Проект по организации театрализованной деятельности в детском саду "Театр для всех"
проект (подготовительная группа)

Диана Тагировна Чеботарева

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера.           Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче,  стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель проекта – Приобщение детей и родителей к театральной культуре. Совместная театральная постановка детей и взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_dlya_vseh.doc852 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

ПРОЕКТ

по организации театрализованной деятельности в детском саду

 «ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ!»

Составитель:

Воспитатель подготовительной

 группы № 11 Чеботарева Д.Т.

г. Пушкино, 2019 г.


Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей… ”

(Б. М. Теплов)

Актуальность проекта

              Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера.           Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче,  стало опорной точкой для создания этого проекта.

Цель проекта – Приобщение детей и родителей к театральной культуре. Совместная театральная постановка детей и взрослых.

Задачи проекта:

1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2.Учить детей различным средствам импровизации.

3.Формировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.

4.Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.

5.Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Интеграция: социально - коммуникативное развитие, познавательное, речевое,  художественно - эстетическое, физическое развитие.

Задачи по центрам активности:

Игровая деятельность.

- разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;

- передавать характер персонажей;

- учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,

  движение;

- учить сочетать движение и речь;

- формировать интонационно – образную речь;

- развивать инициативу и фантазию.

Речевое развитие.

 Учить:

- понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;

- давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты,  

  сравнения, образные выражения;

- использовать выразительные средства интонационно – образной речи;

- пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;

- развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Математическое развитие.

- ориентироваться в пространстве;

- различать геометрические фигуры и формы;

- учить пользоваться моделями.

Социализация.

- расширять представления детей об окружающей действительности;

- уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;

- воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам,

  костюмам,  декорациям, уважение к труду взрослых и детей;

- закреплять представление о различных видах кукольных театров.

Изобразительная деятельность.

- учить рисовать эскизы (рисунки), отражающие основные действия

  спектакля;

- развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей

  и декорации из различных материалов (бумага, соленое тесто, ткань и др.);

- создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам.

Конструирование и ручной труд.

- познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в

  ручных конструкциях;

- учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);

- развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,

  картоном, бросовым и природным материалом;

- развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Партнеры проекта:

Воспитанники группы.

Воспитатели группы.

Родители детей группы.

Музыкальный руководитель.

Старший воспитатель.

Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.

Вид проекта: долгосрочный.

Сроки и место реализации:  сентябрь — декабрь

Ожидаемые результаты:

1.Участие в проекте не менее 80% семей группы.

2. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.

3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей  

    театральной культуры. Увлечённое использование театрального центра

    детьми в группе в самостоятельной деятельности.

4.Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей через совместную театрализованную деятельность.

5.Фотоотчет, презентация проекта.

Формы работы с детьми:

  • Беседа о театре и театральной студии;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игровые упражнения;
  • Подвижные игры с элементами драматизации;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Театрализованные игры;
  • Воображаемые путешествия;
  • Проведение спектаклей;
  • Организация развивающих и творческих  игровых занятий;
  • Организация совместных с родителями мероприятий;
  • Организация театральных вечеров с показом  театрализованных  представлений;
  • Организация посещений  культурных мероприятий.

Методы и приемы:

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

- драматизация детских литературных произведений;

- беседы после просмотра спектаклей;

- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;

- театрализованные игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.

Развивающая среда включает в себя:

•        Различные виды театров;

•        Реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей;

•        Костюмы для игр – драматизаций;

•        Детская художественная литература и др.

Формы работы с родителями:

1.Совместное изготовление  пособий для  организации

 предметной среды.

2.Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Консультирование родителей по ведущим  вопросам.

4. Организация совместных посещений объектов культуры и

 культурных мероприятий и т.д.

1-й этап - Предварительная работа

- Изучение методической литературы.

- Приобретение дидактического материала для организации предметной

  среды.

2 этап - Основная работа

- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

3 этап - Заключительная работа

- Проведение мониторинга исполнения задач  проекта.

На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.  

План реализации проекта:

Подготовительный этап -

1). Анкетирование родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

Срок  - сентябрь, ответственные - воспитатели

Результат: Наглядная информация для родителей:

выпуск  информационного стенда  «Театр для всех».

2). Опрос детей «Театрализованная деятельность детей в детском саду».

Срок - сентябрь-октябрь, ответственные - воспитатели

Результат: Определение целей и задач проекта.

3). Определение цели и задач проекта. Разработка проекта.

Срок - сентябрь, ответственные – воспитатели, ст. воспитатель.

Результат: Проект «Театр для всех».

4). Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального  центра, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Срок - ноябрь, ответственные - воспитатели

Основной этап:

1). Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, изготовить маски, пополнить центр различными  видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный др.).

Срок – сентябрь, октябрь, ответственные -  воспитатели, родители.

Результат: Схемы, эскизы. Мастер - класс по изготовлению.

2). Просмотр  драматизации сказки  «Зайкина  избушка».

3). Просмотр представления по мотивам  русских народных сказок.

Срок - ноябрь, ответственные – воспитатели, ст. воспитатель.

4). Рисование по русским народным сказкам.

5).Чтение детских литературных произведений, отгадывание загадок, рассматривание картин,  иллюстраций.

Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.

6). Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра.

7). Обыгрывание этюдов,  сказок в индивидуальной и коллективной работе.

Срок - ноябрь – декабрь, ответственные – воспитатели, ст. воспитатель.

Результат: Приобретение детьми устойчивых навыков в области театрального искусства.

8). Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей.

Срок – ноябрь, декабрь, ответственные: – воспитатели, ст. воспитатель.

Результат: Приобретение детьми навыков в использовании театральных атрибутов (билеты, маски,  декорации и др.)

9).  Проведение экскурсии в  театр оперы и балета с посещением гримёрной артистов, сцены, зрительного зала, фойе, костюмерной и т.д.

Срок  - сентябрь, ответственные - воспитатели, родители.

Результат: Побуждение интереса детей к театральному искусству.

Заключительный этап:

1). Фотоотчет.

Срок – декабрь, ответственные – воспитатели,  старший  воспитатель.

Результат: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.


Мониторинг выполнения задач проекта «Театр для всех»

Критерии оценки:

1). В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2). В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется  центр театра);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: пальчиковый, настольный, кукольный, и т д.

3). Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации в различных видах детской деятельности;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.


Выводы:

1). Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

2). В лице родителей мы нашли поддержку в подготовительной работе изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т.д..

3). Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.

Иначе говоря, проект “Театр для всех” позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.

                                   


Перспективы:

  • Создание картотеки театрализованных игр по всем возрастным группам.
  • Пополнение методической копилки сценариями и конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации.
  • Привлечение родителей для участия в праздничных утренниках,  развлечениях,  тематических днях и др. в качестве литературных героев.
  • Показ театрализованных постановок для детей  детского сада и за его пределами.
  • Перевод организации и содержания детских праздников из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада  и др.
  • Продолжение поиска интерактивных форм работы с родителями в области художественно – эстетического развития детей.
  • Разработка пакета рекомендаций по включению родителей в единый воспитательный коллектив через участие в детских театрализованных праздниках.

Описание: http://dou254.ucoz.ru/_ph/11/93364769.jpg


Используемая литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ".
  • Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
  • А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  • Е.В.Мигунова  «Организация театральной деятельности в детском саду»,  Великий Новгород, 2006 год.
  • И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  • Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
  • Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва  изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  • «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования   «От рождения до школы».  Под редакцией   Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
  • Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  • Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Приложение № 1.

Анкета для родителей-1 

Уважаемые родители!

     Мы очень заинтересованы в успешном развитии вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его творческих способностей в детском саду и в условиях семьи.

Просим вас ответить на вопросы анкеты или подчеркнуть один из предложенных вариантов ответов.

1. Делится ли ваш ребенок своими впечатлениями о театрализованных представлениях, занятиях в кружке, праздниках, проводимых в детском саду? (Да, нет)

2. Устраиваете ли вы дома театрализованные игры и представления? (Да, нет)

3. Посещаете ли вы со своим ребенком театры с детскими постановками? (Да, нет)

4. Вызывают ли у вашего ребенка эмоциональный отклик театральные постановки? (Да, нет)

5. Слушаете ли вы с ребенком аудиозаписи сказок? (Да, нет)

6. Знаете ли вы, как организовать театрализованную деятельность в семье? (Да, нет, затрудняюсь ответить)

7. Есть ли у вас необходимость и желание узнать о том, как организовать театрализованную деятельность с ребенком в домашних условиях? (Да, нет)

Большое спасибо за участие!


Анкета для родителей-2

Тема - «Любите ли Вы театр?»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей с искусством театра

1. Как Вы относитесь к театральному искусству?________________________

2.Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?___________________________________________________

3.Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?______________

4.Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?_____________________________________________________________

5.Какой вид театра Вам нравится больше всего:

- кукольный;

- настольный;

- театр семей;

- театр марионеток;

- опера и балет;

- музыкальный театр;

- другой.

 6. Что Вы знаете о театрах нашего города?______________________________________________________________________________________________________________________________

 7.Как Вы  относитесь к возможности организации семейного театра?____________________________________________________________

 8. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:

- изготовление кукол;

- пошив костюмов для театральных постановок;

- изготовление декораций;

- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;

- личное участие в постановках.

Благодарим за сотрудничество!


Приложение № 2.

Памятка для родителей

«Организация театрализованной деятельности в семье»

Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Если Вы хотите развивать творческие способности своего ребенка и желаете, чтобы Ваш ребёнок был успешен в жизни, чаще предлагайте ему поучаствовать вместе с вами в театрализованной деятельности!

Благодаря этой деятельности у ребёнка будут развиваться:

 психофизические способности (мимика и пантомимика);

 психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память);

 речь (монологическая и диалогическая);

 творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Он глубже познает окружающий мир; освоит новые способы общения.

Для этого Вы можете вместе с ребёнком:

разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки по ролям с использованием различных видов театров: игрушек, картинок или использовать предметы - заместители (кубики, камешки и другие подручные материалы). Особое внимание уделяйте интонационной выразительности речи, выразительности жестов, движений.

 во время досуга организовывать речевые игры и упражнения, занятия ритмопластикой, сочинять стихи и сказки;

 учиться владеть куклами би-ба-бо и тростевыми куклами, другими доступными видами театров;

 изготавливать и подбирать атрибуты к сказкам, элементы костюмов, оформлять декорации к представлениям;

 на семейных праздниках чаще организовывайте театрализованные представления с использованием различных видов театров (плоскостным, пальчиковым и др.) или организуйте игры - драматизации по мотивам сказок.

Помните: чтобы развивать творческие способности ребёнка, ему необходимо предлагать особую деятельность, в которой он сможет активно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Желаем Вам всем творческих успехов!


Приложение № 3.

Консультация для родителей

«Организация театрализованной деятельности в семье»

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»? Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой.  Они с удовольствием

перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.

Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести   малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его…. Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка. Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.        Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе. Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально - игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.        Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем. Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же « как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.

Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.        Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения. Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры. В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.


Приложение № 4.

 «Пальчиковый театр – как средство речевого развития»

        

        Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимают ребенку настроение, успокаивают, если он расшалился, развлекают, если вдруг становится скучно.

         Все движения ребенка, а также его речь взаимосвязаны, поэтому любые движения положительно влияют на развитие речи.

Сегодня все мамы и папы должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Фигурки сказочных персонажей одеваются на пальчики ребенка, и герои оживают, они умеют двигаться и говорить, это развивает речь детей, учит общению между сверстниками. Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают  развивать кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр - это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир.  Домашний театр считается популярной формой семейного досуга. Домашние представления способствуют ощущению успеха и развитию личности ребенка в целом. Игра в пальчиковый театр хороша тем, что в ней могут участвовать все члены вашей семьи. Совместное творчество поможет вам не только развивать фантазию ваших детей, но и даст возможность лучше узнать друг друга, разовьёт чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело, сплотить вашу семью. 
Прежде чем разыгрывать мини-сценку или мини-спектакль, детей необходимо познакомить с содержанием. Затем необходимо объяснить значение незнакомых или непонятных слов.

Следующий этап – характеристика героев мини-спектакля. Очень важно учить детей анализировать поступки других, предлагая стать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук.

Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные. Важно, чтобы в движение вовлекалось как можно больше пальцев, движения должны быть активными и свободными. Например: на указательном пальце – «шапочка» - персонаж «Дед», большой и средний пальцы – «руки деда».

Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте новые истории, поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Хотите, чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться, играя, а играя познавать окружающий мир? Тогда смастерите ему пальчиковый театр. Сделать театр своими руками не так уж сложно. Для этого нужно лишь желание, немного терпения и ваша сказка станет былью.


Приложение № 5.

Мастер-класс

«Развитие творческих способностей средствами

 театрализованной деятельности»

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.

3. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованного представления.

Планируемый результат: Смотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Образовательный продукт: Театральная мини-постановка русской народной сказки «По щучьему веленью».

Структура мастер - класса

1. Актуализация. Постановка проблемы. Средства, методы и приемы.

2. Тренинг. Игры на развитие дикции, обогащение эмоциональной сферы, владение жестами.

3. Практикум. Театральная мини-постановка сказки «По щучьему велению».

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться опытом своей работы по театральной педагогике и пополнить вашу методическую копилку методами и приемами проведения театрализованной деятельности, а так же играми и упражнениями, которые направлены у детей на развитие мастерства и сценического умения.

Предлагаем вашему вниманию цель, задачи, планируемый результат, образовательный продукт и структуру мастер- класса.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но по нашему мнению театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажатыми, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или мероприятии. Выбор именно такого направления в нашей работе обусловлен рядом причин. Во - первых - специфика работы воспитателя и музыкального руководителя предусматривает проведение различных праздников и развлечений, в ходе которых дети должны выполнять различные роли, передавать характерные особенности того или иного персонажа.
Во - вторых - привычку к выразительной публичной речи, эмоциональной передаче какого либо образа, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед большой аудиторией.

Проанализировав состояние творческих умений своих воспитанников, мы сформулировали проблему – развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности, это и стало основной целью нашей работы. Отсюда определились задачи:

1. Развитие выразительной речи у детей.

2. Развитие их эмоциональной сферы.

3. Развитие навыков эмпатии (язык жестов и двигательных умений)

Самое важное на наш взгляд в работе по развитию творческих способностей - это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно: чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые мы и использовали в своей работе.

Например, для развития выразительности речи детей каждый день проводим артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.

Часто используем фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма использовали игровые упражнения В. В. Емельяновой. Для развития памяти, воображения, фантазирования использовали этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками использовали речевые этюды Н. Ф. Сорокиной. Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу. А чтобы Вам, уважаемые коллеги, было более понятно проведем тренинг. Предлагаем упражнение на развитие дикции. Повторяйте все вместе четко, дружно и громко. Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.

Ну-ка повторяйте: да-да-да. И не отставайте: да-да-да.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: да-да-да.

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла. И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ла-ла-ла.

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба. И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ба-ба-ба.

Для проведения следующей игры просим выйти несколько желающих.

Игра называется «Театральная разминка», она учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.

Игра «Театральная разминка».

Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.

Раз, два, три, четыре, пять — Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная».

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть, Попробуйте его показать.

(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)

Для проведения следующей игры просим выйти следующих желающих.

Сейчас мы с вами будем развивать быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами. Мы будем задавать вопросы, а вы быстро будите отвечать на них: Вот так! Сопровождая ответ жестами. Делаем все четко и быстро.

Игра называется «Как живешь?».

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

Педагог: Дети: Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).

Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).

Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).

Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)

Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)

Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)

А сейчас мы приглашаем вас на наше театральное мини - представление по мотивам сказки «По щучьему веленью».

Театральная мини-постановка сказки «По щучьему веленью».

Тихо, тихо, открывайте глазки, начинаем сказку мы для вас:

Про Царя и Щуку, Машу и Емелю сами вы увидите сейчас.

Мы старались, сказку вспоминали, а потом учили мы стихи.

Песни подбирали, и костюмы шили и сюда нарядные пришли.

Рефлексия.

Таким образом, мы надеемся, что мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. А нашему современному обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И у себя в детском саду вы непременно займетесь развитием творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

На этом мастер – класс закончен, всем спасибо!


Приложение № 6.

Игра «Театральная разминка»

 Воспитатель приветствует детей и предлагает поиграть в игру «Театральная

разминка»:

 Раз, два, три, четыре, пять –  Вы хотите поиграть?

 Называется игра «Разминка театральная».

 Сказки любите читать?  Артистами хотите стать?

 Тогда скажите мне, друзья,  Как можно изменить себя?

 Чтоб быть похожим на лису?  Или на волка, или на козу,

 Или на принца, на Ягу,  Иль на лягушку, что в пруду?

 (Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.)

 А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер,

 Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу?

 Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и, конечно, мимика.)

Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

 Бывает, без сомнения,  разное настроение,

 Его я буду называть,  Попробуйте его показать.

 Воспитатель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас…

  А теперь пора пришла - Общаться жестами, да-да!

 Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду.

 Воспитатель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да».

Подошла к концу разминка…


Приложение № 7.

"Путешествие в сказку"

(Конспект открытого интегрированного занятия)

Цель: развитие умения находить надсистемные и подсистемные связи объекта, определять линию развития объекта, находить внешние ресурсы; упражнять в узнавании сказок по представленным элементам; развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление.

Материал: книги, конверты, запись голосов природы, магнитофон, 3 миски разного размера, 3 ложки, 3 стула, набор детских фотографий, половина альбомного листа на каждого ребенка, цветные карандаши, книжки-вкладыши для фотографий.

Декорации: деревья, лесной домик.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

В: Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. А скажите, откуда берутся сказки?

(Ответы детей)

В: Правильно. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

"Тили - тили - тили - бом, Открывайся сказки дом!"

(дети произносят волшебные слова, открывают глаза.

Звучит запись голосов лесных птиц)

В: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Слышите, поют лесные сказочные птицы?

В: А какие вы знаете сказки, в которых герои попадают в лес?

(Ответы детей)

В: Молодцы! Много вы знаете сказок. Ну, а теперь пойдемте дальше. Ой, смотрите, проход закрыт, тропинка завалена большой кипой книг! Как же нам пройти дальше?

(Ответы детей)

В: Давайте. (дети раскладывают книги в стопки и находят конверт)

В: Смотрите, дети, конверт! А что кладут в конверты?

(Ответы детей)

В: А для чего нужны письма?

(Ответы детей)

В: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное!

Давайте прочитаем.(Открывают конверт, читают письмо):

"Здравствуйте, маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумал. Я- Волшебник Путаница! Я всегда и везде все перепутываю! Хотите прогуляться по сказке - значит решайте все задачки! До скорой встречи! "

В: Дети, с нами решил поиграть Волшебник Путаница! Как он написал: "Я всегда все перепутываю:" Вот и сейчас здесь он что-то перепутал. Посмотрите внимательно!

(Ответы детей)

В: А где должны находиться книги?

(Ответы детей)

В: Молодцы! Думаю, с этим заданием Волшебника Путаницы мы справились. Ну что, пошли дальше? Ах, какой свежий воздух в лесу, как красиво поют птицы. А каких вы знаете птиц, которые живут в лесу?

(Ответы детей)

 (воспитатель с детьми подходят к лесному домику, на домике снова конверт).

В: Дети, смотрите, лесной домик! А в каких сказках герои попадают в домики или

избушки в лесу?

(Ответы детей)

В: Ой, смотрите, опять письмо от Волшебника Путаницы!

(читают письмо) "Привет, помните сказку "Маша и медведь"? Я там тоже все перепутал. Послушайте и попробуйте помочь Маше: Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до дома, где живет медведь?"

(Ответы детей)

В: Молодцы! Вы снова справились с заданием Волшебника. Ну, что, давайте,

наконец, войдем в избушку! Ой, какой тут беспорядок. Опять Волшебник Путаница поработал. Давайте немножко приберемся!

(физминутка: дети прибираются в сказочном лесном домике)

В: Дети, смотрите! Три миски: большая, средняя, маленькая, три ложки, три стула. Из какой это сказки?

(Ответы детей)

В: Верно! Вот медведи обрадуются, что в их домике все чисто и красиво! Ой,

сотрите, опять письмо! (читают письмо). "Ну, дети, молодцы! Все мои задачки решили, все расставили по своим местам! Вот вам последняя задачка. Я перепутал все ваши фотографии. На окошке возьмите книжки-вкладыши и расставьте свои фотографии в таком же порядке, в каком стоят миски на столе. А если чего-то не хватает, то дорисуйте! Счастливо!"

В: Вот какой затейник, это Волшебник Путаница! Ну что, решим его последнюю задачку?

 (Ответы детей)

 (дети расставляют в кармашки книжек-вкладышей свои фотографии в нужной очередности: ребенок маленький, "средний" (как сейчас), "большой" (в будущем). Фотографий будущего "взрослого" нет, поэтому дети рисуют сами, выбирая себе профессию)

В: Какие замечательные вы получились в будущем! Расскажите, какой профессией вы будете владеть! (Ответы детей).

В: Молодцы! Вы очень хорошо поработали, решили все задачки Волшебника

Путаницы! Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

"Сказка, двери закрывай! В детский сад нас отпускай!"

(дети произносят волшебные слова,

перестает звучать запись голосов природы)

В: Ну что, дети, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

В: Спасибо вам за проделанную работу. Молодцы!


Приложение № 8.

Модель творческой активности ребенка и взрослых

в театрализованной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

       Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...