушки». Например, один из стишков звучит следующим образом:

«Ладушки-ладушки, где были? – у бабушки.

Что ели? – кашку. Что пили? – бражку.

Попили-поели – домой полетели,

На головку сели»

Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют в такие игры с поочередной сменой сюжетов в них. А от 5 лет и выше в пальчиковые игры для дошкольников, добавляются разные предметы, позволяющие более активно использовать кисти и пальцы ребенка – шарики, кубики, пирамидки, домики и другие игрушки.

Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Пальчики – это довольно удобное решение для малыша, если захочется поиграть на улице, в детском саду, в школе. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте.

Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр

Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.

Насколько сильно понравится игра малышам зависит от того, как ее преподносит взрослый. Для маленьких крох важно нежное прикосновение и ласковая интонация маминого голоса. Малыши 3-5 лет лучше воспринимают мимику и внятную речь взрослых, которым следует знать предлагаемые стишки наизусть.

Пальчиковые игры, предназначенные для развития речи, имеют еще одно замечательное качество – они способствуют радостному общению близких людей. Во время этих игр родители обычно усаживают малыша на руки, гладят его, обнимают, даря много положительных эмоций, что благоприятным образом сказывается на его общем развитии. Окунувшись совместно с ребенком в забавный и увлекательный мир пальчиковых игр, вы освоите полезное и увлекательное занятие, роль которого в формировании будущей личности трудно переоценить.

Рекомендации по подготовке к пальчиковым играм:

  1. Никогда не прикасайтесь к маленькому ребенку холодными руками. Можете растереть ладони или согреть их на радиаторе, под теплой водой.
  2. Перед тем, как начать новую игру, познакомьте малыша с неизвестными персонажами на примере картинок или игрушек.
  3. До полутора лет пальчиковые игры с ребенком проводите в виде пассивной гимнастики или как демонстрацию.
  4. Во время игры используйте максимально выразительную мимику.
  5. Старайтесь как можно чаще прикасаться к малышу пальцами, гладить его или щекотать. Этим вы вызовите дополнительные положительные эмоции.
  6. Разучив 2-3 игры, через некоторое время замените их на новые.
  7. Рассказывайте сказку или стишки с выражением, создавая паузы в нужных местах, говоря тише или громче, в зависимости от сюжета.

Работа по подготовке к школе проводится еще в дошкольных учреждениях. Пальчиковые игры в детском саду готовят ребятишек к овладению навыком письма в дальнейшем. Многие преподаватели младших классов отмечают у детей трудности с обучением письму, которое является сложным навыком, предполагающим слаженную работу мелких мышц кисти и всей руки. Для овладения письмом должна быть и определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Пальчиковые игры в детском саду способствуют именно подготовке к овладению письмом. Воспитатели и родители, уделяющие должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры помогают интеллектуальному формированию ребенка еще в детском саду, а также подготавливают его к овладению навыком письма в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».

В презентации представлен личный опыт автора по театрализованной деятельности в детском саду. начиная с младшей группы и до подготовительной....

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Доклад из опыта работы Тема: «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков пове...

Презентация на тему "Театрализованная деятельность в детском саду".

Я работаю в МА ДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад «Пчелка» в старшей группе «Фиалочки». Театрализованная деятельность меня привлекает тем, что она особенно понятна и близка д...

Проект по организации театрализованной деятельности в детском саду "Театр для всех"

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностны...